Ирина Казакова
Опыт работы по системе дидактических игр Декроли в речевом развитии детей дошкольного возраста
Жан Овидий Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей.
Система приближена к конкретным потребностям ребёнка.
Она включает в себя один из разделов:
Познание окружающей среды, так как потребности ребёнка удовлетворяются за счёт природной и социальной среды.
Так возникает потребность изучения природы и организации деятельности ребёнка в природе по удовлетворению его потребностей.
Публикация «Опыт работы по системе дидактических игр Декроли в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Жан Овидий Декроли предложил систему дидактических игр, но у неё нет конкретных примеров и названий игр, а есть теория по их созданию - это окружающие детей предметы, природный материал, а не абстрактные геометрические формы как у многих других авторов. И за счет чего у воспитателей открывается выбор сделать и создать их самостоятельно с детьми на использовании системы Декроли.

Мы использовали в дидактических играх природные предметы и явления окружающие детей. По мнению Декроли, игры следует использовать как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений и впечатлений.

Остановимся подробнее на сенсорном воспитании, которое является неотъемлемой частью умственного развития.
Получаемые детьми впечатления я использую не только в целях сенсорного, но обязательно в целях нравственного воспитания и осознанно-правильного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста.

В поиске эффективной формы работы мы остановились на использовании игр с использованием сенсорных коробок.

Использование сенсорных коробок является эффективным средством для развития, и включают в себя:
-Формирование представлений об окружающем мире, о внешних свойствах предметов и материалов через игры с природным материалом
-Формирование познавательного интереса, и бережного отношения к природе
-Расширение словарный запас и развитие связной речи

Важное значение в системе развития речи, имеют упражнения с дидактическими природными материалами, которые можно увидеть на улице и которые встречаются вокруг.
Дидактические игры с природным материалом помогают уточнить и конкретизировать знания детей о качествах и свойствах объектов природы.
Некоторые примеры таких игр мы имеем в нашей методике и вы можете увидеть их на слайде.

Детали дидактического материала, дети находят сами и приносят в группу в «Корзину сокровищ».
«Корзина сокровищ» это материал с которым мы работаем и применяем в играх и упражнениях (этот материал в свободном доступе можно собирать, раскладывать, составлять из него мозайку, его мы используем в наших играх, это позволяет совершенствовать сенсорный опыт ребенка, что является полезным для развития речи и закрепления представлений о форме, величине, цвете материала и тактильного ощущения, что как раз и включал Жан Овидий Декроли в работу с детьми.

На использовании системы Декроли мы разработали свою обстоятельную методику проведения сенсорных игр.
Итак, мы старались передать действия со всеми подробностями, с наибольшей полнотой. С ребятами мы создавали композицию, например играли в дидактические игры с использованием пластилина и природного материала, в процессе обсуждали и подробно говорили о том с чем мы работаем, обращали внимание на цвет, форму. В процессе игры дети общались, выражали свои мысли, суждения, у них формировался правильный грамматический строй, развивалась связная и диалогическая речь.