Анна Казакова
Методическая разработка ОД по финансовой грамотности для детей 6–7 лет «Путешествие в страну Финансов»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная часть
Ход образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
Звучит песня «Деньги лепесточки» - Три котенка, обучающие песни из мультфильмов.
(Приложение №1) https://cloud.mail.ru/public/3SWx/4ovMPrVTG
Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель: - Ребята, я очень рада видеть вас. Какие у вас приветливые и доброжелательные лица, лучистые глаза!
Игра на общение.
Я люблю наш детский сад.
В нём полным-полно ребят,
Может – сто, а может двести,
Хорошо когда мы вместе.
Все на месте?
Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
Публикация «Методическая разработка ОД по финансовой грамотности для детей 6–7 лет „Путешествие в страну Финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Ребята, я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется страна Финансов. А вы слышали о такой стране?
Дети: Нет. Мы не слышали о такой стране.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Однажды Кот Матроскин и Шарик отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, чтобы узнать много интересного о деньгах. В дорогу каждый из них взял…
Загадка:
В кошелёк мы их кладём.
С ними в магазин идём.
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Это деньги, монеты.
Воспитатель: - Совершенно верно. Давайте вспомним, для чего нужны людям деньги?
Игра с мячом «Для чего нужны деньги?»
Воспитатель: Я бросаю мяч вам и спрашиваю, для чего нам нужны деньги, а вы отвечаете. Итак, деньги нам нужны:
Дети: - для оплаты коммунальных услуг,
- для оплаты проезда на транспорте,
- для покупки продуктов питания,
- для покупки подарков,
- для оплаты развлечений,
- для покупки жилья,
- для покупки одежды и обуви.
Воспитатель: - Ребята, вы правильно сказали. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!
- В дорогу каждый из них взял кошелёчек с 5 монетками.
Мотивация.
Воспитатель: - Кот Матроскин и Шарик обращаются с просьбой помочь им выяснить, почему у них осталась разная сумма денег. Вы готовы им помочь?
Дети: - Да, мы готовы отправиться в страну Финансов и помочь Коту Матроскину и Шарику.
Воспитатель: Но чтобы попасть в страну Финансов, нужно быть умными, отзывчивыми, любознательными, активными, внимательными, добрыми, владеть экономическими понятиями. Давайте поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть различные экономические слова, а вы мне говорить слова-наоборот. Давайте попробуем!
Речевая игра «Наоборот».
Покупатель – продавец
Покупка – продажа
Тратить - копить
Прибыль - убыток
Дорого - дешево
Доход – расход
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Воспитатель: - Вы такие молодцы, справились с этой игрой.
Пословицы и поговорки.
Воспитатель: - А кто из вас знает пословицы и поговорки об экономике и бережливости?
Дети: - Считай деньги в своём кармане.
- Деньги счёт любят.
- Без копейки рубля не бывает.
- Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам - счёт.
- Из копеек рубли вырастают.
- Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Воспитатель: - Молодцы! Мы будем помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаём, что наши предки умели быть бережливыми и экономными.
Воспитатель: - Ребята, вы много знаете о том, для чего нам нужны деньги. И я уверена, что вы сможете помочь Коту Матроскину и Шарику.
Проблемная ситуация.
Воспитатель:- А как же нам вместе с вами попасть в страну Финансов?
Дети: - Можно полететь на самолёте, поехать на поезде, отправиться в путь на корабле, полететь на ковре-самолёте и т. д.
Использование ИКТ. (Приложение №2) https://cloud.mail.ru/public/3bng/4b8jb8My4
Сюрпризный момент.
На экране появляется лампа. (Слышатся звуки из лампы).
Воспитатель: - Посмотрите, что это?
Дети: - Это лампа.
Воспитатель: - А вы знаете, из какой сказки эта лампа?
Дети: - Эта лампа из сказки «Аладдин».
Воспитатель: - Какая она гладкая, необычная, старинная…
А кто же главный герой этой сказки?
Дети: - Главный герой этой сказки мальчик по имени Аладдин.
Воспитатель: - Правильно, ребята. А это его волшебная лампа. И в ней кто-то живет?
Дети: - В ней живет Джин, который исполняет желания.
(На экране появляется фрагмент из мультфильма «Аладдин», где Аладдин трёт лампу).
Появляется Джин: «Слушаю и повинуюсь. Я знаю ваше желание и готов его исполнить. Чтобы попасть в страну Финансов надо произнести слова-заклинания».
Дети: Топ, топ.
Хлоп, хлоп.
Вокруг себя повернись,
В стране Финансов окажись.
Крибле-крабле-бумс!
2. Основная часть.
Воспитатель: - Вот мы с вами и в стране Финансов. А вот и они.
Использование ИКТ. (Приложение №3) https://cloud.mail.ru/public/4ML4/WEAYAStw3
Сюрпризный момент.
Появляются на экране: Кот Матроскин: - «Здравствуйте, ребята!»
Шарик: - «Здравствуйте!»
Кот Матроскин: - «Мы отравились в путешествие в страну Финансов. В дорогу каждый из нас взял кошелёчек с 5 монетками. Мы деньги тратили на жизненные потребности.
