Елена Ступина
Упражнения по развитию речи для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на развитие слухового внимания.
№1. Упражнение «Угадай что звучит».
Оборудование: ширма, барабан, колокольчик, погремушка, молоточек.
Педагог показывает барабан, называет его, спрашивает название у детей, затем предлагает послушать как он звучит. Аналогично детей знакомят и с другими звучащими предметами. Когда воспитатель убедится в том, что дети усвоили названия предметов, различают их звучание, он прячет игрушки за ширму и предлагает отгадать, чья песенка будет слышна.
№2. Упражнение «Чей голос».
Публикация «Упражнения по развитию речи для детей младшего возраста» размещена в разделах
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кукует кукушка, как квакает лягушек, как курица созывает своих цыплят, какую песенку поет дождик.
После хоровых и нескольких индивидуальных ответов педагог предлагает малышам отгадать, чей голос они услышат. Произносит звукоподражание ку-ку, спрашивает, кто прилетел. «Ко-ко-ко,- кто это остановился рядом с Лизой?» И т. д.
Таким же образом воспитатель каждому ребенку предлагает назвать,чей голос он слышит, обращая внимание всех детей на правильность ответов.
№3. Упражнение «Угадай по голосу».
- Кто-то прибежал к Максиму,- рассказывает воспитатель,- остановился за его спиной и сказал: ква-ква
Максим кто к тебе прибежал?. А к Насте кто-то подошел и сказал: ко-ко-ко. Кто это?. Рядом с Яной раздолось: ку-ку! Кто это?. Тик-так… а это, Олеся, чей голос?. И т. д.
№ 4. Упражнение «Угадай, какие тикают часы».
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как тикают часы
(большие и маленькие). Произносит эти звукосочетания с различной громкостью и скоростью. Затем он предлагает угадывать, какие тикают часы (произносит звукосочетание тик-так то громко, то тихо, то медленно, то быстро).
№ 5. Упражнение «Отгадай».
Воспитатель ставит на стол 2 игрушки: часы и лягушку. Затем дважды говорит загадку и предлагает детям отгадать, о каком предмете в ней говорится: «На стене висят тик-так говорят»
(Часы). После того как дети ответят, их вниманию предлагается вторая загадка: «Скачет по дорожке и квакает: ква-ква-ква». (Лягушка).
Упражнения на развитие дыхания.
№ 1. Упражнение «Узнай овощ» .
Цель : формирование плавного длительного вдоха,
обогащение словаря.
Ход игры. Ставим перед детьми блюдо с овощами (лук, чеснок, огурец). Дети рассматривают и называют их. Нюхают овощи, запоминают запахи. Воспитатель завязывает детям глаза. Просит каждого ребенка сделать плавный длительный вдох, не поднимая плеч и узнать по запаху предложенный овощ. «Что это так пахнет?» Аналогичное упражнение проводиться с фруктами (апельсин, лимон, яблоко).
№ 2. Упражнение «Ветерок».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Ход игры. Надо подуть на ветку с листочками.
«В этот солнечный денек дуй подуй, мой ветерок! Ветерочек -ветерок, дуй –подуй,мой ветерок!
№3. Упражнение «Дудочка».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Дети играют на дудочке.
№4. Упражнение «Перышко».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Сдуй с ладони пёрышко.
№5 .Упражнение «Снежная поляна».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Надо сдуть снежинки со снежной поляны.
Дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки.
№ 6 .Упражнение «Комочек».
Цель:формирование плавного длительного выдоха.
Дети сдувают с листа бумажные комочки. Чей комочек улетит дальше?
№7. Упражнение «Пузырики».
Цель: развитие комбинированного дыхания: вдох носом, выдох ртом.
Ход игры.
Каждый ребенок получает стакан, наполовину заполненный водой, и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом, выдох через рот, зажав трубочку губами. Дети учатся контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе из трубочки выходят пузырьки).
№8. Упражнение «Мотылек».
Цель: развитие комбинированного дыхания: вдох носом,выдох ртом; закрепление цвета.
Ход игры. На уровне глаз ребенка прикреплен шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины. Воспитатель читает стихотворный текст, предлагает подуть на мотылька определенного цвета или величины. «На весеннем, на лугу мотыльки летают. Красный мотылек взлетает. И т. д.
№9 .Упражнение «Легкие шарики».
Цель: развитие комбинированного дыхания: вдох носом, выдох ртом.
Дети дуют на легкий пластмассовый шарик,чтобы он отлетел игрушке (мишке,кукле,зайцу).
№10. Упражнение «Трубочка».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Дети поочередно дуют в трубочку (из плотной бумаги,направленную на сухую веточку (или перышко,лежащую на столе. «Двигаем веточку!»
№11. Упражнение «Игрушка».
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети надувают игрушку.
№12. Упражнение «Сдуй шмеля».
Цель :формирование сильного длительного выдоха.
«Сдуй колобка с пенька,помоги ему убежать от лисы». «Сдуй бабочку с цветка».
«Помоги слоненку загнать мяч в ворота» .
«Сдуй шмеля с цветка».
№13. Упражнение «Мыльные пузыри».
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети выдувают мыльные пузыри через рамку.
У кого больше пузырей?
№14 Упражнение «Свеча».
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети дуют на «свечу»- деревянную палочку с прикрепленным к ней перышком.
Кто задует свечу одним выдохом?
№15 Упражнение «Султанчики» .
Цель: формирование сильного длительного выдоха.
Дети дуют на султанчики.
№16 Упражнение «Осенние цветочки».
Цель: формирование плавного длительного вдоха, закрепление цвета.
Медленно набираем воздух через нос. Ах, как приятно пахнет! (Следить,чтобы плечи у детей не поднимались). Какого цвета лепестки у этого цветочка?