ОЛЬГА ВИКТОРОВНА НИКИТИНА
Консультация «Оздоровительные технологии в системе музыкального воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 2»
«Оздоровительные технологии в системе
музыкального воспитания дошкольников».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
Составитель: Никитина Ольга Викторовна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г. Дальнегорск – 2020г.
Пояснительная записка
Публикация «Консультация „Оздоровительные технологии в системе музыкального воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Достоинствами музыкотерапии являются :
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З. Матейова и С. Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.
Что показали исследования?
У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.
Какую музыку должны слушать младенцы?
ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана :
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
ЦЕЛЬ: Профилактика и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС ДО п 1.6.)
ЗАДАЧИ: создание положительного эмоционального фона;
снятие фактора тревожности;
стимуляция двигательных функций;
развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление);
развитие способностей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: эмоционально реагирует на произведения музыкального искусства; желание активно двигаться под музыку; повышение активности.
Технология музыкатерапия, предназначена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Занимаются этой технологией во время кружковой работы или используют как часть музыкального занятия. Проводится фронтально, по подгруппам или индивидуально. Если это кружковая работа, время занятия 30 минут, комплексное занятие по технологии арттерапия длится 30 минут, если это часть музыкального занятия, то длительность составляет 5 – 10 минут.
Оздоровительные технологии в системе музыкального воспитания дошкольников, включает в себя:
Ритмическая гимнастика
Фитболгимнастика
Арттерапия
Музыкатерапия
Технология ритмической гимнастики основывается на методике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» - развитие ребёнка формированием средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений и способностей.
Занятия фитболгимнастикой, использую для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Для занятий фитболгимнастики, необходимы специальные коррекционные мячи фитболы. Размер мяча подбирается в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Данная технология разработана авторами А. А. Потапчук, Т. С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников».
Музыкатерапия – это лекарство, которое слушают. Активно используется в коррекции эмоциональных нарушений, отклонений в поведении. Комплексные занятия (музыкатерапия, арттерапия, приобщают детей к музыкальному, изобразительному искусству, знакомят с творчеством художников. А так же включают в себя восприятие детьми цвета, художественное творчество детей, искусство слова.
Используемая литература:
1. «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина С-П, 2000г.
2. «Двигательный игротренинг для дошкольников» А. А. Потапчук, Т. С. Овчинникова СПб: издательство «Речь», 2002г.
3. Интернет ресурсы.