Лучший педагог года

Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»

Швецов
Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект по программе "Прикладное творчество"

Методическая разработка открытого урока "Изучение стилизации на примере

традиционных видов росписи- городецкая, хохломская, филимоновская,

жостовская"

Преподаватель: Швецов Александр Николаевич

МБУ ДО "Детская школа искусств им. М. И. Глинки г. Всеволожск"

Цели и задачи урока :

***Образовательные

- Ознакомление, изучение и исследование исторических аспектов декоративно-

прикладного народного творчества. Преемственность традиций, форма и

Публикация «Конспект открытого урока в ДШИ „Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи“» размещена в разделах

характер декоративной росписи.

- На основе полученного опыта умение придумать и последовательно

воплотить свой замысел в авторской композиции.

***Развивающие

- Изучение новых традиционных видов народного творчества России,

способы создания на основе проведённого исследования и полученного

опыта, а так же уже имеющихся навыков новых декоративных вариантов.

- Развитие и формирование, изучение художественно-практических, техни-

ческих навыков в стилизации, применение символики как элементов

народного декоративного творчества.

-Развитие интереса к неисчерпаемому многообразию форм художественно-

прикладного искусства России через изучение деятельности мастеров,

создавших на протяжении многих поколений художественную культуру.

*** Воспитательные:

-Воспитание эстетики и нравственности через любовь к народному

творчеству, его связи с красотой окружающего мира, к семье (ведь хорошо

выполненный рисунок всегда можно подарить родным и близким, друзьям)

-Воспитание бережного и тёплого отношения отношения к произведениям

декоративно- прикладного искусства (авторским изделиям ручной работы).

-Воспитание чувства меры, аккуратности, усидчивости и терпения при

выполнении задуманного творческого плана.

*** Материалы и оборудование:

-Наглядные пособия такие как росписные ложки, блюда, подносы, веретено,

ковш-черпак; книги с иллюстрациями Н. Р. Макарова "Народное искусство как

часть художественной культуры", В. С. Бадаев "Русская кистевая роспись",

полиграфическая продукция, методический фонд, интернет ресурсы.

-Мольберт, карандаши простые, ластик, кисти.

Краска (гуашь, палитра

Калька для копирования эскизов

Подготовленные на предыдущем занятии эскизы, зарисовки карандашом,

цветные варианты выбранной формы, упражнения.

***План урока :

-Введение.

-Просмотр и обсуждение иллюстрационного материала.

-Беседа о символике, красоте Русского узора в народном творчестве,

знакомство с учебно-материальной частью композиции.

-Просмотр и обсуждение ранее созданных зарисовок, эскизов.

-Начало работы на чистовом формате с учётом выбранных на обсуждении

эскизов, зарисовок.

-Организация выставки-просмотра и анализ исполненных работ.

***Ход урока :

-Здравствуйте дети и коллеги! Сегодня у нас занятия на тему: "Изучение

предметов стилизации на примере традиционных видов росписи" Мы еще раз

внимательно рассмотрим варианты городетской, хохломской, жостовской,

филимоновской росписи.

- Продолжаем знакомиться с народным творчеством дореволюционной

России. Предметами быта, украшенными порой неизвестными мастерами,

включающих в себя стилизацию растений, птиц, животных и проанализируем

приёмы росписи : цвет, пятно, мазок, линия.

-Немного поговорим о символах, так как все элементы по обычаю являлись

необходимой частью художественной росписи.

"Птица-пава"- особенно почитаемый образ. В народе верили, что стоит ей

прилететь, расправить крылья, распустить пышный хвост, как растают снега,

зазеленеют травы, распустится листва на кронах деревьев, зацветут полевые

цветы.

"Райское дерево"- у него листья и плоды от всех деревьев, на ветвях поют

сладкоголосые птицы, с ветвей капает мёд. Представление о Райском дереве,

стоящем у источника бытия, сохранялось веками.

"Конь и всадник"- оберег домашнего очага, символ доброты. Конь один из

древнейших и любимых образов народного искусства, он нёс в себе

животворящую силу солнца.

"Солнце"- животворящая сила, начало жизни, тепло, весна, новая жизнь.

Так старинные образы отр ажают восприятие мира народом.

Важное значение имеет и символика цвета:

*Белый- чистота, здоровье, мудрость

* Жёлтый- солнце, роскошь, благородство, радость

*Зелёный- природа, жизнь, молодость

* Синий- цвет неба, воды, покоя, гармонии, волшебства

* Красный- источник торжества, любви, смелости

***Изучение новых понятий и способов действия:

-Сегодня мы вспоминаем, что стилизация - это искусство наблюдать,

выбирать, умение видеть окружающий нас мир по-своему и на основе

гармонии природы создавать декоративно- пластическую вариацию в системе

народного творчества.

