Лучший педагог года

Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»

Швецов
Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»

План-конспект по программе "Прикладное творчество"

Методическая разработка открытого урока "Изучение стилизации на примере

традиционных видов росписи- городецкая, хохломская, филимоновская,

жостовская"

Преподаватель: Швецов Александр Николаевич

МБУ ДО "Детская школа искусств им. М. И. Глинки г. Всеволожск"

Цели и задачи урока:

***Образовательные

- Ознакомление, изучение и исследование исторических аспектов декоративно-

прикладного народного творчества. Преемственность традиций, форма и

характер декоративной росписи.

- На основе полученного опыта умение придумать и последовательно

воплотить свой замысел в авторской композиции.

***Развивающие

- Изучение новых традиционных видов народного творчества России,

способы создания на основе проведённого исследования и полученного

опыта, а так же уже имеющихся навыков новых декоративных вариантов.

- Развитие и формирование, изучение художественно-практических, техни-

ческих навыков в стилизации, применение символики как элементов

народного декоративного творчества.

-Развитие интереса к неисчерпаемому многообразию форм художественно-

прикладного искусства России через изучение деятельности мастеров,

создавших на протяжении многих поколений художественную культуру.

***Воспитательные:

-Воспитание эстетики и нравственности через любовь к народному

творчеству, его связи с красотой окружающего мира, к семье (ведь хорошо

выполненный рисунок всегда можно подарить родным и близким, друзьям)

-Воспитание бережного и тёплого отношения отношения к произведениям

декоративно- прикладного искусства (авторским изделиям ручной работы).

-Воспитание чувства меры, аккуратности, усидчивости и терпения при

выполнении задуманного творческого плана.

***Материалы и оборудование:

-Наглядные пособия такие как росписные ложки, блюда, подносы, веретено,

ковш-черпак; книги с иллюстрациями Н. Р. Макарова "Народное искусство как

часть художественной культуры", В. С. Бадаев "Русская кистевая роспись",

полиграфическая продукция, методический фонд, интернет ресурсы.

-Мольберт, карандаши простые, ластик, кисти.

Краска (гуашь, палитра

Калька для копирования эскизов

Подготовленные на предыдущем занятии эскизы, зарисовки карандашом,

цветные варианты выбранной формы, упражнения.

***План урока:

-Введение.

-Просмотр и обсуждение иллюстрационного материала.

-Беседа о символике, красоте Русского узора в народном творчестве,

знакомство с учебно-материальной частью композиции.

-Просмотр и обсуждение ранее созданных зарисовок, эскизов.

-Начало работы на чистовом формате с учётом выбранных на обсуждении

эскизов, зарисовок.

-Организация выставки-просмотра и анализ исполненных работ.

***Ход урока:

-Здравствуйте дети и коллеги! Сегодня у нас занятия на тему: "Изучение

предметов стилизации на примере традиционных видов росписи" Мы еще раз

внимательно рассмотрим варианты городетской, хохломской, жостовской,

филимоновской росписи.

- Продолжаем знакомиться с народным творчеством дореволюционной

России. Предметами быта, украшенными порой неизвестными мастерами,

включающих в себя стилизацию растений, птиц, животных и проанализируем

приёмы росписи: цвет, пятно, мазок, линия.

-Немного поговорим о символах, так как все элементы по обычаю являлись

необходимой частью художественной росписи.

"Птица-пава"- особенно почитаемый образ. В народе верили, что стоит ей

прилететь, расправить крылья, распустить пышный хвост, как растают снега,

зазеленеют травы, распустится листва на кронах деревьев, зацветут полевые

цветы.

"Райское дерево"- у него листья и плоды от всех деревьев, на ветвях поют

сладкоголосые птицы, с ветвей капает мёд. Представление о Райском дереве,

стоящем у источника бытия, сохранялось веками.

"Конь и всадник"- оберег домашнего очага, символ доброты. Конь один из

древнейших и любимых образов народного искусства, он нёс в себе

животворящую силу солнца.

"Солнце"- животворящая сила, начало жизни, тепло, весна, новая жизнь.

Так старинные образы отр ажают восприятие мира народом.

