Екатерина Редок
Методическая разработка «Прекрасное побуждает доброе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме : «Прекрасное побуждает доброе».
Подготовила музыкальный руководитель Редок Е. Г.
Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. В своей работе я стремлюсь формировать музыкальный вкус детей, знакомя дошкольников с классической музыкой.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Первый этап – это знакомство музыкальными инструментами, их названиями, звучанием. Чтобы почувствовать произведение, «войти в него», надо вслушаться в музыку, услышать каждый инструмент в оркестре. Знакомлю детей с музыкальными на занятиях, на вечерах досуга, посещая с детьми подготовительных групп Школу Искусств им. П. И. Чайковского, где наши дети с интересом слушают выступления воспитанников школы и знакомятся с музыкальными инструментами.
Традиционным стал у нас вечер досуга «Музыкальная мозаика». Дети слушают выступление оркестра, многие играют в нем сами, отгадывают музыкальные загадки. Познакомила детей с оперой А. Прокофьева «Петя и волк». Мои дошколята впервые услышали звучание фагота, кларнета и валторны, а в заключении все инструменты прозвучали в яркой оркестровой картине. Итак, знакомство с музыкальными инструментами состоялось, что же дальше?
Второй этап - знакомство с классической музыкой на вечерах досуга. Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому, при подготовке досугов так стараюсь подобрать музыкальный материал, чтобы он был доступен, интересен детям, выбираю самые яркие произведения. Самым «Классическим» стал у нас досуг «Детям о Чайковском». Сколько здесь прозвучало прекрасной, выразительной музыки! Ребята знакомились с пьесами из «Детского альбома». В нем много близких и понятных им картинок и образов. С увлечением они слушали произведения «Баба Яга», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». Под звуки «Неаполитанской песенки» девочки исполнили танец-импровизацию с бубном и кастаньетами. «Танцевали, как балерины»- сказали ребята о танце. Пьеса оставила такие яркие впечатления, что стала любимой у детей. Очаровали детей так же «Танец феи Драже» и «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского. После досуга дети увлеченно передавали свои впечатления в рисунках. Уверена, что такие музыкальные вечера детям очень нравятся!
А потом были другие досуги, не менее интересные. На вечере «М. И. Глинка -детям» ребята познакомились с отрывками из оперы «Руслан и Людмила». Дети слушали «Марш Черномора», он поразил их волшебством, сказочностью и красотой музыки. Дети слушали стихи А. С. Пушкина, рассматривали иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила» Все были очарованы прекрасной музыкой «Жаворонка», а перед прослушиванием читали стихи, они усилили впечатление музыкального произведения.
…На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В долине жаворонок звонкий…
На вечерах досуга сочетаются музыка и художественные произведения, музыка и живопись, музыка и хореография. Совместно с родителями очень интересно прошел досуг «Пушкин и музыка», где дети познакомились с двумя шедеврами: «Сказкой о царе Салтане» А. С Пушкина и одноименной оперой Н. А. Римского-Корсакова, которая служила иллюстрацией к стихам, читали их взрослые и дети. Ребята были очень внимательны: музыка их буквально захватила, у каждого появился свой любимый музыкальный отрывок. Мальчиков заворожил музыкальный фрагмент «Тридцатрь три богатыря». Надо было видеть, с каким любопытством они впитывали» каждый звук сказочного марша! Дети давали оценку музыкальному произведению: «Какая красивая музыка…а еще слышно как море шумит», «Это какая-то могучая музыка, ведь богатыри сильные и ловкие». Музыкальная картинка «Белка» произвела впечатление на девочек :» Музыка легкая, смешная, забавная, слышны высокие звуки… наверное белка очень веселая». С большим чувством говорили дети о полюбившемся отрывке :»Царевна-Лебедь» : Музыка очень красивая, величавая, плавная, переливается, это похоже на волны - Царевна взмахнула крыльями…»
Изменение суждений о музыке обрадовало меня. Ведь это означает? что предварительная работа не прошла даром, обогатила детей, вызвала интерес к классической музыке. Но одно дело – слушать музыку в записи и совсем другое- познакомиться с живой музыкой. Такие встречи в детском саду у нас стали традиционными, благодаря желанным гостям из Школы искусств им. П. И. Чайковского. Эти встречи для наших детей - праздники! Я говорила о сочетании видов искусств. Примером такой работы являются комплексные занятия: воспитатель в контакте с музыкальным руководителем. Умение слушать, чувствовать мелодию, помогает детям раскрыть тему в рисунке. Работы получаются разнообразные, выразительные, созвучные музыкальному произведению. В такой форме были проведены занятия, закрепляющие знания детей и досуги по теме «Времена года», «Пришла Весна», «Разноцветная Осень», «Зимняя сказка».
И наконец, третий - этап на пути знакомства с классикой – классическая музыка на праздничных утренниках. Как важно так подобрать музыку, чтобы она стала неотьемлемой частью, «изюминкой» сценария, чтобы ярко и выразительно представила персонаж или событие праздника. На осеннем празднике Осень в ярком, расписном костюме шла по залу, разбрасывала вокруг желтые листья, при этом звучала «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Праздник новогодней елки – это прежде всего сказка, которая уносит ребенка в мир фантазии, будит воображение, наполняет сильными эмоциональными впечатлениями. ….Звучит «Вальс» В. Ребикова из оперы «Елка» - и в сверкающем наряде появляется Снегурочка, легкая, изящная, рассыпая кругом снежинки, кружась в ритме музыки. Дети замирают от восторга, погружаясь в мир сказки. А однажды на Новый Год в детском саду расцвел волшебный аленький цветочек. Как же его представить на празднике? Снова поможет музыка П. И. Чайковского. Помните, «Вальс цветов», небольшое вступление арфы… Эта музыка и стала яркой темой цветка. Своими впечатлениями дети делились после праздника, рисовали волшебный аленький цветок.
А еще я люблю Праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью не познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость их прадедов. В этот день у нас в гостях – ветераны войны, участники боевых действий. Для них –наши песни, стихи, пляски. А потом наступает главная минута - минута Памяти, минута молчания. Звучит музыка. На большом экране мы видим, как воины и жители нашего великого города Ленинграда возлагают цветы на воинские захоронения. Как важны для наших дошкольников эти священные минуты, когда так ясно ощущается связь поколений, связь прошлого и будущего. Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто отдал за нее жизнь, - эти чувства помогает пробудить музыка.
Что мы уносим из детства? Порой самые неожиданные вещи: стихи, которые разучивала с нами мама, бабушкину колыбельную песню, радость новогодней елки, красоту распустившегося цветка. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что унесут из детства они. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, с музыкой!