Ольга Комарь
Пальчиковые дорожки для умственного и речевого развития малыша
▼ Скачать + Заказать документы
Эти весёлые пальчиковые дорожки!
Подготовила Комарь О. В.
[/b]
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
Сухомлинский В. А.
Публикация «Пальчиковые дорожки для умственного и речевого развития малыша» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Не для кого не секрет, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. Кто не играл сам и не играл и детьми в «Ладушки» и «Сороку-Белобоку»? И до сих пор пальчиковые игры являются одной из основ в развитии малышей.
Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.
Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.
Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
В работе логопеда одной и задач является развитие мелкой моторики рук. Очень действенными при исправлении речевых нарушений являются приёмы работы, в которых сочетаются речевые упражнения с движениями пальцев рук. Одним из таких приёмов являются «пальчиковые дорожки» или «пальцеходы». Какими они должны быть у того или иного логопеда, специалист решает сам.
В моей работе часто встречаются дефекты дифференциации звуков. Для этого мною придуманы пальчиковые дорожки с рисунками и камушками. При нажатии пальчиками на которые происходит массаж кончиков пальцев. Также во время игры с дорожками ребенок думает, какой звук нужно произнести на том или ином предмете. А картинки помогают правильно называть слова и слоги. Во время таких игр происходит тесное взаимодействие мыслительных процессов с движениями рук. Одновременно мы интересно и необычно проводим занятие по автоматизации нужных нам звуков.
На данных дорожках представлены картинки для дифференциации звуков [л] – [р]. Можно сначала попросить ребенка «шагать» пальчиками по картинкам и произносить слоги (лу-ру, затем слова (клубника – парус). Есть вариант названий картинок клубника – корабль. Ребенок должен думать в каком случае какой звук произносить.
Дорожка с камушками может быть использована при автоматизации любого звука. Например, можно попросить ребенка «шагать» по выпуклым камушкам и произносить заданный звук или слог громко, а вернуться нужно по плоским и при этом произносить заданный звук или слог тихо.
Также использую дорожки в работе над темпом и ритмом речи. В этом случае ребенку предлагается повторить ритмический рисунок, нажимая на определённые камушки. В итоге данное пособие можно использовать на различных занятиях, в зависимости от заданной цели.
Помимо речевых задач, можно реализовать задачи по закреплению цвета и формы, счёта и т. д.