Важное значение имеет и символика цвета:

*Белый- чистота, здоровье, мудрость

* Жёлтый- солнце, роскошь, благородство, радость

*Зелёный- природа, жизнь, молодость

* Синий- цвет неба, воды, покоя, гармонии, волшебства

* Красный- источник торжества, любви, смелости

***Изучение новых понятий и способов действия:

-Сегодня мы вспоминаем, что стилизация - это искусство наблюдать,

выбирать, умение видеть окружающий нас мир по-своему и на основе

гармонии природы создавать декоративно- пластическую вариацию в системе

народного творчества.

-А сейчас мы с вами, изучив жанр и символику народной декоративной

росписи создадим свою, авторскую композицию применив уже имеющиеся

навыки работы на плоскости. Не забываем анализировать цветового

светового пятна, линии, силуэта, обращаем внимание на трактовку символов

и цвета. Выявляем композиционный центр, например на красном фоне жёлто-

зелёные травы, "золотистые" кони, птицы. Следует продумать лёгкую

прописку для каймы композиции (можно использовать лёгкий узор из трав и

листьев, нанося его уже поверх фона). Напоминаю учащимся, что важно

обратить внимание на условности изображения.

***Формирование умений и навыков:

Работа над заданием воспитывает воображение, аккуратность, внимание и

ответственность. Использование элементов стилизации, техники

декоративного мазка, линии, пятна делают композицию более нарядной,

информативной, праздничной. Воспитывает аккуратность, терпение, чувство

меры и вкус. Работа по предварительному эскизу, в которой уже решаются

основные задачи будущей композиции, воспитывает самостоятельность,

воображение, творческий интерес и профессиональный подход к заданию.

Ученики совместно с преподавателем выбирают лучшие варианты эскизов,

выполняют задание на чистовом формате, используя новые предложенные

идей и рассказывают как они воплощали свои мысли и что нового применили

в работе. Например Марта Мартынова поделилась тем, в чём состояла её

инновация в декоративной росписи:

-Я применила в решении символов волнообразные элементы и спиральную

рамку с ягодами шиповника. Этот вариант мне очень понравился и я его

использовала в рисунке.

В конце занятия формируется просмотр работ учащихся, дети, получившие

навыки работы в технике стилизации на базе элементов народного творчества

сравнивают свои рисунки с произведениями из фондов школы и увлечённо

обсуждают достоинства и недостатки.

***Итоги урока:

Преподавателем был предложен урок типа "урок- практикум", на котором

совершенствовались знания и умения, полученные в процессе обучения

предмета "прикладное искусство", а так же графических приемов "узор, орнамент" с обсуждением и анализом иллюстрационного и исторического материала.

В ходе урока применены как групповая, так и индивидуальная форма работы.

Осуществлялось развитие навыков грамотно формулировать и высказывать

своё мнение,выдвигать гипотезы о символах, цвете и сюжетах, применялись

ранее полученные знания и умения на своём задании. Анализировались

индивидуальные стили народного творчества регионов России.

Формировалось диалектико - материалистическое мировоззрение,

акцентрировалось внимание на аккуратность и терпение. Эстетическое

отношение к окружающей действительности, явлениям культуры,

общественной жизни. Воспитание культурно-конструктивного мышления,

положительной мотивации к обучению.

В течении всего урока прослеживалась чёткая связь "Учитель-ученик-

учитель", а так же взаимосотрудничество, взаимопомощь и взаимоконтроль.

Дети активно помогали друг другу, делились идеями, участвовали в диалоге с

преподавателем.

*** Оценка знаний и умений:

- Все 11 человек из группы, проанализировав материал, сделали

практическое задание - использовали стилизацию по образу и подобию

народного творчества.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи «Чудесная хохлома» в старшей, подготовительной группеФотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи «Чудесная хохлома» в старшей, подготовительной группе «Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась.

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Рисование элементов городецкой росписи в подготовительной группеРисование элементов городецкой росписи в подготовительной группе Городецкая роспись - это замечательная техника рисования, которая была создана именно в России. Она зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»
Опубликовано: 25 июля 2024 в 22:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»» (включая файлы) размещена пользователем Швецов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД