Наталья Фёдорова
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Тема Осенняя мозаика”
1. Экскурсия на участок «Среди пеньков и шишек» (встреча с персонажем - Мулле)
2. Игры-наблюдения «В гостях у паучка» (игры с сырым песком).
3. «Осенний плащ» (наблюдения за изменениями в неживой природе осенью; опыты).
4. «Дом для Мулле» (постройка шалаша; игры-исследования).
Задачи
1. Развивать умения детей самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня).
Публикация «Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Совершенствовать умения детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах.
3. Систематизировать представления детей о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян.
4. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение.
Содержание работы Наблюдения и опыты.
• Наблюдения за изменениями в природе. Дидактическая игра “Признаки осени”.
• Наблюдения за температурой и осадками. Вывод: в сентябре холоднее, чем в августе; характер осадков – затяжные дожди.
• Наблюдения за ветром. Характеристика ветра: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. Наблюдение за флюгером: откуда и куда дует ветер; остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется. Вывод: ветер может дуть с разных сторон.
• Наблюдения за продолжительностью дня. Проводятся с одного и того же места на участке детского сада. Вывод: долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния (фиксация в календаре).
• Наблюдения за растениями (созревание плодов и семян деревьев и кустарников).Определение роли ветра в распространении семян по земле. Вывод: созревание плодов и семян – это признак осени; нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений. В конце месяца изготовление календаря окрашивания листьев деревьев и кустарников на участке детского сада.
• Наблюдения за птицами и насекомыми.
Беседы.
«Для чего человек сажает леса?»; «Как лето с осенью встречаются?»
Труд в природе
Труд на участке детского сада (очищение от листьев и веток); сбор природного материала; пересадка цветущих растений с цветника.
«Вершки и корешки»; «Когда это бывает»; «Аукцион»; Магазин «Овощи-фрукты»; «Почтальон принес посылку»; «Придумай загадку»; Хороводная игра «Жнец»; «Угадай и назови»; «Каких листьев больше»; «Откуда хлеб пришел».
Чтение художественной литературы.
М. Михайлов «Лесные хоромы»; А. Майков «Люблю дорожкою лесною»;Л. Толстой «Дуб и орешник»; Д. Зуев «Жизнь леса»; Н. Некрасов «Славная осень»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Марков «Осень»; В. Василевский «В лесу»; И. Бунин «Осень»; «Чащи леса».
Фольклор.
Украинская народная сказка «Колосок»; белорусская народная сказка «Легкий хлеб».
Книжный уголок.
Репродукции: Т. Васильев «Перед дождем»; Л. Бродская «Осенний туман»; загадки об осени.
Уголок художественно-творческой деятельности.
Материалы для рисования: «Волшебный лес»; «Дары осени»; книжки-раскраски на осеннюю тематику; трафареты овощей, фруктов, листьев.
Уголок экспериментальной деятельности.
Экологические игры «Лото»; «Чьи детки?»;«Ботаническое лото»; «Магазин»; «Овощи-фрукты».
Октябрь
Тема «Унылая пора! Очей очарованье!»
1. «Осенняя мозаика» (игры с осенними листьями; наблюдения; работа в цветнике; художественно – творческая деятельность).
2. «Осенние тропинки» (встреча с персонажем Мулле; наблюдения; игры –экспериментирования; художественно – творческая деятельность).
3. «Осенняя викторина» (игры с листьями, плодами, семенами).
4. «В гости к Лососику» (встреча с персонажем - Лососик; наблюдения за изменениями в природе).
Задачи 1. Расширять представления детей о неживой природе.
2. Развивать умения детей самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, особенности приспособления растений к зиме.
3. Развивать познавательные психические процессы.
4. Воспитывать умения детей любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту.
Содержание работы Наблюдения о опыты.