-А сейчас мы с вами, изучив жанр и символику народной декоративной

росписи создадим свою, авторскую композицию применив уже имеющиеся

навыки работы на плоскости. Не забываем анализировать цветового

светового пятна, линии, силуэта, обращаем внимание на трактовку символов

и цвета. Выявляем композиционный центр, например на красном фоне жёлто-

зелёные травы, "золотистые" кони, птицы. Следует продумать лёгкую

прописку для каймы композиции (можно использовать лёгкий узор из трав и

листьев, нанося его уже поверх фона). Напоминаю учащимся, что важно

обратить внимание на условности изображения.

*** Формирование умений и навыков:

Работа над заданием воспитывает воображение, аккуратность, внимание и

ответственность. Использование элементов стилизации, техники

декоративного мазка, линии, пятна делают композицию более нарядной,

информативной, праздничной. Воспитывает аккуратность, терпение, чувство

меры и вкус. Работа по предварительному эскизу, в которой уже решаются

основные задачи будущей композиции, воспитывает самостоятельность,

воображение, творческий интерес и профессиональный подход к заданию.

Ученики совместно с преподавателем выбирают лучшие варианты эскизов,

выполняют задание на чистовом формате, используя новые предложенные

идей и рассказывают как они воплощали свои мысли и что нового применили

в работе. Например Марта Мартынова поделилась тем, в чём состояла её

инновация в декоративной росписи :

применила в решении символов волнообразные элементы и спиральную

рамку с ягодами шиповника. Этот вариант мне очень понравился и я его

использовала в рисунке.

В конце занятия формируется просмотр работ учащихся, дети, получившие

навыки работы в технике стилизации на базе элементов народного творчества

сравнивают свои рисунки с произведениями из фондов школы и увлечённо

обсуждают достоинства и недостатки.

***Итоги урока :

Преподавателем был предложен урок типа "урок- практикум", на котором

совершенствовались знания и умения, полученные в процессе обучения

предмета "прикладное искусство", а так же графических приемов "узор, орнамент" с обсуждением и анализом иллюстрационного и исторического материала.

В ходе урока применены как групповая, так и индивидуальная форма работы.

Осуществлялось развитие навыков грамотно формулировать и высказывать

своё мнение,выдвигать гипотезы о символах, цвете и сюжетах, применялись

ранее полученные знания и умения на своём задании. Анализировались

индивидуальные стили народного творчества регионов России.

Формировалось диалектико - материалистическое мировоззрение,

акцентрировалось внимание на аккуратность и терпение. Эстетическое

отношение к окружающей действительности, явлениям культуры,

общественной жизни. Воспитание культурно-конструктивного мышления,

положительной мотивации к обучению.

В течении всего урока прослеживалась чёткая связь "Учитель-ученик-

учитель", а так же взаимосотрудничество, взаимопомощь и взаимоконтроль.

Дети активно помогали друг другу, делились идеями, участвовали в диалоге с

преподавателем.

*** Оценка знаний и умений:

- Все 11 человек из группы, проанализировав материал, сделали

практическое задание - использовали стилизацию по образу и подобию

народного творчества.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи «Чудесная хохлома» в старшей, подготовительной группеФотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи «Чудесная хохлома» в старшей, подготовительной группе «Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась.

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Рисование элементов городецкой росписи в подготовительной группеРисование элементов городецкой росписи в подготовительной группе Городецкая роспись - это замечательная техника рисования, которая была создана именно в России. Она зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской.

Конспект ОД по рисованию элементов хохломской росписи «Хохломская роспись, алых ягод россыпь» в подготовительной группеКонспект ОД по рисованию элементов хохломской росписи «Хохломская роспись, алых ягод россыпь» в подготовительной группе Цель: углубление знаний детей о народном промысле – хохломе. Задачи: - приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте,.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группыКонспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы Конспект открытого занятия для детей средней группы по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе». Цель: формирование.

Конспект урока по плаванию «Изучение плавания кролем на груди» для 2 класса Конспект урока по плаванию для 2 класса. Тема урока: «Изучение плавания кролем на груди» Цель: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»
Опубликовано: 25 июля 2024 в 22:49
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»» (включая файлы) размещена пользователем Швецов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД