Светлана Халитова
Формированию функциональной грамотности обучающихся по программе ФОП «Территория фантазий»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад № 1» Красногвардейского района.
Дидактическая разработка игр по формированию креативного мышления детей младшего дошкольного возраста «Территория фантазий».
Разработал воспитатель 1 квалификационной категории
Халитова Светлана Анясовна.
«Учись видеть необычное в обычном и научи этому своих воспитанников»- именнно так звучит мой девиз.
Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще,наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность.
Публикация «Формированию функциональной грамотности обучающихся по программе ФОП „Территория фантазий“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы. В широком смысле креативное мышление – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ею. Именно так в нашей группе появилась «Территория фантазий». В чем заключается задача нашей территории, спросите вы? А ответ будет прост – это игра. Тогда спросите, чем наша игра отличается от простых игр? Тем, что в моих играх нет установленых правил, стандартов и алгоритмов, у детей всегда есть выбор и свобода. А самое главное, что мои игры увлекательны и интересны, я ненавязываю детям сюжет игры, а лишь создаю проблемную ситуцию, если точнее «провакацию».
Подчеркну, что провокация рассматривается мной как «побуждение, приглашение, вызывание, стимулирование, мотивирование и связано с игрой». Такое понимание данного термина исключает негативный компонент провокации как вызова, напротив, здесь акцент ставится на стимуляции развития, мотивации к изменению. Обязательным условием является уважение к ребенку и его возможностям. Именно в данном контексте и используется элемент провокации. Провокация в виде приглашения в игру заключается в том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребенке интерес, любопытство и желание сделать что либо. В зависимости от вида провокации могут быть затронуты все области образовательной деятельности.
Одним из основных отличий это использование любых подручных предметов, будь то природный материал или же крупы и песок, проще говоря, все то, что привликает внимание маленьких детей.
Цель моей разработки: создать развивающие, благоприятные условия для удовлетворения естественных стремлений ребенка к креативному мышлению и эффективное использование дидактических игр в формирование личности ребенка.
Задачи:
- Обогатить предметно-развивающую среду в своей группе;
- развивать воспроизводящее, пространственное мышление, смекалку;
- развивать кругозор, расширять знания об окружающем мире;
- побуждать детей к самостоятельной игровой и творческой деятельности;
- воспитывать желание помогать друзьям в выполнении заданий, умение выполнять задания сообща;
Дидактические игры
«Необычные картины»
Цель: развитие воображения, креативного мышления, мелкой моторики;
Материал и оборудование: полотно, различный природный и не природный материал.
Проблемная ситуация: На столе лежал Белый Лист бумаги. Лежал себе и лежал, и не было, в этом ничего особенного. Скучно было Листу. Лист уже потерял всякую надежду на то, что его заметят одиноко лежащим на столе. И он сможет кому-нибудь пригодится… Что же случилось? А как помочь? (чаще всего малыши отвечают -взять карандаши) А если у нас их нет? Но зато есть камушки, шишки и палочки. Может, возможно, с помощью их «нарисовать» картину?
Ход игры: детям предлагается немного пофантазировать и самим придумать картину из предложенных материалов. Воспитатель выступает только в роли наблюдателя. Дети хаотично располагают предметы на полотне по своему желанию. В конце попросить детей рассказать, что у них получилось. И обязательно рассказать сказку: Очень обрадовался Белый Лист такому своему совсем неожиданному приобретению: «Вот и я для чего –то сгодился, вот и я кому-то нужным стал» - с удовольствием думал Лист весь день наслаждаясь полученной картиной.
(Приложение 1)
«Разноцветные стаканчики»
Цель: развитие конструктивных умений и предпосылок к креативному и творческому мышлению у младших дошкольников.
Материал и оборудование: цветные пластмассовые одноразовые стаканчики, цветные круги.
Проблемная ситуация: Посмотрите, у меня есть такая интересная игра, какие яркие, разноцветные стаканчики. А, что же из них мы можно сделать? А на, что похоже наши стаканчики? А как нам построить башню? Значит, вы у меня будете строителями, да? Именно строители строят дома, магазины, фермы и заводы (ответы дети, постановка цели).
Ход игры:
(1 вариант) выстроить, башню собирая, стаканчики друг, на дружку. Причем башенки могут быть разные: одноцветные или разноцветные.
(2 вариант) на столе приклеены цветные круги необходимо выстроить, башни разделяя стаканчики по цветам, тем самым закрепляя знание о цвете.
(Приложение 1)
«Повтори узор»
Цель: развивать логическое и креативное мышление, зрительную ориентировку, внимание и усидчивость.
Материал и оборудование:ватман с зарание нарисованными узорами, различный природный материал (шишки, ракушки, палочки, ленточки, камешки, пряжа, кубики, картинка курочки рябы.
Проблемная ситуация: Нашел петушок во дворе бобовое зернышко, хотел его проглотить, да подавился. Упал петушок, лежит и не дышит. Чтобы проглотить боб, нужно маслице.
Побежала курочка к корове, чтобы взять маслица. А на пути ей повстречались интересные узоры. Как же быть подумала курочка? Ребята, что случилось? Почему курочка побежала? Что она повстречала? Что мы еще видим? Может, поможем курочке?
Ход игры: В этой игре ребенок сам придумывает узор, контур предмета и т. п., либо повторяет предложенный взрослым узор. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условие расположения камешков или др. материалов. Взрослый учит детей выкладывать узоры на дорожке. Для начала предложите ребенку внимательно посмотреть на узоры. Дети должны выложить из ракушек, шишек и т. п. точно такую же композицию поверх нарисованной. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, педагог пошагово совместно с ребенком выполняет работу.
(Приложение 1)
«Липкая ширма»
Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, умение находить предметы одной формы или цвета.
Материал и оборудование: прямоугольная рамка, скотч, все предметы которые находятся в группе.
Проблемная ситуация: К детям приходит маленький щенок, который очень расстроился, что потерял свой любимый мяч. Что случилось у щенка? А как нам помочь? (чаще всего отвечают купить, тогда задаем следующий вопрос) А если рядом нет магазинов? А какой формы мяч? Значит, мы можем предложить щенку все предметы круглой формы, верно?
Ход игры: Дети на заранее подготовленную плоскость прикрепляют предметы только круглой формы, это может быть все что угодно (1 вариант игры).
2 ввариант детям необходимо собрать предметы не только круглой формы,но и, например, красного цвета.
(Приложение 1)
«Домик для игрушек»
Цель: развить логическое, пространственное, креативное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия.
Материал и оборудование: изолента, предметы для домашнего обихода, а также различные кубики и природный материал.
Проблемная ситуация: Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок. В том доме было пусто. Ребята, а как вы думаете, почему он пуст? Что мы можем сделать?
Ход игры: Предложить детям подумать, кто будет проживать в домике. Что им необходимо, чтоб обставить дом. И поселить жельцов в их новый дом.
(Приложение 1)