Юлия Буслаева
План организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Круглый год»
День недели,
дата Занятия Совместная деятельность в режимных моментах Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы
Понедельник
27 февраля
Тема дня:
«Зимушка хрустальная» Первая половина дня
*Введение в тему недели.
Проблемная ситуация «Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?»
Публикация «План организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: учить осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
*Рассматривание репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Цель: развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, уметь различать их. Учить детей работать в подгруппах.
*Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится».
Цель: развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста. Находить описываемые в произведении явления в реальной жизни.
*Рисование по желанию «Зимний пейзаж»
Цель: учить детей смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Первая прогулка
*Наблюдение за снежным покровом».
Цель: обратить внимание детей на высоту снежного покрова в разных местах участка, на плотность снега, структуру снежного покрова (наличие прослоек льда, воды и снега, насыщенного водой).
*Опытно-экспериментальная деятельность «Какие свойства?»
Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
*Конструктивная деятельность «Строим горку для кукол».
Цель: развивать умение работать коллективно, в соответствии с общим замыслом. Обратить внимание детей на то, из какого снега (по структуре) постройка получается лучше.
Вторая половина дня
*Игровое задание «Откуда снег пришёл?» (ТРИЗ)
Цель: упражнять в более глубоком анализе явления, выявление свойств и качеств, не связанных с выполнением основных функций явления.
*Чтение рассказа Н. Носова «На горке».
Цель: учить понимать нравственный смысл произведения, анализировать поступки героев. Обратить внимание на то, что нарушает свойство льда к скольжению.
*Слушание музыкального произведения «Зима», муз. П. Чайковского, сл. А Плещеева.
Цель: продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки.
*Индивидуально с подгруппой детей закрепить свойства снега и льда, используя творческое экспериментирование. Работа в «Школе Почемучек».
Вторая прогулка
*Наблюдение за осадками.
Цель: обратить внимание детей на характер осадков (мокрый снег сменяется мелким дождем). Предложить объяснить причину в зависимости от смены температуры воздуха. Поддерживать детскую инициативу в выдвижении гипотез.
*Поручить мальчикам счистить мокрый снег со скамеечек. Обратить внимание на то, что вечером снег становится твёрже. Почему?
Цель: воспитывать отзывчивость на просьбу; развивать умение выдвигать предположения, основываясь на практическое экспериментирование.
*Завершить постройку снежной горки для кукол, заливание горки водой. Отметить, что поверхность становится ледяной.
Цель: поощрять детскую инициативу, умение делать выводы. Внести иллюстрации, фото, альбомы по теме дня.
Внести репродукцию картины И. Э. Грабаря
«Февральская лазурь»
Пополнить центр изобразительной деятельности разнообразными изоматериалами.
Подготовить материалы для опытной деятельности :
линейки, ёмкости для снега, воды, льда, совочки.
Вынести снеговые лопатки, скребки.
Подготовить дидактические карточки, алгоритмы.
Подготовить аудиозапись произведения «Зима», муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева
Подготовить материалы для экспериментирования.
Вынести снеговые лопатки, скребки.
Вторник,
28 февраля
Тема дня:
«К нам весна шагает быстрыми шагами» Занятие по ФЭМП
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. («Познавательное развитие»)
2. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. («Познавательное развитие»)
3. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. («Познавательное развитие»)
4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. («Речевое развитие»)
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать со сверстниками. («Социально-коммуникативное развитие)
6. Развивать умение точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением или указанием. («Физическое развитие»)
Методы и приёмы
Объяснительно-иллюстративный
Проблемно-поисковый метод
Репродуктивный метод
Наглядные: рассматривание
Словесные: пояснения, рассуждения
Практические: игровые упражнения, работа в парах, физминутка, индивидуальная работа, обследования.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.
Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей, кубики (по 10 штук на двоих детей, пластины (одна на двоих детей, листы бумаги, цветные карандаши.
Источник: И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Первая половина дня
*Беседа по теме дня.
Цель: расширить у дошкольников представления о характерных признаках весны и изменениях в природе.
*Проблемная ситуация «Откуда капелька взялась»
Цель: формировать умения самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их.
*Рассматривание репродукции картины Т. Н. Яблонской «Весна».
Цель: продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства.
*Черенкование комнатных растений»
Цель: закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений, об уходе за ними.
