Елена Смирнова
Методическая разработка по природному миру (5–7 лет) на тему: организация трудовой деятельности, посев семян для рассады
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель:
Расширять представления детей о весенних сезонных работах на огороде по выращиванию овощей, цветов: подготовка семян, земли;
Задачи:
1. обобщить и уточнить знания детей о профессии садовод-овощевод;
2. учить различать и называть семена разных растений;
3. подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного выращивания и развития растений;
4. познакомить детей со способами посева семян в зависимости от их величины: по одному в лунку, по одному в бороздку, «щепоткой»;
Темочки:
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
5. воспитывать интерес к жизни растений, любви к природе.
Словарная работа: семена, рассада, вырастить растение, почва, лунка, бороздка, щепотка, проросли семена, росток.
Оборудование: коробочки с землёй, лейки с водой, семена, палочки - указатели растений, фартучки для детей; иллюстрации растений.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
1. Психологический настрой на занятие
На фоне музыки
Педагог: Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного ручейка. Слышны лишь ваше дыхание и журчание воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас улыбаться и радоваться. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам не хочется шевелиться. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
- Вам тепло? (Да.)
- Вам светло? (Да.)
- Настроение хорошее? (Да)
- Вам интересно, чем мы будем заниматься сейчас? (да)
- Вы готовы работать? (Да)
А теперь открываем глаза. Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего занятия.
2. Организационный момент
П: Сегодня мы с вами поиграем в профессии. Мы будем с вами садоводами -овощеводами
- Что делают, как вы думаете?
Д. : Выращивают цветы, овощи
П. : Сейчас немного поиграем и вспомним что можно посадить и вырастить
Дид. игра «Волшебный мешочек» (дети на ощупь пробуют обследовать и называть овощ)
П. : Итак, юные огородники, хочется узнать ваше мнение о пользе овощей.
Д. : Овощи - это еда, витамины, полезные соки, вкусные салаты, супы, это здоровье, красота, сила, хорошее зрение, крепкие зубы.
Игровая ситуация: «Вырастим растения»
Педагог выставляет картинки с изображением овощей на грядке.
- Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи, цветы на клумбах. Садоводы-овощеводы берут вот такой огурец или цветок, кладут их на грядку, клумбу и засыпают землей… Проходит время, и на грядке или клумбе вырастает много-много новых огурцов и помидор, цветов.
Д. : Это не правда, так не бывает
П. : А как появляются овощи, и другие растения?
Д. : Люди сажают семена в землю, поливают их, рыхлят, подкармливают, ухаживают за ними
П. : Где же берут семена?
Д. : Семена покупают в магазине в пакетиках
П. : Правильно, семена есть у всех растений.
- Так что же получается: вот этот хрустящий огурец был сначала чем?
Д. : Семечком
Показ иллюстраций растений с семенами к ним
П. : Посмотрите и скажите, на что похожи семена растений?
Д. : Семена похожи на горошины, точки, овалы, шарики
П. : Действительно, семена отличаются друг от друга формой, цветом, размером.
- Представьте, что семена всех растений стали одинаковыми. Как думаете, обрадовались бы огородники?
Д. : Нет, расстроились бы
П. : Почему?
Д. : они были бы все одинаковые
П. : Правильно, они не смогли бы их различить, не знали бы, какие растения им нужно сеять. Или бы вырастили на всех грядках одно и то же.
Д. И. «Кому что нужно для работы?» (нужно подобрать карточки с теми предметами, которые нужны для профессии «садовод-овощевод»)
Физминутка «Росточек»
Сначала буду маленьким
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой,
До солнца дотянусь.
Чтение стихотворения: О. Бундур «В огороде»
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом - красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля - черным-черна, а земля для всех одна.
П. : Как называют землю ласково?
Д. : Земля-матушка, земля-кормилица
Игра «Расскажи, что было сначала, что потом?»
П. : Сейчас посмотрите на картинки. Подумайте и скажите, что было сначала, а что потом.
Давайте разложим по порядку: что, зачем происходит?
Д. : На первой картинке семечко и земля
На второй картинке семечко в земле
На третьей картинке росток
На 4-ой - растение.)
П. : Вы узнали это растение?
Д. : Это помидор
Практическая часть.
П. : Не пора ли нам заняться посевом семян? У нас будет 4 рабочих команды.
У каждой команды есть коробочка с землёй, она будет грядкой, клумбой или полем. Мы посадим семена и будем наблюдать за их ростом.
Показ посева семян и схем посадки с пояснениями
П. : Чтобы посадить семечко нужно сделать лунку или борозду. Для крупных семян делаем лунки, лунки поглубже. Как думаете, чем можно сделать лунку? (Палочкой) Выберите подходящий предмет.
- Сколько семечек кладем в лунку? (Одно, двум будет тесно расти.)
- На этой «грядке» мы посадим кабачок (1 команда).
- Для средних семян делаем лунку не такую глубокую. Это будет грядка с капустой. (2 команда)
- Для мелких семян делаем бороздку неглубоко и посыпаем щепоткой, по цепочке.
- В «поле» мы с вами посеем овес (3 команда)
- А на клумбе будут расти бархатцы. Их семена тоже выкладываем по одному цепочкой в бороздки (4 команда)
- Ребята, посмотрите какие у вас на столе семена, подумайте каким вы способом их будете сеять и приступайте к самостоятельной работе.
Дети сажают семена
- Семена посадили, что делаем дальше?
Д. : Присыпаем землёй и поливаем
П. : - Ребята, ученые выяснили, что растениям нужно как можно больше света, чтобы они быстрее росли. Вы верите этому? Как узнать, правда ли это?
Проведем эксперимент: одни растения поставим на солнечное место, а другие где меньше света на северную сторону, и сравним результаты через некоторое время. Мы с вами будем наблюдать за растениями, какие семена проросли быстрее, как они растут, и делать рисунки в альбоме наблюдения за нашими растениями.
Итог:
П. : Мы с вами сегодня сажали растения. Подумайте и сделайте выводы, что нужно нашим семенам, чтобы выросло растение?
Д. : свет, вода, воздух, земля, тепло
Отчет по проекту «Дача деда Макара»
В коррекционной группе в рамках занятий по ознакомлению с окружающим и природным миром учителем-дефектологом Смирновой Е. А. организован долгосрочный познавательный проект - огород на подоконнике «Дача деда Макара». Целью создания проекта является расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, привлечь к работе как можно больше детей, обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
На занятиях ребята познакомились с профессией садовод и овощевод, полезными свойствами растений, рассматривали и сравнивали семена по величине, цвету, форме, играли в дидактические игры «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Раздели на группы», «Кому, что нужно для работы» и др. Дети с интересом сеяли семена, поливали их… и результат не заставил себя долго ждать - семена взошли быстро. Изменения, происходящие здесь, быстрые, яркие, наглядные. День за днём семена набирают силу, растут, радуя детей своей зеленью. За это время провели опыты: наблюдение за ростом корневой системы лука в воде и в земле, прорастание семян в тени и на солнце, прорастание семян под стеклом без него. И вот наш огород подрастает, растениям остается окрепнуть и с наступлением теплых деньков наши саженцы приобретут новое место жительства – участок детского сада.
В ходе проекта был создан лепбук «Огород на подоконнике», в котором были представлены те игры, с помощью которых дети не только узнавали новое, но и закрепляли пройденный материал.