Ирина Крайнева
Дидактическое пособие по речевому развитию «Осенние хлопоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Ромашка»
Ивановская обл., г. Пучеж, ул. Мичурина, д. №37
Методическая разработка по речевому развитию
Дидактическое пособие "Осенние хлопоты"
Воспитатель Крайнева Ирина Николаевна
г. Пучеж.
2021 г
Пояснительная записка.
Темочки:
- Дидактические игры
- Осень. Игры, дидактические пособия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Развитие речи - одна из главных задач дошкольного образования. В ФГОС дошкольного образования прописаны основные задачи образовательной области «Речевое развитие» : обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с детской литературой, понимание различных жанров детской литературы, владение речью как средством общения и культуры.
Актуальность использования дидактического пособия «Осенние хлопоты» обусловлена тем, что в дошкольном возрасте преобладает зрительно-образная память, его применение упрощает процесс запоминания, повышает внимательность, обогащает словарь, формирует связную речь, создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительной деятельности.
Цель использования дидактического пособия : Развивать связную речь, умственные и творческие способности, повышать интерес детей к получению знаний об окружающем.
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
• насыщенность –наличие игрового вспомогательного материала для игровой активности детей;
• вариативность – наличие разнообразных материалов, их периодическая сменяемость и появление новых предметов в зависимости от образовательной задачи;
• трансформируемость –легко переносится и используется в нужном месте.
• доступность, безопасность – свободный доступ детей к игре.
Описание пособия :
Наглядно дидактическое пособие выполнено в виде полянки, изготовленной своими руками из дерева. Пособие состоит различных картинок на осеннюю тему. Оно может систематически дополняться.
Все материалы заламинированы для долгосрочного использования Дидактическое пособие отвечает требованиям: доступность, безопасность, креативность.
Данное пособие можно использовать на тематических занятиях и при индивидуальной работе с детьми разного возраста.
Содержание
1. Дидактическая игра : «Овощи, фрукты»
Задачи: обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов и овощей, учить различать их; формировать представление о том, где они растут, развивать мышление, внимание и память.
2. С детьми старшего возраста можно выполнять следующие задания, например:
1. Назови все плоды красного, желтого, зеленого цвета.
2. Какие фрукты можно положить в вазу? Какие овощи можно покрошить в салат?
3. Какой геометрической формы овощи (фрукты?
4. Предложить назвать – что выросло в земле, на дереве, на кусте и т. д.
Детям подготовительной группы можно задать такие вопросы, например:
- Как нужно ухаживать за овощами?
- Что можно из них приготовить?
- Сразу ли на маленьком кустике появились помидоры? И т. д.
Детям нравится играть в паре.
- Кто быстро и правильно разложит и назовет овощи фрукты?
- У кого больше овощей и фруктов? Сколько яблок? И т. д.
В итоге дети выделяют и называют существенные признаки и качества предметов, устанавливают связи между ними. Речь становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Увеличивается лексический багаж ребенка, он полнее излагает свои мысли.
3. Д/ игра "Найди лишний в ряду"
Задачи:
• Развивать речь;
• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи;
• Развивать зрительное восприятие;
• Закреплять обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, грибы
• Воспитывать целеустремлённость, умение точно следовать инструкции
Ребенок проговаривает название каждого овоща или фрукта, просим ребенка назвать все одним словом, а затем спрашиваем точно ли все. например, фрукты.
4. Упражнение на развитие речи "Назови правильно".
Ребенок находит и соединяет одинаковые фрукты. Учится называть правильно в единственном и множественном числе.
5. Упражнение "Расскажи" направлено также на развитие речи
Цель: развивать умение отгадывать загадки;
совершенствовать грамматический строй речи: образование прилагательных из существительных;
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме; развивать внимание, восприятие, общую моторику;
воспитывать умение выслушивать рассказы других детей.
Ребенок, используя карточку- схему рассказывает об овощах, фруктах или ягодах.
6. Упражнение «Подумай и назови» - на развитие звуковой культуры речи
Ребенку предлагается собрать в корзинку овощи (фрукты, грибы, ягоды) на определенный звук
7. Д / игра "Что растет на грядке, дереве и кусте?" Здесь акцент сделан на то, что есть овощи, которые растут в земле, а есть те, что растут на грядке, на кусте. Что фрукты растут на дереве, а ягоды на кустарниках.
8. Дидактическая игра «Много – один» для младших дошкольников
Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало - один. Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало- один. Развивать речь и внимание. Учить группировать по цвету, разложить по виду (овощи, фрукты).
9. Игра «Назови».
- Салат из капусты какой? (капустный)
- Сок из винограда? (виноградный)
- Повидло из яблок? (яблочное)
- Пюре из картофеля? (картофельное)
- Компот из груш? (грушевый)
- Салат из моркови? (морковный)
- Сок из арбуза? (арбузный)
10. Физминутка:
В огород мы все пошли
И нашли там огурцы,
Помидоры, лук, редиску,
Положили мы всё в миску.
А теперь мы в сад идём,
Яблок, груш там наберём.
С веток фрукты собираем
И в корзинку убираем (показывают круг руками)
По дорожке мы пойдём
И домой всё отнесём.
Дома овощи помоем,
И порежем и посолим
А из фруктов сварим вот
Очень вкусный компот.
Вывод: В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Литература:
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1981.
2. Дидактические игры и занятия. -м Карапуз: сфера,2009 Лыкова И. А
3. Волкова Ю. С. «Опорные схемы для составления описательных рассказов».