Первая прогулка
*Наблюдение за ручейками.
Цель: развивать умение выявлять причинно-следственные связи.
*Трудовая деятельность «Дай дорожку ручейку»
Цель: развивать трудовые умения и навыки, закрепить свойства воды.
*Экспериментальная деятельность
«Какой кораблик поплывёт?».
Цель: опытным путём закрепить свойства и качества материалов.
Вторая половина дня
*Игровое задание «Секреты капельки» (ТРИЗ)
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды,
умение составлять логическую цепочку; получать эстетическое наслаждение от общения с природой; развивать стремление к познанию.
*Чтение Э. Ю. Шим «Солнечная капля».
Цель: обогатить читательский опыт детей, учить видеть знакомое в содержании природоведческой литературы.
*Дидактическая игра «Да-Нетка» (ТРИЗ)
Цель: Развивать умение всесторонне видеть характерные свойства предметов. Учить системному анализу в рассуждениях, поиске истины.
*Просмотр мультипликационного фильма «Серая шейка».
Цель: прививать любовь к природе, интерес к процессам, проходящим в ней. Воспитывать чувство сопереживания, доброжелательное отношение друг к другу.
*Индивидуальная работа по ФЭМП
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Вторая прогулка
*Наблюдение за сосульками
Цель: Закреплять знания о явлениях природы, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
*Опытно-экспериментальная деятельность «Разноцветные сосульки»
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
*Предложить детям построить «ледяной дворец», используя льдинки, сосульки, снег.
Цель: Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел путём высечения отдельных форм из общей кучи.
Внести репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Весна»
Подготовить материал для черенкования : Стаканчики с водой, почвой, набор для ухода за растениями.
Снеговые лопаты
Вынести кораблики из различных материалов
Внести модели состояния воды
Подготовить дидактические карточки
Подготовить диск с м/ф «Серая шейка»
Внести сюжетные картинки для индивидуальной работы
Ёмкости с разноцветной водой
Подготовить выносной материал
Среда,
1 марта
Тема дня:
«Лето-летечко» Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Рассматривание комнатных растений.
Знакомство с новыми растениями (традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Задачи:
1. Познакомить детей с новым комнатным растением – аспарагусом. Рассказать о родине этого растения, правилах его содержания. («Познавательное развитие»)
2. С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые – теневыносливые). Предложить детям самостоятельно придумать модель формы листа аспарагуса (похож на ёлочку). («Познавательное развитие»)
3. Обогащать словарь новыми понятиями, Развивать навыки речевого общения. («Речевое развитие»)
4. Формировать позитивные установки к различным видам исследовательской деятельности; формировать основы безопасного поведения при проведении опытов; умение работать в паре. («Социально-коммуникативное развитие»)
5. Изучать в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры объектов. («Физическое развитие»).
Методы и приёмы
Объяснительно-иллюстративный
Проблемно-поисковый метод
Репродуктивный метод
Наглядные: наблюдение, рассматривание.
Практические: сюрпризный момент, экспериментирование, моделирование, игра по ТРИЗ-технологии, физминутка, работа в парах.
Словесные: эвристическая беседа, рассказ воспитателя, пояснения, рассуждения.
Материалы и оборудование
Модели способов поливки и отношения растения к солнечному свету; модели функций отдельных частей растения: корень, стебель, лист, цветок.
Комнатные растения: традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус.
Источник:
О. А. Воронкевич, «Добро пожаловать в экологию»
Первая половина дня
*Беседа о лете.
Цель: закрепить представление о лете, о летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года, воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
*Проблемная ситуация «Могут ли растения и животные жить без воды и пищи?»
Цель: учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.
*наблюдение за увеличением светового дня с использованием графических моделей.
Цель: развивать логическое мышление, используя навыки практического экспериментирования.
*Рассматривание репродукций картин Ф. П. Толстого «Букеет цветов,бабочка и птичка», В. Т. Тимофеева «Девочка с ягодами», И. Е. Репина «Стрекоза»
Цель: продолжать формировать умение выделять, называть, группировать жанры изобразительного искусства.
*проектная деятельность «Огород на подоконнике».
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
Первая прогулка
*Наблюдение за солнцем.
Цель: продолжать обогащать знания детей о солнце, о том, что оно является источником жизни, света, тепла. Развивать умение мыслить, рассуждать.
