марина богачева
Методическая разработка мастер-класса для педагогов ДОУ «Портрет первоклассника в системе ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель мастер-класса : направить педагогов на позитивный настрой,
создать модель «Будущего первоклассника» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования через связь и согласованность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
-актуализация наиболее значимых понятий преемственности дошкольного и начального образования ;
- выработка единых критериев будущего первоклассника ;
-укрепление сотрудничества учителей, воспитателей и родителей.
Оборудование: ноутбук, проектор, солнышки бумажные, карандаши, бумага.
Публикация «Методическая разработка мастер-класса для педагогов ДОУ „Портрет первоклассника в системе ФГОС“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ход мероприятия:
Ведущий:
1. Орг. момент. Знакомство.
Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас в этой аудитории. Чтобы нам настроиться на работу, давайте познакомимся. У Вас на столах лежат солнышки. Расскажите о себе, написав на них свое самое лучшее качество.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Сегодня у нас собрались: умные, талантливые и т. д. участники нашего круглого стола.
2. Введение в тематическую часть вопроса.
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений. Для работы круглого стола надо определить тему. Я предлагаю проанализировать фрагменты «подслушанных разговоров» и по их содержанию определить, кому принадлежат слова.
У участников на столе листы бумаги где они записывают под номерами кому по их мнению принадлежат слова. (в аудиозаписи звучат высказывания и диалоги).(Приложение 1)
Ведущий: Кому принадлежит первый диалог? Правильно воспитателям. Второй? Совершенно верно родителям. Ну и третий – учителям.
Главными героями Ваших фрагментов были дети, а точнее будущие первоклассники. Как Вы думаете, какая будет тема нашего круглого стола?
(Ответы)
Ведущий: Если обобщить ваши ответы то тема нашего круглого стола – «Портрет первоклассника». Добавлю к этому «в системе ФГОС ДО». Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребёнка. Вместе с тем, необходимо отметить, что конечные образовательные результаты ребёнка на «выходе» из детского сада, часто зависят от конкретных пожеланий родителей выпускника детского сада. А ведь часто родители под «готовностью ребёнка к обучению в школе» понимают умение читать, выполнять простейшие математические действия с числами и даже писать, и не видят проблем с несоответствием физической и психологической готовности своего ребёнка к обучению в школе.
Сегодня мы попытаемся найти ответы на волнующие нас вопросы и нарисовать портрет будущего первоклассника, учитывая возможности ДОУ, принимая во внимание пожелания учителей и родителей.
Определимся с понятием ПРЕМСТВЕННОСТЬ. У Вас на столах лежат различные определения данного понятия. (Приложение 2)
Участники круглого стола читают определения и говорят кому может принадлежать эта точка зрения.
Ведущий: Анализируя Ваши ответы, можно сделать вывод, что переход ребёнка – дошкольника в школьную образовательную среду – это переход в его иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения работников детского сада и начальной школы. Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов является важным этапом преемственности детского сада и школы.
3. Практическая часть – работа «круглого стола»
Ведущий: Я думаю, что все Вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение портрета будущего первоклассника. Я предлагаю поработать и определить критерии портрета будущего первоклассника. На лучиках напишите пожалуйста качества которыми по- вашему должен обладать будущий первоклассник.
Ведущий: Анализируя Ваши ответы, можно увидеть много общего. Нельзя забывать, что в центре внимания находится личность ребёнка, который не эстафетная палочка, передаваемая из сада в школу, и даже не сосуд, который мы должны наполнить определёнными знаниями, а, скорее всего, тот самый факел, который нужно зажечь. Говоря о будущем первокласснике, мы говорили о разных сторонах. Давайте проанализируем Ваши модели и построим общую модель будущего первоклассника. (Из ответов групп, используя приём «дебаты», выстраиваем общую модель будущего первоклассника)
Таким образом, получается следующий портрет будущего первоклассника :
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).
• Любознательный, активный (личностные результаты).
• Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе (личностные результаты).
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (познавательные результаты).
• Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).
• - На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика).
Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
4. Рефлексия. Подведение итогов круглого стола.
Я предлагаю Вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и посмотреть, что ждут наши воспитанники подготовительной группы от школы. (Приложение 3 – видео)
Из рассказов детей видно, что они хотят идти в школу, в которой ждут любого проявления доброты, любви и сердечности, и верят, что их учителя будут самыми красивыми, умными и трудолюбивыми. Так давайте же сделаем всё, чтобы у них не пропало желание хорошо учиться, а для этого нужна согласованность в работе ДОУ и начальной школы.
В заключении работы нам бы хотелось взять у Вас интервью.
1) Довольны ли Вы нашей сегодняшней работой?
2) Получили ли Вы достаточную и полезную информацию о будущем первокласснике?
3) Что из модели будущего первоклассника Вам кажется главным?
4) Что Вам сегодня понравилось? Не понравилось?
Закончить наш круглый стол нам хотелось бы словами одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя «Педагог».