Валентина Козлова
Конспект организованной образовательной деятельности по профориентации дошкольников «Профессия — эколог»
▼ Скачать +Заказ
Конспект организованной образовательной деятельности
на тему «Профессия – эколог»
Цель: расширять представления детей о некоторых видах опасных ситуаций для окружающего мира природы в процессе знакомства с профессией эколога
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по профориентации дошкольников „Профессия — эколог“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
• формировать у детей элементарные представления о науке экологии, о профессии эколога
• расширять представления об объектах неживой природы и их значении для всего живого
• формировать у детей способность осознавать последствия действий людей по отношению к окружающей среде
Развивающие:
• развивать у детей умение действовать в соответствии с алгоритмом
• развивать умение делать выводы на основе проведённых опытов
• обогащать словарный запас детей через введение новых терминов и понятий: экология, эколог, экологическая катастрофа, природные ресурсы
• развивать у детей речь-доказательство
Воспитывающие:
• формировать заинтересованность детей в познании окружающего мира
• воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в ходе экспериментальной деятельности
• воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты – воде. Воздуху, почве
Участники: дети старшей логопедической группы (ОНР)
Форма организации детей: подгрупповая
Количество детей: 8 человек
Продолжительность: 25 минут
Ожидаемый результат – ребёнок имеет первичные представления о профессии эколога, её значении для сохранения окружающей среды, животного и растительного мира планеты, замечает «неполадки» в живой и неживой природе и устранять их в силу своих возможностей.
Материалы и оборудование: ноутбук для показа презентации «Экологическая катастрофа» (загрязнение воды, пазл «Планета Земля» (вид из космоса, дидактическая игра «Что приносит пользу, а что вред», дидактическая игра «Сортировка и уборка мусора», бумажные цветные контейнеры - по 4 штуки на подгруппу (бумага, пищевые отходы, пластик, метал и др., пластиковые контейнеры (4 штуки, одноразовые ложки, средство для мытья посуды, порошок активированного угля, алгоритмы выполнения опытов.
Предварительная работа: проведение опыта по определению загрязнённости воздуха на участке детского сада и прилегающей территории (с использованием ватных дисков, совместная исследовательская деятельность родителей и детей на тему «Чем загрязнена наша почва», чтение экологических сказок «Сказка о ручейке», Н. А. Рыжова «Жила-была-речка», «Муравьи и мусор», А. Усачёв «Мусорная фантазия»,
Ход деятельности:
Вос-ль: Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир профессий и познакомиться с ещё одной новой профессией. Вы согласны?
Дети: Да
Вос-ль: Чтобы попасть в страну профессий, нужно получить пропуск. Для этого вам нужно собрать картинку-пазл. Каждый из вас называет профессию и получает деталь пазла.
Вос-ль: Ребята! Давайте соберём картинку и узнаем, что изображено на нашем пропуске в мир профессий.
Дети собирают картинку, получается изображение планеты Земля из космоса (после этого садятся на стулья)
Вос-ль: Что мы с вами видим на этой картинке?
Дети: Это наша планета Земля.
Вос-ль: Какого цвета больше всего на планете?
Дети; Голубого цвета
Вос-ль: Что может быть на планете голубого цвета?
Дети: Вода, океаны, моря.
Вос-ль: Какие цвета мы ещё видим и что они обозначают?
Дети: Зелёный цвет – это леса, жёлтый цвет – пески (пустыни, коричневый цвет – горы.
Вос-ль: Ребята! Наша планета уникальна, она одна такая в космосе. Почему?
Дети: Только на ней могут жить животные и человек, могут расти разные растения. Что нужно всему живому для жизни?
Дети: Вода, воздух, почва, свет и тепло (дети мотивируют свои высказывания).
Вос-ль: Скажите, ребята, нужно ли охранять нашу планету.
Дети: Да
Вос-ль: Что мы можем для этого сделать?
Дидактическая игра «Что приносит природе пользу, а что вред» (подборка картинок с разными ситуациями поведения в природе. Дети берут по очереди картинку, рассказывают о её содержании и делают вывод)
Вос-ль: В мире существует международная организация по охране природы нашей Земли. Она называется «Зелёный мир» (Гринпис). В этой организации работают люди, профессия которых называется …эколог. Послушайте стихотворение:
Эколог Землю охраняет
От безответственных людей.