• Наблюдения за деревьями и кустарниками (рассматривание листьев). Определение, на каких деревьях листья только краснеют или желтеют (зарисовка). Обсуждение, почему опадают листья с деревьев и кустарников; с каких раньше и быстрее (с молодых или старых); что способствует быстрому опаданию листьев (ветер, заморозки). Работа с календарем окрашивания листьев деревьев и кустарников.
• Сравнение деревьев и кустарников по цвету коры, плодам, семенам, форме кроны.
• Рассматривание и определение способов приспособления к зиме травянистых растений. Вывод: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
• Рассматривание и определение способов приспособления к зиме многолетних растений. Вывод: отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.
• Рассматривание семян и плодов деревьев и кустарников. Обсуждение, почему у семян и плодов толстая кожура, что помогает им перезимовать (снег).
• Определение взаимосвязи между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы.
• Наблюдения за уменьшением долготы дня (фиксация в календаре).
Беседы.
«Где зимуют лягушки?»; «Для чего дереву листья?»;«Как человек может помочь природе подготовиться к зиме?».
Труд в природе.
Труд на участке детского сада (очищение от листьев и веток); cбор природного материала; перекопка земли в цветнике.
Экологические игры.
«Придумай загадку»; «Раз цветок, два цветок»; «Вершки-корешки»; «Чьи детки».
Чтение художественной литературы.
В. Бианки «Белкина сушильня», «Молоденькие зимовщицы»; Н. Сладков «Синичкин запас»; М. Пришвин «Хитрый коврик»; Л. Толстой «Лебеди»; И. Василевский «Что-то тучи зачастили», «Осень»; А. Блок «Зайчик»; В Гаршин «Лягушка – путешественница»; Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»; Г. Скребицкий «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Иллюстрации: И. Левитан «Осень», «Золотая осень»; И. Грабарь «Осенний день»; И. Броцкая «Упавшие листья».
Уголок художественно-творческой деятельности.
Материалы для рисования: «Осенние впечатления».
Уголок экспериментальной деятельности.
Оборудование для опытов по выявлению свойств воздуха (емкость с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронка, воздушные шарики, поролоновая губка).
Ноябрь
Тема Осенние чудеса”
1. «В гости к Лесовичку» (встреча с персонажем -Лесовичок; экологические игры; наблюдения).
2. «Встречи на тропинке» (игры-путешествия).
3. «Осень в рассказах, рисунках и играх детей».
4. «Ноябрь – ворота зимы» (наблюдения за изменениями в природе).
Задачи 1. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные и временные связи.
2. Продолжать знакомить детей с ростом, развитием и размножением всего живого.
3. Развивать элементарные представления детей о круговороте и свойствах воды в природе.
4. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение.
Содержание работы Наблюдения и опыты.
• Наблюдения за осадками, изморозью и первым снегом. Определение взаимосвязи изменения температуры воздуха и характера осадков (переход дождя в мокрый снег).
• Длительные наблюдения за солнцем. Определение взаимосвязи между высотой стояния солнца и температурой воздуха. Вывод: чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в календаре).
• Наблюдения за деревьями. Определение взаимосвязи между температурой воздуха и состоянием растительного мира. Вывод: деревья и кустарники сбросили листву, молодые ветки на деревьях не растут, почки крепко закрыты.
• Изготовление кормушек для птиц.
• Опыт. Цель: показать зависимость скорости испарения воды от температуры воздуха.
Беседы.
«Какие семена путешествуют по воде, по воздуху?»; «Где живёт капелька?»; «Ноябрь – ворота зимы».
Труд в природе.
Уголок природы: уход за комнатными растениями, посев семян злаков для выращивания зеленого корма.
В природе: изготовление и установка кормушек, сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц зимой; утепление снегом молодых деревьев.
Экологические игры.
«Почтальон принес посылку»; «Что сначала, что потом?»; «Дуб-дубок»; «Что лишнее?»; «С какой ветки детки?»; модели приспособления животных к зиме, строения семян; семена растений, модель строения семени.
