Алёна Федина
Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные, потешки, истории. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физических минуток.
«Пять человечков»
Цель: активизировать движение пальцев рук.
Ход игры : пальцы левой руки - человечки. На каждый палец надевается шляпка, склеяная из бумаги. Указательным пальцем правой руки показывают на каждый палец левой руки, начиная с большого.
Человечки в лес пошли,
Всего их было пять.
Пасхального зайца они
Хотели там поймать.
Публикация «Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первый - толстячок, ворчливый бочок,
На бочку очень похож,
Он недовольно говорил:
"Где зайца тут найдешь!"
Второй - "Вот он, вот он!" - кричал.
А третий - длинный, рыжий,
Трусливо плача, отвечал:
"Нигде его не вижу!"
Четвертый так сказал: "Друзья,
Мне кажется все глупым.
Обратно возвращаюсь я,
Не быть бы мне надутым"
А самый маленький, чудной,
Ну кто бы мог подумать,
Поймал он зайца и домой,
Принес на зависть людям.
«Ладушки – ладушки»
Цель: развивать ощущение собственных движений.
Ход игры : хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом
Ладушки – ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
«Сорока – сорока»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры : (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики
мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.
Сорока – сорока
Кашу варила
Деток кормила
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
Этому дала
«Как у нашего кота…»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры : дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
«Этот пальчик – бабушка»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры : загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры : Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого.
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький - шалун,
Все, все, все съедает.
«Ладошки»
Цель: развивать моторику рук.
Ход игры : дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом
Ладошки вверх
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
«Обезьянки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры : Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.
Обезьянки вышли погулять,
Обезьянки стали танцевать,
И одна из них пошла домой поспать,
Потому что надоело танцевать.
«Пять человечков»
Цель: активизировать движение пальцев рук.
Ход игры : пальцы левой руки - человечки. На каждый палец надевается шляпка, склеяная из бумаги. Указательным пальцем правой руки показывают на каждый палец левой руки, начиная с большого.
Человечки в лес пошли,
Всего их было пять.
Пасхального зайца они
Хотели там поймать.
Первый - толстячок, ворчливый бочок,
На бочку очень похож,
Он недовольно говорил:
"Где зайца тут найдешь!"
Второй - "Вот он, вот он!" - кричал.
А третий - длинный, рыжий,
Трусливо плача, отвечал:
"Нигде его не вижу!"
Четвертый так сказал: "Друзья,
Мне кажется все глупым.
Обратно возвращаюсь я,
Не быть бы мне надутым"
А самый маленький, чудной,
Ну кто бы мог подумать,
Поймал он зайца и домой,
Принес на зависть людям.
«Два маленьких кузнечика…»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры : указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу ;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.
Два маленьких кузнечика
Потопали на речку.
Воды они боялись
И в речке не купались.
На скрипочках играли –
Всех рыбок распугали.
«Маленькая мышка»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры : бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу,лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку
Маленькая мышка
По городу бежит.
Глядит ко всем в окошки,
И пальчиком грозит :
«А кто не лёг в кроватку?
А кто не хочет спать?
Такого непослушного
Я буду щекотать!»
«Паучок»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,
Ход игры : Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным-«Паучки» ползают по голове
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
«Червячки»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры : Ладони лежат на коленях или столе.
Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами
Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а
остальные вверх
Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.
«Мизинчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры : кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
«Лягушка – попрыгушка»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры:
Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты
Глазки на макушке, (большой палец выполняет функцию нижней челюсти,
А все её слова – которые то раскрываются, то закрываются.
Только «Ква!» да «Ква!».
А щёки раздувает
И рот свой разевает,
Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,
Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»
«На лесной лужайке»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры:
На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши
ногами топали, притопываем ножками
ушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, обеих рук
Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку
Глазками глядели, Машем руками
Песенку пропели:
«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!Ля-ля-ляйки!»
Ах, какие весёлые зайки!
«Дружные пальчики»
Цель: развивать движение кистей и пальцев рук
Ход игры : Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному начинаяс мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот - средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот - указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
«В гости»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
Ход игры : Движение пальцев выполнять согласно тексту инструкции.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пльчики-друзья
Друг без друга им нельзя!
«Пальчики в лесу»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
Ход игры : Движение пальцев выполнять согласно тексту инструкции.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пльчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот все глядел.
«Этот пальчик»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
Ход игры : Движение пальцев выполнять согласно тексту инструкции.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать.
Этот пльчик прикорнул,
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Встали пльчики. Ура!
В детский сад идти пора!
«Брусника»
Цель: имитировать движения согласно тексту
Ход игры : Дети ходят по ковру, собирая рассыпнные горошинки, читая стихотворение и имитируя его движения.
Я по лесу пойду.
Я бруснику найду.
Если нет лукошка,
Соберу в ладошку.
Прыгну через лужицу,
Голова закружится.
А в траве брусника - тут ее найди-ка!
«Дружба»
Цель: развивать мелкую моторику кистей и пальцев
Ход игры : Пальчики обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок. Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.