Планету от беды спасает,
Внедряя в жизнь поток идей:
Как уничтожить гори грязи,
Бутылок, битого стекла…
Как чище жить нам стало б сразу
Кристальная вода б текла!
Как выдумаете, чем занимаются экологи?
Дети: высказывают свои версии
Вос-ль: Эколог – это учёный, который оберегает всё, что растёт и всех, кто живёт в природе от исчезновения, учит детей, как нужно спасать природу.
Давайте поиграем в игру, поможем экологам очистить почву - убрать мусор.
Дидактическая игра «Сортировка и уборка мусора»
(детям предлагается разложить мусор по соответствующим контейнерам. Мусор изображён в виде картинок, количество картинок в подгруппах одинаковое. Изначально весь «мусор» находится в одном мешке. Игра проводится с музыкальным сопровождением на скорость)
Вос-ль: Давайте проверим, всё ли вы правильно сделали. (Хвалит детей, дети садятся на стульчики)
Раздаётся сигнал колокольчика, на экране появляется эмблема организации «Гринпис» - панда.
Вос-ль: Ребята! Нам пришло сообщение. Читает адрес детского сада, название группы. Это письмо для нас. Хотите узнать, что нам пишут?
Дети: Да
Вос-ль: достаёт флэшку. Давайте посмотрим. На экране появляются картинки по теме «Загрязнение воды» (плавающий мусор, масляные разливы на поверхности воды, птицы с загрязнёнными перьями).
Ребята, что случилось?
Дети: высказывают свои предположения.
Вос-ль: К чему это может привести?
Дети: могут погибнуть рыбы, морские животные, водоплавающие птицы
Вос-ль: Читает текст. Срочно! Экологическая катастрофа. В Финском заливе потерпел аварию танкер с нефтью. Помогите очистить воду! Высылаем вам образцы воды.
Ребята, согласны помочь экологам?
Дети: Да
Вос-ль: Давайте перед работой немного разомнёмся.
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Вос-ль: Теперь начнём. Посмотрите на воду. Что вы видите?
Дети: На поверхности плавают жирные пятна, вода мутная.
Вос-ль: Что нужно сделать?
Дети: Воду надо очистить.
Вос-ль: Что нужно для очистки воды?
Дети: Нужен фильтр.
Опыты по очистке воды (к каждому опыту представлен алгоритм выполнения)
Опыт 1.
Попробовать вычерпать масло ложкой.
Вывод: масло вытекает с ложки и возвращается обратно в воду.
Воду очистить полностью невозможно.
Опыт 2.
Очистка воды с помощью фильтра из ватных дисков.
Вывод: вода очистилась не полностью, масляные пятна остались.
Опыт 3.
Очищение воды с помощью средства для мытья посуды.
Вывод: пятно при смешивании с моющим средством разбилось на мелкие масляные крупинки, но не исчезло.
Опыт 4.
Очистка воды с помощью порошка активированного угля. Порошок рассыпается по поверхности масла.
Вывод: Масло приклеивается к частицам порошка, после чего плёнку можно снять.
Вос-ль: Легко ли очистить воду от загрязнения?
Дети: Это трудно. Нужно много времени.
Вос-ль: Как вы думаете, мы справились с заданием? Мы помогли обитателям морских глубин?
Дети: Да
Вос-ль; Понравилось вам наше занятие. Что интересного вы узнали сегодня?
Что же нужно делать, чтобы катастрофы не произошло?
Дети: ответы детей.
Вос-ль: Ребята! Вы сегодня очень старались, много рассказали об охране природы. А у меня для вас сюрприз. Международная организация экологов «Зелёный мир» принимает вас в юные экологи и дарит вам медальки с изображением очаровательной панды.
Дети благодарят.
Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
1. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»», «Мозаика-Синтез», Москва. 2010 год
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» М., «Новая школа», 2010 год
3. Н. А. Рыжова «Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа»», Москва, «Линка-Пресс», 2017 год
4. О. Н. Масленникова, Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду», издательство «Учитель№, 2020 год
5. «Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания» / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008 год
7. З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников. Москва: ТЦ СФЕРА 2011г.
8. Нищева Н. Б. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы. Вып. 1