Марина Володкина
Конспект занятия по развитию речи «Сказки — добрые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредствам художественной литературы.
Задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о сказках.
2. Продолжать учить определять тип и вид сказки.
3. Содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать у детей чувство сопереживания, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом.
Возраст: 5-6 лет.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Оборудование: презентация с применением mimio «Сказки – добрые друзья», картинки с эпизодами из сказок, мнемотаблица.
Методы и приё мы: информационный, словесный, мотивационный, игровой.
Ход
В-ль: «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке – заходи.
Это присказка ребята,
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок! А вы любите сказки? А что такое сказки?
Дети: ответы (необыкновенная история, волшебство, говорят звери и птицы.
В-ль: А на какие группы делятся сказки?
Дети: (народные и авторские)
В-ль: А что такое авторские?
Дети: ответ
В-ль: А что такое народные?
Дети: ответ.
В-ль: Молодцы! Сказки бывают весёлые и грустные, страшные и смешные. Они бывают волшебные, о животных и бытовые.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказкам, а поможет нам сказочный экран и колобок.
Презентация «Сказки – добрые друзья».
1 слайд. «Отгадай сказки». Я буду загадывать, а вы отгадывайте. А на экране будет правильный ответ. Ну что начнём?
1. «Жили-были семь ребят,
Белых маленьких козлят».
2. «Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.» (кот, петух и лиса)
3. «Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов». (теремок)
4. «В гости журавля звала
Не в кувшин, на мелкой
Кашу гостю подала лисонька в тарелке.
Колотил да колотил по тарелке носом-
Ничего не проглотил и остался с носом.» (лиса и журавль)
В-ль: Кто герои этих сказок?
Дети: ответы
В-ль: Правильно. Сказки, где главные герои животные, называются сказки о животных. Звери в сказках умеют говорить, они ведут себя как люди. (хитрые, сообразительные и т. д.) Какие ещё вы знаете сказки о животных?
Дети: ответы.
В-ль: Давайте посмотрим следующее задание от колобка. 2 слайд «Кто лишний?»
Какие вы молодцы! А сейчас я предлагаю пройти по следам колобка.
Физкультминутка «Колобок»
Кто там катится в дали,
Без тропинок, без дорог? (руки козырьком, повороты влево - вправо)
Ты зачем на край земли
Разбежался, Колобок? (наклоны вперёд)
Колобок, Колобок,
Ну, куда же ты, дружок?
Ну, какой тебе прок
Убегать за порог? (хлопки)
- Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Не попался на зубок,
Вот какой я Колобок! (приседания)
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я Колобок
Жаль, что я не голубок! (прыжки на месте)
Снова мчался Колобок,
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок.
Похвалялся Колобок. (бег на месте)
Он и волку и лисе
Всё хвалился и хвалился (присели)
Ну, а дальше знают все
До чего он докатился! (резко встали, руки вверх)
В-ль: ребята, а в сказках лиса какая, волк, медведь? Заяц?
Дети: ответы
В-ль: Давайте посмотрим, какое задание нам предлагает выполнить колобок. 3слайд «Собери картинку по образцу». Можно также предложить собрать сказку и назвать её по командам
В-ль: Ребята, а ещё бывают сказки волшебные. А кто знает, почему они волшебные?
Дети: ответы
В-ль: Давайте посмотрим, какое задание приготовил колобок. 4 слайд «Отгадайте сказки». Ну, что ж давайте попробуем.
1. «У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят» (гуси-лебеди)
2. «Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне» (по щучьему велению)
3. «Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поднял её кто-то» (царевна лягушка)
Какие вы молодцы! Самые древние сказки – это волшебные. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили – были…» В волшебных сказках происходят превращение, чудеса, чародейство.
Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем задание от колобка. 5 слайд «Помоги Алёнушке добраться до избушки».
Наши глазки устали, хотят отдохнуть.
Гимнастика для глаз: «Теремок».
Терем – терем – теремок (движение глаз вправо – влево)
Он не низок, не высок (движение вверх – вниз)
На верху петух сидит
Кукареку он кричит (моргают глазами).
Глазки отдохнули. Ну что, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказках появляются сверхъестественные силы природы или персонажи, которые обладают магическими способностями и могут творить волшебство.
С какими нечистыми силами там сражаются герои?
Дети: ответы
В-ль: Давайте узнаем следующее задание колобка. 6 слайд «Расскажи сказку по схеме». Давайте проверим волшебство на сказке «Гуси – лебеди». Вспомнить эту сказку нам поможет картинка – подсказка. (дети рассказывают).
Какое волшебство происходило в этой сказке? (ответы)
В-ль: Ребята, чему учат сказки? (ответы)
Правильно они учат смелости, доброте, как правильно вести себя. Из сказок мы узнаём, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. ( здесь можно предложить проблемные ситуации: что было бы, если герои повели себя по другому «А если бы Иван Царевич не сжёг лягушачью шкуру то….» и др.).
А теперь, давайте узнаем, какое последнее задание приготовил для нас Колобок.
7 слайд «то перепутал художник?»
Заключительная часть:
Вот мы и побывали с вами в стране сказок.
- Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?
- На каких героев вы хотели бы быть похожими?
- Интересно вам было путешествовать?
-А что самое интересное?
- А в чём были трудности?
Ну и напоследок пожелание от Колобка слайд 8
Я хочу вам пожелать, чтобы вы были:
– удачливыми, как Иван – царевич
- добрыми, как Емеля
-трудолюбивыми, как Золушка
- находчивыми, как Кот в сапога!