Гаяне Григорян
Методические рекомендации по слушанию музыки, методам и приемам обучения пению
Методические рекомендации по слушанию музыки, методам и приемам обучения пению
Задачи:
1. Знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;
2. развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
Публикация «Методические рекомендации по слушанию музыки, методам и приемам обучения пению» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
3. Дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.
4. Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
5. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль)
6. Выразительно исполнять песни
7. Развить певческие навыки
Содержание занятия включает в себя три основных элемента
-ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений
-привитие навыков культуры слушания музыки
-формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке
Ход
В основе занятия лежат три основные темы
Первая тема:«какие чувства передает музыка?» детей знакомят с жанрами, различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая,веселая). Так эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки.
Вторая тема:«о чем рассказывает музыка?» детей знакомят с программностью и изобразительностью музыки : оказывается, она может рассказывать о характере героя,его настроения, о природных явления, о жизненных событиях»
Третья тема:«как рассказывает музыка?» детей знакомят с развитием художественных образов и средствами выразительности-музыка имеет свой язык, свою речь. Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.
Музыкальный руководитель, стоя перед детьми, говорит: “Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают”
Нередко музыкальному руководителю помогает обращенное к песне слово- краткое, яркое, образное. Так, перед исполнением народной песни “Веснянка” читают
Идет весна желанная,
Все ожило кругом,
Мы песенку веселую
Весне споем.
Для овладения навыком звукооброзования может использоваться показ, игровой прием( “ споем на дудочке: ду-ду-ду”, “покажем, как звенит колокольчик: динь-динь-динь” и т. д.)
Также напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков : а,о,у,э,и.
Таким образом у детей развивается умение произвольно менять характер звучания.
Обучение детей дикции, музыкальный руководитель привлекает внимание к выразительным речевым интонациям.
В песне “Зимняя песенка” М. Красаева “Эй,с дороги сторонись! ” важно выделить подчеркнуть обращение. Вопрос (“Где ж, мои ребятки, серые котятки?” в песне “ Кошечка” В. Витлина) или указание характерных признаков образа (“ трусишка-зайка серенький”, “сердитый волк”). Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слова. Так, в тексте песни “Зайчик”- “У лесной опушки сидит зайчик”- слово “опушка” некоторые ребята понимают как “пушки” или “ушки” и соответственно так и поют.
В работе над дикцией музыкальный руководитель должен обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти.
К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная). У него формируется первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме, наиболее ярких средствах выразительности.
Литература
1. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией Н. А. Ветлугиной-2-ое изд. ,испр. и доп. Академия дошкольного образования- М. : Просвещение, 2003.
2. Музыкально-игровые занятия с детьми дошкольного возраста "Мы играем с песенкой" Валерия Чапурина-2 ое изд. М. ;Просвещение, 2018. Издательство Владос
3. Ольга Радынова: Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш. ФГОС ДО
3-е издание, исправленное. Издательство: Сфера, 2019 г.