Лаврова Мария
Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и игровые приемы в работе воспитателя.
Обоснование темы
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
создать картотеку пальчиковых игр;
привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке.
Публикация «Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Индивидуальные консультации для родителей.
План работы воспитателя:
- Диагностика развития мелкой моторики рук.
- Консультирование родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации работы.
- Игра-беседа с детьми.
- «Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.
- Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики.
- Создание, раздача памятки для родителей: «Поиграем с мамой дома»
- Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты.
- Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:
1. Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений малышу разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполнять упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания говорить спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывать помощь.
9. Каждое занятие должно длиться несколько минут и повторяться в течение дня 2-3 раза.
10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить, и возвращаться к ним по желанию малыша.
11. Не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
12. Никогда не принуждать ребенка к выполнению задания. Попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание).
Использование пальчиковых игр предполагает тренировку трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления. Продолжительность пальчикового игро-
тренинга в группе раннего развития составляет 10 минут. Вначале игры необходимо выполнять движения вместе с ребенком. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. Несложные и с забавным содержанием пальчиковые игры способны не только помочь вашему малышу заговорить, но и поднять настроение в любой ситуации. Просто дайте ему понять, что вам тоже это интересно, и тогда вашему малышу будет хотеться вновь и вновь использовать пальчиковые игры в любом виде деятельности, начиная от умывания и заканчивая игрой в прятки.
Принцип подбора пальчиковых игр.
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т. д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
использовались изолированные движения каждого из них.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей, однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.