Чтение художественной литературы.
И. Бунин «Первый снег»; А. Фет «Поутру вчера дождь», «Еще вчера, на солнце млея»; В. Бианки «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости»; Л. Куборев «Спроси у медведя»; К. Ушинский «История одной яблоньки»; Л. Квитко «Медведь в лесу».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Репродукции: А. Пластов «Первый снег».
Уголок художественно-творческой деятельности.
Трафареты и обводки диких животных, деревьев; раскраски на осеннюю тематику; семена, листья для творческих работ.
Уголок экспериментальной деятельности.
Оборудование для определения свойств воды, исследования семян.
Декабрь
Тема “Пришла зима – открывай ворота…”
1. «Дом для друга» (игры со снегом).
2. «Веселые старты» (эстафетные, подвижные игры).
3. «Разноцветные льдинки» (опыты, игры)
4. «Где рождается снег и иней?» (беседы, наблюдения, опыты).
Задачи 1. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно - следственные и временные связи.
2. Формировать элементарные представления детей об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря – день солнцеворота).
3. Воспитывать интерес детей к народному календарю.
Содержание работы Наблюдения и опыты.
• Наблюдения за долготой дня. Определение самого короткого дня по народному календарю - 22 декабря (день солнцеворота); 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.
• Определение взаимосвязи между температурой воздуха и состоянием почвы. Ежедневное измерение температуры воздуха. Вывод: понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
• Определение взаимосвязи характера состояния снега от температуры воздуха. Вывод: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками; в теплую погоду- снежными хлопьями; в сильный мороз при ясном небе- «иголочками». Рассматривание снежинок через лупу.
• Рассматривание следов на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин.
• Опыт. Цель: выявить защитные свойства снега, значение снежного покрова для жизни растений.
• Опыт. Цель: выявить механизм образования инея.
• Опыт. Цель: выявить механизм образования облаков.
Беседы.
«Где рождается снег и иней?»; «Декабрь – полночь года».
Труд в природе.
Уголок природы: уход за комнатными растениями; сортировка семян.
В природе: утепление снегом молодых деревьев.
Экологические игры.
«Кто где живет?»;«Угадай!»; «Найди, что неверно»; модели животных (рыбы, звери, птицы, насекомые).
«Чтение художественной литературы.
В. Брюсов «Первый снег»; К. Бальмонт «Снежинка»; М. Пришвин «Этажи леса»; Л. Толстой «Зайцы»; Н. Некрасов «Мороз – Красный нос»; А. Стрижков «Декабрь»; С. Маршак «Эта снежная страница»; В. Бианки «письмо простое и письмо с хитростью», «Лес зимой»; В. Архангельский «Летят пушистые снежинки».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Репродукции: И. Грабарь «Зимний пейзаж»; И. Броцкая «Лес зимой в снегу».
Уголок художественно-творческой деятельности.
Раскраски животных; трафареты.
Уголок экспериментальной деятельности.
Материалы для определения свойств снега
Январь
Тема Север – царство льда и снега
1. «Разноцветные снежинки» (наблюдения; экологические игры).
2. «Зимние забавы» (наблюдения; спортивные игры).
3. «В гости к Снежной Королеве» (наблюдения; опыты; игры со снегом).
Задачи 1. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно - следственные и временные связи.
2. Расширять знания детей о жизни птиц зимой.
3. Расширять кругозор детей за счет обогащения знаний жизни животных и растений крайнего Севера.
Содержание работы Наблюдения и опыты.
• Наблюдения за температурой воздуха. Длительное измерение температуры воздуха (фиксация в календаре). Вывод: январь самый лютый из всех зимних месяцев.
• Наблюдения за состоянием снега. Уточнение знаний о взаимосвязи между температурой воздуха и состоянием снега. Наблюдение за явлением «снеговал» (на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться).