У меня осталась одна монетка».
Шарик: - «А у меня не осталось ни одной».
Кот Матроскин: - «Помогите нам, пожалуйста, понять, почему так получилось».
Воспитатель: - Ребята, поможем Коту Матроскину и Шарику?
Дети: – Поможем.
Воспитатель: - Мы знаем, что деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- Что такое потребности? Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.
Дети: - Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель: - А вы, знаете, что есть потребности, без которых нельзя прожить, их называют потребности «надо» - это то, что нужно каждому человеку. Есть потребности, без которых можно обойтись, их называют потребности «хочу».
Презентация по теме «Потребности» игра «Надо» и «Хочу». (Приложение №4)
Воспитатель: - И вот сейчас вы определите, к какой потребности относится изображённый на слайде предмет.
Проблемная ситуация.
Воспитатель:- Перед вами картинки, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).
(Картинки висят на доске)
(Приложение №5)
Воспитатель: - Без чего человек не может жить?
Дети: - Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
Воспитатель: - А кому ещё нужна вода для существования?
Дети: - Вода нужна животным и растениям.
Воспитатель: - А без чего ещё не может прожить человек?
Дети: - Человек не может прожить без воздуха.
Воспитатель: - Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.
Дыхательная гимнастика «Дуем на горячий чай».
Вдох носом. Вытянуть губы узкой «воронкой». Выдох.
Проблемные ситуации.
Воспитатель: - В чём ещё нуждается человек?
Дети: - Человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды.
Воспитатель:- Вы правильно сказали в жилье. Дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.
- И решили Кот Матроскин и Шарик купить себе дом.
( На доске изображены три дома: большой, старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2). (Приложение № 6)
Воспитатель: - Ребята, какой бы дом купили вы?
Дети: - Я купил бы дом за 2 монеты, потому что он небольшой, аккуратный и стоит недорого.
Воспитатель: - Шарик сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
А Кот Матроскин стал думать и рассуждать. Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
Воспитатель: - Как вы думаете почему?
Дети: - Он стоит дорого, одному не нужен такой большой дом.
Воспитатель: - За сколько монеток купил дом Кот Матроскин?
Дети: - Кот Матроскин купил домик за две монетки.
Воспитатель: - А как вы думаете, почему он не взял старый домик?
Дети: - Потому что он требует ремонта.
Воспитатель: - Так и вышло! В этом домике крыша протекала, Шарику было очень холодно, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
Воспитатель: - Давайте поможем Коту Матроскину и Шарику сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на столе производят отсчёт и подсчёт монет.) (Приложение №7)
Воспитатель:- Сколько у каждого осталось монет?
Дети: - У Кота Матроскина осталось 3 монеты, а у Шарика 2 монеты.
Воспитатель:- Наступила зима, выпал белый пушистый снег. Стало холодно. И вспомнили они ещё про одну важную потребность.
- Ребята, думайте и скажите, про какую потребность?
Дети: - Они вспомнили про одежду.
Воспитатель: - Для чего существует одежда?
Дети: - Она защищает человека от холода, от жары.
Воспитатель: - А какая бывает одежда?
Дети: - Осенняя, зимняя, летняя, весенняя, демисезонная и т. д.
Воспитатель: - Кот Матроскин и Шарик купили одежду, потратив по 1монетке.
- Как вы думаете, какую они купили одежду и почему?
Дети: - Они купили зимнюю одежду, потому что сейчас время года зима.
Воспитатель: - Отложим из их кошелёчков по одной монетке. Сколько у них осталось монет?
(Дети на столе производят отсчёт и подсчёт монет.)
Дети: - У Кота Матроскина осталось 2 монеты, а у Шарика - 1 монета.
Воспитатель: - А потом у них заболели животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность.
- Какую?
Дети: - Потребность в еде.
Воспитатель: - Взяли Кот Матроскин и Шарик по одной монетке, и пошли в магазин.
- Посмотрите, что они купили: в корзинке у Кота Матроскина крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Шарика много разных сладостей.
(Картинки с изображением корзин с продуктами питания висят на доске) (Приложение №8)
Воспитатель:- Дети, подумайте все и скажите, а чтобы купили вы?
Дети: - Я купил бы то, что и Кот Матроскин, потому что он купил жизненно важные продукты питания, а без сладостей можно прожить. (Подвести детей к пониманию, что сладости не относятся к необходимым жизненным потребностям).
Воспитатель: - Отложим из их кошелёчков по одной монетке.
Динамическая пауза «Будем денежки считать».
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: - Заглянули Кот Матроскин и Шарик в свои кошельки, а там…
- Сколько же осталось монет?
(Дети на столе производят отсчёт и подсчёт монет.)
Дети: - У Кота Матроскина осталась 1 монета, а у Шарика ни одной.
Воспитатель: - А почему так получилось?
Дети: - Потому что Шарик купил самый дешевый домик, а он был старый и требовал ремонта. И на ремонт он потратил ещё 2 монеты. Деньгами надо распоряжаться экономно.