*Экспериментальная деятельность «Солнечные зайчики»
Цель: дать детям понимание того, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать «солнечных зайчиков» (отражать свет зеркалом).
*Целевая прогулка по территории детского сада.
Понаблюдать за изменениями произошедшими в природе, отметить особенности поведения птиц; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
Вторая половина дня
*Игровая ситуация «Как прожить нам без воды (еды?»
Цель: сформировать знания о значении воды и питания для жизнедеятельности животных и растений : вода - источник жизни.
*Чтение Г. Х. Андерсен «Ромашка»
Цель: развивать интерес к художественной литературе, учить понимать нравственный смысл произведения.
*Опытно-экспериментальная деятельность «Кому лучше?»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы и воды.
*Игра небольшими подгруппами «Песочные рисунки»
Цель: закрепить свойства и качества песка, его происхождение; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость, умение творить, фантазировать.
Вторая прогулка
*Наблюдение за небом, облаками.
Цель: Формировать у детей умение видеть красоту неба; учить делать открытия, рассуждения; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
*задание на эмпатию (превратились в облака); через игру «человечки» (ТРИЗ) рассказать о круговороте воды в природе дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.
*Экспериментальная деятельность «Реактивный шарик»
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.
Внести и
иллюстрации к беседе
Подготовить графические модели
Внести репродукции картин Ф. П. Толстого «Букеет цветов,бабочка и птичка», В. Т. Тимофеева «Девочка с ягодами», И. Е. Репина «Стрекоза»
Подготовить материал для проектной деятельности :
контейнеры с почкой, лейки, лопаточки, пакетики с семенами, фартуки, алгоритм посадки.
Вынести зеркальца, фольгированную бумагу и картон.
Подготовить книгу с иллюстрациямиГ. Х. Андерсен «Ромашка»
Подготовить модели роста и питания растений, контейнер с почвой, растение, лейку.
Вынести воздушные шары
Четверг,
2 марта
Тема дня: «От осени к лету поворота нету» Первая половина дня
*Ситуативный разговор по теме дня.
Цель: расширять представления и знания детей об окружающем мире, об осени через приметы, загадки и стихи; создать благоприятное эмоциональное состояние у детей.
*Проблемная ситуация «Почему деревья сбрасывают листья?»
Цель: Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных ситуаций, умения детей находить собственную версию решения проблемы, оригинальный ответ.
*Просмотр презентации «Краски осени»
Цель: сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
*Рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Осенний букет»
Цель: учить детей внимательно рассматривать картину, эмоционально реагировать на её содержание.
Первая прогулка
*Наблюдение за состоянием почвы.
Цель: развивать умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи, любознательность и наблюдательность в процессе ознакомления с природой.
*Опытно-экспериментальная деятельность «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
*Трудовая деятельность «Уборка прошлогодних листьев под деревьями»
Цель: вспомнить, для чего осенью укрывают корни деревьев листьями, развивать доказательную речь, умение высказывать предположения. Развивать трудовые умения и навыки.
Вторая половина дня
*Игровое задание «Листопад-листопад!»
Цель: Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
Закрепить знания о форме листьев, значении листьев для дерева.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
*Чтение стихотворениеяИ. П. Токмакова «Осенние листья»
Цель: учить детей видеть красоту осени в поэтическом изложении.
*Индивидуальная работа по ФЭМП
«Кто быстрее найдет»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
*Слушание музыкального произведения «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Цель: развивать эстетические интересы, желание познавать искусство.
Вторая прогулка
*Наблюдение за сезонными изменениями.
Цель: воспитать любовь к природе, заботливое отношение к ее объектам; видеть природную красоту во все времена года.
*Опытно-экспериментальная деятельность «Где вода?»
Цель: определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
*Трудовая деятельность «Делаем запруды»
Цель: на основании полученных знаний решить, из какого природного материала лучше делать запруды. Развивать положительное отношение к труду.
Подготовить презентацию «Краски осени»
Внести репродукциию картины И. Е. Репина «Осенний букет»
Подготовить материал для экспеиментальной деятельности, трудовой деятельности.
Подготовить лупы, листы комнатных растений, микроскоп, тетради для фиксации опыта, карандаши.
Внести
математические наборы.
Подготовить запись музыкального произведения «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Вынести лопатки, совочки.