Юлия Лукаш
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Береза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.
Задачи: познакомить с предметами народного быта, которые использовали в старину;
развивать творческие способности детей; воображение, внимание, память;
воспитывать бережное отношение к природе, интерес к русскому народному творчеству.
Публикация «ООД по нравственно-патриотическому воспитанию „Береза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Практические: физминутка, отгадывание загадок, игры.
Предварительная работа: подбор стихов, загадок
Ход ООД.
Дети входят в избу, их встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка.
Милости просим!
Для дорогих гостей и двери настежь!
Ну – ка, гости, проходите,
На убранство поглядите!
Горница у нас большая
Да красивая какая!
Вы хотите узнать много нового и интересного?
Тогда проходите, оглядывайтесь и на лавочку садитесь.
Любите загадки отгадывать?
Тогда внимательно слушайте. Я буду загадывать вам загадки, а вы – отгадывать.
Что отгадаете, про то и буду вам рассказывать.
(Загадывает загадки) :
1. Бабушка седа, бела,
Зимой всем мила.
А как лето наступает,
Про бабушку забывают (печь)
Ребята, кто знает, для чего в старину была нужна печь? (Ответы детей)
В каждой избе была печь. Печь – матушка, печь- кормилица. Она не только обогревала жилище, но и лечила людей, в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, хлеб, пироги.
2. Стоит пан на столе,
Густой пар в голове.
Всех за стол зазывает. (Самовар)
Вы знали как раньше использовали самовар? (Ответы детей)
Из самовара пили чай только по великим праздникам, или когда встречали дорогих гостей. Самовар растапливали углями. Чай из самовара на много вкусней, ароматнее.
3. Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает.
А сам в угол идет. (Ухват)
Кто знает, для чего хозяйкам нужен был ухват? (Ответы детей)
Ухватом доставали из печки посуду, в которой готовили пищу. У него длинная ручка. Это для того, чтобы хозяйка не обожгла руки в огне. Ухват всегда находился рядом с печкой и был первым помощником. (Дети рассматривают ухват)
Воспитатель. Молодцы, ребятки, знаете отгадки.
Я хочу вам рассказать и показать еще одну вещь, которая была в каждой русской избе у каждой хозяйки. Давным – давно, когда еще не было кастрюль, вместо них люди пользовались чугунками. Они не портились в печи, т. к. были изготовлены из чугуна, отсюда их название.
А сейчас предлагаю вам немного поиграть. Согласны? Это игра – соревнование.
Объясняются правила игры: нужно разделиться на две команды, одна команда выбирает карточки с изображением предметов, которые использовали в старину, другая – карточки с изображением предметов, которые используют в наши дни, победит та команда, которая не только выберет карточки быстро, но еще сделает это правильно.
После игры с детьми обсуждается правильность выполнения задания.
Воспитатель : Порадовали вы меня своими стараниями, сообразительностью и знаниями.
Воспитатель : Я знаю, что любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет свое, очень- очень родное. Оказалось многие люди думают о наших белоствольных березках.
И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.
Раздается стук в дверь, входит посыльный, отдает сундук.
Воспитатель : Ребята на крышке сундука какая-то загадка, наверно, нам нужно разгадать ее:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
Дети: Береза.
Воспитатель : А как вы догадались, что это береза?
Дети: У нее белая кора. Белый ствол.
Воспитатель : Да, ребята, это береза. Живет она в лесу вместе со своими подружками. А, знаете ли вы, как этот лес называется?
Дети: Березовая роща.
Воспитатель : Молодцы! Что ж, пора заглянуть в сундучок.
Достает из сундучка листок на котором написаны стихи о березах. По мере того как дети отгадывают, на экране меняются слайды картинок, где березы изображены в разное время года.
Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Дети: Осенью.
Воспитатель : Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась, снегом,
Точно серебром.
Дети: Зимой.
Воспитатель : Да ребята здесь автор рассказал о березке зимой. Вот послушай те еще одно стихотворение.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Дети: Летом.
Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.
Береза – символ и гордость русского народа.
Воспитатель : Давайте посмотрим, что еще лежит в нашем сундучке.
Посмотрите ребята здесь находится диск на котором записана красивая песня «Березы». Предлагаю вам посмотреть презентацию «Березы России».
После презентации под музыку выходит березка.
Березка : Здравствуйте! Как я рада быть с вами в этот день!
Спасибо, что березку не забыли, и меня к себе в гости пригласили.
Пришла я не с пустыми руками, а приготовила для вас угощение. Получите его тогда когда поиграете со мной стихи расскажете.
Давайте ребята встанем в круг и я послушаю, что вы знаете о березке.
Игра «Волшебная палочка».
Дети по кругу передавая друг другу «Волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о березе.
Дети:
Береза – символ России.
У березы – белый, стройный ствол, гибкие тонкие ветви.
Береза может лечить людей.
Береза дает березовый сок.
О березе пишут стихи и песни, пишут картины.
Какие вы молодцы, может вы еще и стихи знаете.
Стихи.
1 ребенок.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
2 ребенок.
Березка белый сарафан надела
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица- душа!
3 ребенок.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Березка : Молодцы, а теперь я загадаю вам загадку шутку: «Росли 4 березы, на каждой березе по 4 большие ветки, на каждой большой ветки по 4 маленькой ветки, на каждой маленькой ветки по 4 яблока. Сколько всего яблок росло на березе?».
Ответы детей.
Береза : Молодцы ребята, очень мне у вас понравилось у вас. Порадовали вы меня своими знаниями. За это я вас хочу угостить.
Отдает корзинку с угощениями.
Ну, а мне пора возвращаться к своим подружкам белоствольным березкам.
Прощается уходит.
Воспитатель : Ребята, что же вы сегодня узнали о березе.
Ответы детей.
Воспитатель : Так давайте же беречь и любить природу родного края. Гордиться нашей страной.