Потапова Нина Павловна
«Хохломские узоры». Конспект беседы по познавательному развитию детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по познавательному развитию детей средней группы на тему: «Хохломские узоры».
Воспитатель МБДОУ д/с №64
Потапова Нина Павловна
Цель: расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов, познакомить с Золотой Хохломой.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству; формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения.
Развивающая: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка
Образовательная: закреплять представления о народном промысле «Хохлома»; закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка)
Интеграция образовательный областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Методы:
• наглядный;
• словесный;
Виды детской деятельности:
• социально-познавательная;
• коммуникативная;
• двигательная.
Работа над словарем: хохлома, промысел
Планируемые результаты:
1. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
3. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:
наглядный материал, интерактивный ресурс, различные предметы, расписанные хохломской росписью, заранее подготовленные заготовки посуды из желтой цветной бумаги, гуашь, кисточки.
Организация и проведение беседы.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы отправимся в чудесный мир красоты. Любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (ХОХЛОМА)
Воспитатель: Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
Воспитатель рассказывает легенду о происхождении хохломской посуды.
Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой.
Воспитатель: Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород за рекой Волгой находится село в веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, березы и ольхи, затем покрывали слоем глины и пропитывали льняным маслом и олифой, потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком, и тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок, после этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи, под воздействие жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и от туда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету.
Физминутка.
Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
Воспитатель показывает презентацию «Хохлома»
Воспитатель: Ребята, понравилась вам презентация? А теперь еще раз рассмотрите хохломскую посуду. Какие цвета использовал художник? (Ответы детей)
Воспитатель: Есть красный, черный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? Какие основные элементы хохломской росписи существуют? (травинки, усики, капельки, завитки, ягодки) А как выдумаете, от куда художники берут эти элементы? (из природы) Глядя на эту посуду, какое настроение она у вас вызывает? (радостное, веселое, светлое) А вы хотите научиться рисовать хохломские узоры? Сейчас мы с вами этим и займемся.
Представьте, что вы художники и вам предлагается расписать хохломской росписью чашу, но прежде чем вы приступите к работе, я предлагаю вам провести физкультминутку.
Физкультминутка
А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз
Глазки крепко закрываем, широко их открываем
Все умеем мы моргать и глазами рисовать
Ветка влево изогнулась и в колечко завернулась
Повернулась мило вправо - получился лис на славу
Рядом с листиком трехпалым – земляника цветом алым
Засеяла, поднялась, а трава, как бахрома
Золотая хохлома.
Дети выполняют работы.
Итог.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные чаши расписали. понравилось вам рисовать хохломские узоры? Где живут хохломские мастера? (за рекой Волгой) Что мастера расписывают хохломскими узорами? (посуду) Из чего делают посуду? (дерево) Какие элементы хохломской росписи вы знаете? (травинки, усики, капельки, завитки, ягодки) Какие цвета сочетаются в хохломе? (красный, желтый, черный и зеленый)