• Опыт. Цель: выявить взаимосвязь между силой ветра и быстрым вращением вертушки; силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугроба до и после снегопада.
• Наблюдения за поведением птиц в кормушке. Уточнение особенностей поведения птиц: воробьи задорно чирикают, чувствуя прибавку света, нахохливаются к морозу, а к теплу ведут себя спокойно. Вывод: птицы первыми реагируют на прибавление света.
• Наблюдения за деревьями. Рассматривание коры и почек деревьев после сильных морозов (есть ли трещины на стволе).
Беседы.
«Может ли мороз убить дерево?» (по рассказам В. Бианки «Лес зимой»); «Народный календарь о январе»; «Как зимуют животные севера».
Труд в природе.
В уголке природы: уход за комнатными растениями; подготовка инвентаря, семян для организации огорода на подоконнике.
В природе: подкормка птиц; изготовление новых и ремонт старых кормушек; встряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада; изготовление цветных льдинок и украшение ими участка.
Экологические игры.
«Отгадай и прочитай»; «Найдите и покормите зимующих птиц»; Ни сорока, ни ворона», «Северные олени».
Чтение художественной литературы.
Ю. Коваль «Заячьи тропы»; Н. Сладков «Январь», «Птичьи столовые», «Жалобы на сугробы»; И. Бунин «Метель»; В. Бианки «Любитель холодных ванн», «Январский снег», «Лес зимой»; С. Есенин «Пороша»; А. Толстой «Заяц»; О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра»; С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Репродукции: А. Саврасов «Зимний пейзаж»; В. Токарев «Зимушка – зима»; Н. Ульянов «Снегири».
Иллюстрации жизни животных и растений крайнего Севера»
Уголок художественно-творческой деятельности.
Природный материал для изготовления поделок на тему «птицы», пооперационные карты (части тела птиц).
Уголок экспериментальной деятельности.
Кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания.
Февраль
Тема “Чудо рядом с тобой”
1. «Зимние тропинки» (встреча с персонажем - Метелица).
2. «Раз снежинка, два снежинка» (исследование физического состояния воды, игры, развлечения).
3. «Зимние домики» (опыты, игры-исследования).
4. «Зима в рассказах и рисунках детей» (художественное творчество).
Задачи 1. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно - следственные и временные связи.
2. Обобщать знания детей о зиме.
3. Закреплять знания детей о деревьях, растущих на участке путем их сравнения (форма ствола, кора, расположение веток).
4. Развивать умения детей устанавливать взаимосвязь в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, формировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе.
5. Формировать представления детей о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых, правилах поведения зимой.
Содержание работы Наблюдения и опыты.
• Наблюдения за продолжительностью дня (фиксация в календаре).
• Наблюдения за метелью, вьюгой. Выявление характерных признаков этих явлений (сходство и различие – направление, сила).
• Наблюдения за снежным покровом. Определение защитных свойств снега.
• Наблюдения за деревьями. Сравнение деревьев, растущих на участке по форме ствола, коре, расположению веток. (дуб - крепкий ствол с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом; береза - белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев; клен - каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки находятся друг против друга; липа -нижние ветки прогибаются, как на качелях).
• Наблюдения за птицами (фиксация оживления в поведении птиц в конце месяца).
• Опыт. Цель: продолжить знакомство детей со свойствами воды.
Беседы.
«Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Что помогает животным выжить?»; «Рождение леса».
Труд в природе.
В уголке природы: уход за комнатными растениями; посадка семян перца и овса.
В природе: окучивание снегом кустов и деревьев, подкормка птиц.
Экологические игры.
«Пищевые цепочки»; «Лисы и зайцы»; «Хищник – добыча»; «Северные олени», «Что за дерево?».
Чтение художественной литературы.
