Наталья Сапожникова
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Путешествие по мастерским народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятие по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы
по теме «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Цель: развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:
Публикация «Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы „Путешествие по мастерским народных умельцев“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- познакомить детей с видами народного прикладного искусства (дымковская игрушка, гжель, хохлома, русская матрешка, с их характерными особенностями;
- побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству, умение слушать и исполнять музыкальные произведения;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народному искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров;
Оборудование: изделия народных мастеров (Гжель, Хохлома, Русская матрешка); фигурки, изготовленные из глины по мотивам дымковской игрушки; изобразительная деятельность детей по данной тематике; наглядная картинка с изображением первой матрешки «Матрешка с петухом»; костюмы матрешек и мальчиков-ложкарей; магнитофон, записи музыкальных произведений: «Весенняя свистопляска», «Ложкари», музыкальное сопровождение частушек.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Психологический настрой «Подари хорошее настроение» :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
Дети:
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Основная часть
Беседа:
Доброе и приветливое утро наступило на нашей Дальневосточной земле.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Большая, великая наша страна, много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки».
- Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)
- Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку (звучит музыка) : Жила-была в одной станице девушка. Была она очень трудолюбивой и умелой – и пряла, и вышивала, а посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали ее за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы.
Ребенок: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Путешествие по мастерским народных умельцев
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев.
- А вот перед нами мастерская представлена удивительными игрушками: Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками,
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый сказочный узор.
- Кто из вас узнал этот знаменитый узор? Как он называется? (Дымковский) Это Дымка.
- Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)
- Как создается дымковская игрушка? (мастер делает игрушку из глины, обжигает ее в печи, покрывает белой краской и расписывает орнамент)
- А какие элементы использует мастер в дымковской росписи? ( всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки-горошины и клетки)
- А какие цвета используются в узоре? ( краски очень яркие: красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие)
- Правильно, один цвет словно соперничает с другим и поэтому пестро, весело от такого хоровода красок! На душе становится празднично и радостно!
Ребенок: Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Звуки дымковской свистульки
Мы послушаем сейчас.
- На Руси, во время шумных народных гуляний, вся округа оглашалась заливистым свистом, а люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Когда слышались эти задорные звуки свистульки, ноги сами пускались в пляс. Не верите?
- Послушайте музыкальное произведение, которое называется «Весенняя свистопляска»
- А вот перед нами следующая мастерская с прекрасной посудой:
Ай да вазы, что за диво, хороша и та, и та.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали всю посуду на Руси,
В местечке под названьем (Гжель)
- Перед нами знаменитый гжельский фарфор.
- Из чего изготовлена эта посуда? (из белоснежной глины)
-Узоры на посуде неповторимы.
- Кто знает почему? (расписаны вручную)
-Из чего состоит узор? (различные цветы, капельки, сеточки-бордюры)
- Ребята, а кто помнит, как называется краска, дающая синий цвет различных оттенков? (кобальт)
Ребенок: Все изделия из гжели
Фон имеют только белый,
А на нем лишь синий цвет,
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе колокольчики и розы,
Хризантемы и ромашки,
Украшают вазы, чашки.
Физ. Минутка «Цветы»
- Давайте изобразим эти прекрасные цветы:
Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
А на вечер все цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, глазки закрывают.
А потом опять поднимаются
И всем мило улыбаются!
- Следующий народный промысел, который нас встречает – жемчужина народного искусства :
Так, не много и не мало,
Символом России стала.
Знают все ее загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощекие девчонки –
Ее младшие сестренки.
- Что это за уникальная народная игрушка? (Русская матрешка)
- Сколько лет русской матрешке? (больше 100)
- А как появилась первая матрешка? (Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка. Очень понравилась она русским мастерам. Решили они свою русскую куколку сделать. Выточили мастера фигурку и художникам отдали, а те одели ее в русский сарафан с передничком, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса)
- А почему куклу так назвали? (самое популярное имя на Руси было Матрена – Матреша, то и куколку назвали – Матрешка)
- Так кто же этот первый мастер, который сделал заготовку матрешки? (Василий Звездочкин)
- Из какого дерева токарь делает заготовку матрешки? (липа, береза – они легкие и пластичные)
- Раскройте для нас секрет изготовления матрешки.
- Какая заготовка вытачивается первой? (маленькая матрешка)
- Какой художник расписал первую матрешку? (Сергей Малютин)
- Как называлась первая матрешка? («Матрешка с петухом») – показ изображения: Глаза красивые, блестящие,
Полны добра и чистоты,
Несут тепло. И настоящие
В матрешке русские черты.
- Художник постарался как можно ближе передать душевную и внешнюю красоту русской женщины.
- Сейчас эта матрешка хранится в музее русской игрушки в Сергиевом Посаде.
- Эй, матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
- Дети (девочки в костюмах матрешек) :
1. Ах, матрешки, вы, матрешки…
Раз, два, три, четыре, пять…
Все упали на пол с полки,
Я устала вас считать…
2. Собирала я матрешек,
Помещала их в одну…
Как они все поместились,
И сама я не пойму…
3. Ах, матрешки, вы, матрешки…
Ротик улыбается…
Что вы нравитесь всем детям,
Никто не сомневается…
4. Ах, матрешки, вы, матрешки…
Глазки голубые…
Кто придумал вас для нас
Чудесные такие…
5. Ах, матрешки, вы, матрешки…
Глазки удивляются…
Кто вас видит, всякий раз
Вами восхищается…
-Следующий народный промысел не спутаешь ни с каким другим, т. к. роспись на изделиях называют золотой.
- Почему? (в ней много желтого цвета) :
Посуда и мебель здесь не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она –
Золотая… (Хохлома)
- Из чего сделаны хохломские изделия? (выточены из дерева)
- Какие цвета используют умельцы? (желтый, красный, зеленый, черный)
- Как называется знаменитый хохломской орнамент? (растительный)
- Почему? Откуда берутся элементы росписи? (из природы)
- Назовите элементы орнамента (ягодки, листочки, завиточки)
Ребенок: Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд,
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную музыку
Просится сама.
- А вот перед нами хохломские расписные ложки. Мало того, что они очень красивые, так еще и музыкальные.
- Выходите, мальчики-ложкари и покажите, как вы умеете играть.
3. Итог
-Вот и завершилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Давайте с вами вспомним, о каких видах народного прикладного искусства мы с вами говорили? (Дымковская игрушка, гжель, хохлома, русская матрешка)
- Ребята, а как вы думаете, трудно ли делать такие изделия? (да)
- Что для этого нужно уметь? (лепить, рисовать, много знать)
- Все правильно вы сказали. Нужно быть мастером своего дела.
- Много труда, выдумки, а самое главное любви вкладывали мастера в свои изделия, хотели людей порадовать.
Ребенок: Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать
Любимых вам людей.
- Уважаемые гости, наши ребята тоже постарались и хотят порадовать вас красотой своих работ, которые они приготовили специально для этого занятия. Приглашаем вас на нашу выставку.