Воспитатель: - Давайте напомним Коту Матроскину и Шарику правила обращения с деньгами.
Дети: - Экономно распоряжаться деньгами.
- В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
- Бережно относиться к деньгам.
- Потраченные средства уже не вернешь.
- Невозможно иметь все, что хочешь.
- Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.
Использование ИКТ. (Приложение №9) https://cloud.mail.ru/public/kpeu/hsXFYp4hc
Сюрпризный момент.
На экране появляются Кот Матроскин и Шарик.
Кот Матроскин: - «Ребята, большое вам спасибо за помощь. Мы теперь знаем правила обращения с деньгами».
Шарик: - «Я теперь буду экономно ими распоряжаться».
Продуктивная деятельность.
Кот Матроскин: - «Ребята, вы знаете, что у каждой монеты – есть свой дом, в котором она живут. Мы предлагаем вам сделать кошелёчки из бумаги способом оригами. (Приложение№10)
Если вы всё сделаете правильно, то из этого кошелька монетки не выпадут».
Шарик: - «Конечно, кошелёк должен быть достаточно прочным, чтобы он не порвался. Каждый из вас с помощью аппликации украсит свой кошелёчек, чтобы он стал самым красивым».
Звучит красивая инструментальная музыка. (Приложение №11) https://cloud.mail.ru/public/ZR9B/4E1xaKiAi
(Дети изготавливают и украшают кошелёчки).
Кот Матроскин: - «Какие красивые у вас получились кошелёчки. Вы молодцы.
(Приложение №12)
До свидания, ребята!»
Шарик: - «До свидания!»
Дети: - До свидания Кот Матроскин и Шарик!
Воспитатель: - А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесё м слова-заклинания Джина:
Дети:- Топ, топ.
Хлоп, хлоп.
Вокруг себя повернись,
В детском саду окажись.
Крибле-крабле-бумс!
Воспитатель: - Вот мы с вами и в детском саду.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, как называется сказочная страна, в которой мы побывали?
Дети: - Сказочная страна называется страна Финансов.
Воспитатель: - Понравилось вам путешествие?
Дети: - Да, сказочное путешествие очень понравилось.
Воспитатель: - Что нового узнали?
Дети: - Деньгами надо экономно распоряжаться.
- Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- В первую очередь надо удовлетворять жизненно важные потребности.
Воспитатель: - Посмотрите, какой у меня красивый, необычный светофор. Скажите, сигналами, какого цвета он вам подмигивает?
Дети: - Красного, жёлтого, зелёного.
Воспитатель: - Посмотрите, на подносе лежат листочки.
- Я хочу узнать, как вы оцениваете результаты своего участия в оказании помощи Коту Матроскину и Шарику, какие вы были умные, активные, внимательные. Ребята, если каждый из вас стремился помогать Коту Матроскину и Шарику, был очень активным, то приклейте свой листочек на зелёный сигнал светофора. Если кто-то считает, что он недостаточно был активным, то приклейте листочек на жёлтый сигнал светофора. Ну, а если кто-то из вас без особого желания участвовал в путешествии, сделал не всё, что мог, то приклейте листочек на красный сигнал светофора.
Самостоятельная деятельность.
(Дети приклеивают листочки)
Воспитатель: - Я очень рада, что вы приклеили листочки на зелёный сигнал светофора.
(Приложение №13)
- Молодцы, ребята. Вы умнички, теперь много знаете, много умеете! Спасибо вам!
Дети: - А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Звучит песня «Деньги лепесточки» - Три котенка, обучающие песни из мультфильмов. (Приложение №1) https://cloud.mail.ru/public/3SWx/4ovMPrVTG
Дети уходят из группы.
Приложение.
Приложение № 1
Песня «Деньги лепесточки» - Три котенка, обучающие песни из мультфильмов.
https://cloud.mail.ru/public/3SWx/4ovMPrVTG
Приложение № 2
Использование ИКТ.
Сюрпризный момент - фрагмент из мультфильма «Аладдин».
https://cloud.mail.ru/public/3bng/4b8jb8My4
Приложение № 3
Использование ИКТ.
Сюрпризный момент - фрагмент из мультфильма «Простоквашино».
https://cloud.mail.ru/public/4ML4/WEAYAStw3
Приложение № 4
Презентация по теме «Потребности» игра «Надо» и «Хочу».
Приложение № 5
Картинки по теме «Потребности»
Приложение № 6
Картинки, на которых изображены дома.
Приложение № 7
Дети на столе производят отсчёт и подсчёт монет.
Приложение № 8
Картинки, на которых нарисованы корзины с продуктами питания.
Приложение № 9
Использование ИКТ.
Сюрпризный момент - фрагмент из мультфильма «Простоквашино».
https://cloud.mail.ru/public/kpeu/hsXFYp4hc
Приложение № 10
Схема изготовления кошелёчков способом оригами.
Приложение № 11
Музыка инструментального ансамбля. Дети изготавливают и украшают кошелёчки.
https://cloud.mail.ru/public/ZR9B/4E1xaKiAi
Приложение № 12
Красивые кошелёчки.
Приложение № 13
Светофор