В. Алферов «Птички-синички»; В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»; И. Винокуров «Кто как зимует»; П. Мочанов «Спасительница»; С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему»; Е. Благинина «Мороз», «Снегурка»; В. Ситников «Голубые дни»; М. Пришвин «Этажи леса»; А. Броцкий «Белый мишка».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Репродукции: А. Саврасов «Зимний пейзаж»; «Иней».
Уголок художественно-творческой деятельности.
Материалы для рисования деревьев восковыми мелками либо углем; оригами «Лесные животные»; раскраски.
Уголок экспериментальной деятельности.
Модели зверей и птиц. Макеты деревьев: дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина. Макеты мелкого кустарника : черничник, брусничник. Модели приспособления человека к зиме.
Март
Тема «Как поссорились март и февраль»
1. «Пробуждение» (опыты с семенами и ветками деревьев; эстафеты с природным материалом).
2. «Песни весны» (игры-путешествия).
3. «В гости к Ветерку» (игры с ветром).
4. «Капелька за капелькой» (игры с водой, опыты).
Задачи 1. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно - следственные и временные связи.
2. Расширять знания детей о наступлении весны.
3. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями.
4. Воспитывать интерес детей к народному календарю.
Содержание работы Наблюдения и опыты.
• Наблюдения за увеличением продолжительности дня (моделирование процесса). Определение взаимосвязи: солнце пригревает все теплее, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, появляются условия для роста растений, набухают почки на деревьях, а на проталинах, появляется первая травка.
• Наблюдения за изменениями в жизни птиц, животных. Наблюдения за прилетом первых птиц – грачей, за поведением птиц на участке.
• Наблюдения за солнцем на небе. Вывод: солнце с каждым днем поднимается все выше.
• Опыт. Цель: познакомить детей со свойством–прозрачность.
Беседы.
«Почему они так называются?» «Три победы весны»; «Тайны географической карты».
Труд в природе.
В уголке природы: Пересадка комнатных растений; посадка семян фасоли, гороха, редиса, огурцов, томатов, цветочных семян.
В природе: подкормка птиц.
Экологические игры.
«Узнай растение»; «Где спрятано растение»; «Отгадайте, что за растение»; «Найди по описанию».
Чтение художественной литературы.
В. Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; Н. Сладков «Ворбьишкина весна», «Весенние радости», «Зимние долги»; А. Плещеев «Уж тает снег…»; К. Ушинский «Утренние лучи»; В. Алферов «Март»; В. Сухомлинский «Весенний ветер»; А. Шевченко «Гнезда»; Е. Благинина «Весна», «На моем окошке».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Репродукции: А. Саврасов «Грачи прилетели».
Уголок художественно-творческой деятельности.
Доска коллективного творчества.
Уголок экспериментальной деятельности.
Фильтры и емкости для воды (для самостоятельных опытов). Экологическая цепочка «Оживление природы» : солнце – тает снег – почва пропитывается влагой – первая травка – набухают почки на деревьях. Модели первых признаков весны. Иллюстрации вредителей комнатных растений, модели размножения комнатных растений.
Апрель
Тема «Весенняя карусель»
1. «В гости к Русалочке» (встреча с персонажем – Русалочка, исследование побережья озера).
2. «Весенние секреты» (игра-путешествие).
3. «Раз цветок, два цветок» (работа в цветнике, рассматривание первоцветов).
4. «Весенние тропинки» (игры-развлечения).
Задачи 1. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно - следственные и временные связи.
2. Формировать представления детей о труде взрослых весной.
3. Развивать умение детей выделять существенные признаки человека, животных, растений.
4. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека.
Содержание работы Наблюдения и опыты.
• Длительные наблюдения за солнцем. Определение взаимосвязи между высотой стояния солнца и температурой воздуха. Вывод: чем выше находится солнце, тем выше температура воздуха (фиксация в календаре).
• Рассматривание и сравнение участков почвы (глинистой и песчаной). Вывод: глинистая почва сильнее удерживает влагу, следовательно, долго не просыхает, на ней мало растений; песчаная почва пропускает влагу, следовательно, быстро просыхает, на ней растения появляются раньше, но потом также быстро засыхают.
• Наблюдения за деревьями. Объяснение понятия «сокодвижение».
• Наблюдения за птицами.
• Опыт. Цель: закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух.
Беседы.
«Птичий календарь»; «Что возьмем с собой в парк?»; «22 апреля – Международный день Земли».
Труд в природе.
В уголке природы: уход комнатными растениями; пересадка комнатных растений; выращивание рассады овощных культур.
В природе: окапывание деревьев, сбор листьев, удаление сухих веток с деревьев и кустарников.
Экологические игры.
«Живое – неживое»; «Дедушка Мазай и зайцы»; «Ни сорока, ни ворона»; «Что растет в родном краю?»
Чтение художественной литературы.
С. Маршак «Ледоход»; В. Жуковский «Жаворонок»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; Г. Ладанщиков «Весенняя песенка»; А. Шевченко «Весна – мастерица»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Апрель», «Последняя льдина»; В. Снегирев «Скворец»; Н. Сладков «Апрель», «Шепчущие следы», «Трое на одном берегу», «Сердитые голоса»; М. Пришвин «Жаркий час».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Репродукции: И Бродский «Апрель»; А. Грицай «Половодье»
Уголок художественно-творческой деятельности.
Шаблоны, обводки лекарственных растений, птиц, животных.
Уголок экспериментальной деятельности.
Кору разных деревьев, почва; модели признаков весны, растений; иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, занесенных в «Красную книгу».
Май
Тема “Весенние заботы”
1. «В гостях у насекомых» (игра-исследование).
2. «Самый маленький дружок!» (рассматривание гусеницы).
3. «Друзья Мулле» (фестиваль юных экологов).
4. «Природа и фантазия» (художественно – творческая деятельность).
Задачи 1. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно - следственные и временные связи.
2. Систематизировать знания детей о весенних изменениях в жизни растений и животных.
3. Формировать представления детей о развитии насекомых через длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки в куколку, а затем в бабочку.
4. Формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Содержание работы • Наблюдения за солнцем. Определение взаимосвязи о степени тепла в разное время суток.
• Наблюдения за грозой. Определение изменений в природе перед грозой.
• Наблюдения за растениями. Рассматривание березы: «сережки» разные по цвету (зеленые и буроватые);от соприкосновения на руках останется пыльца. Наблюдение за цветением черемухи, сравнение с цветением тополя и березы.
Беседы.
«Да сохранится шар земной»; «Давай пройдемся медленно по лугу».
Труд на участке.
В уголке природы: подкормка комнатных растений минеральными удобрениями; посадка весенних растений, принесенных из леса.
В природе: оформление клумбы; высадка рассады; уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка).
Экологические игры.
«Почему меня так назвали?»; «Бывает или нет»; «Кому, что по вкусу?»; «Ручеек», «Ни сорока, ни ворона», «Лягушки и цапля».
Чтение художественной литературы.
Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?»; Н. Сладков «Друг или враг?»; С. Михайлков «Прогулка»; Б. Заходер «Про всех на свете»; Г. Ладанщиков «Дикарь в лесу»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; Ф. Троицкий «Отчего зацвел цветок?»; А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; В. Бманки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г. Снегирев «Про птиц», «Тридцать три зернышка»; З. Воскресенская «Петя пересмешник»; М. Горький «Воробьишка»; В. Астафьев «Стриженок Скрип».
Фольклор.
Народные приметы; народный календарь; поговорки; загадки.
Книжный уголок.
Репродукции: В. Бакшеев «Голубая весна»; А. Грицай «Первые дни мая»; А. Рылов «Зеленый шум».
Уголок художественно-творческой деятельности.
Обводки, штриховки, раскраски.
Уголок экспериментальной деятельности.
Модели признаков весны, увеличения продолжительности дня, правил поведения во время грозы.