Швецов
Конспект открытого урока в ДШИ «Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по программе "Прикладное творчество"
Методическая разработка открытого урока "Изучение стилизации на примере
традиционных видов росписи- городецкая, хохломская, филимоновская,
жостовская"
Преподаватель: Швецов Александр Николаевич
МБУ ДО "Детская школа искусств им. М. И. Глинки г. Всеволожск"
Цели и задачи урока :
***Образовательные
- Ознакомление, изучение и исследование исторических аспектов декоративно-
прикладного народного творчества. Преемственность традиций, форма и
Публикация «Конспект открытого урока в ДШИ „Изучение элементов стилизации на примере традиционных видов росписи“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
характер декоративной росписи.
- На основе полученного опыта умение придумать и последовательно
воплотить свой замысел в авторской композиции.
***Развивающие
- Изучение новых традиционных видов народного творчества России,
способы создания на основе проведённого исследования и полученного
опыта, а так же уже имеющихся навыков новых декоративных вариантов.
- Развитие и формирование, изучение художественно-практических, техни-
ческих навыков в стилизации, применение символики как элементов
народного декоративного творчества.
-Развитие интереса к неисчерпаемому многообразию форм художественно-
прикладного искусства России через изучение деятельности мастеров,
создавших на протяжении многих поколений художественную культуру.
*** Воспитательные:
-Воспитание эстетики и нравственности через любовь к народному
творчеству, его связи с красотой окружающего мира, к семье (ведь хорошо
выполненный рисунок всегда можно подарить родным и близким, друзьям)
-Воспитание бережного и тёплого отношения отношения к произведениям
декоративно- прикладного искусства (авторским изделиям ручной работы).
-Воспитание чувства меры, аккуратности, усидчивости и терпения при
выполнении задуманного творческого плана.
*** Материалы и оборудование:
-Наглядные пособия такие как росписные ложки, блюда, подносы, веретено,
ковш-черпак; книги с иллюстрациями Н. Р. Макарова "Народное искусство как
часть художественной культуры", В. С. Бадаев "Русская кистевая роспись",
полиграфическая продукция, методический фонд, интернет ресурсы.
-Мольберт, карандаши простые, ластик, кисти.
Краска (гуашь, палитра
Калька для копирования эскизов
Подготовленные на предыдущем занятии эскизы, зарисовки карандашом,
цветные варианты выбранной формы, упражнения.
***План урока :
-Введение.
-Просмотр и обсуждение иллюстрационного материала.
-Беседа о символике, красоте Русского узора в народном творчестве,
знакомство с учебно-материальной частью композиции.
-Просмотр и обсуждение ранее созданных зарисовок, эскизов.
-Начало работы на чистовом формате с учётом выбранных на обсуждении
эскизов, зарисовок.
-Организация выставки-просмотра и анализ исполненных работ.
***Ход урока :
-Здравствуйте дети и коллеги! Сегодня у нас занятия на тему: "Изучение
предметов стилизации на примере традиционных видов росписи" Мы еще раз
внимательно рассмотрим варианты городетской, хохломской, жостовской,
филимоновской росписи.
- Продолжаем знакомиться с народным творчеством дореволюционной
России. Предметами быта, украшенными порой неизвестными мастерами,
включающих в себя стилизацию растений, птиц, животных и проанализируем
приёмы росписи : цвет, пятно, мазок, линия.
-Немного поговорим о символах, так как все элементы по обычаю являлись
необходимой частью художественной росписи.
"Птица-пава"- особенно почитаемый образ. В народе верили, что стоит ей
прилететь, расправить крылья, распустить пышный хвост, как растают снега,
зазеленеют травы, распустится листва на кронах деревьев, зацветут полевые
цветы.
"Райское дерево"- у него листья и плоды от всех деревьев, на ветвях поют
сладкоголосые птицы, с ветвей капает мёд. Представление о Райском дереве,
стоящем у источника бытия, сохранялось веками.
"Конь и всадник"- оберег домашнего очага, символ доброты. Конь один из
древнейших и любимых образов народного искусства, он нёс в себе
животворящую силу солнца.
"Солнце"- животворящая сила, начало жизни, тепло, весна, новая жизнь.
Так старинные образы отр ажают восприятие мира народом.
Важное значение имеет и символика цвета:
*Белый- чистота, здоровье, мудрость
* Жёлтый- солнце, роскошь, благородство, радость
*Зелёный- природа, жизнь, молодость
* Синий- цвет неба, воды, покоя, гармонии, волшебства
* Красный- источник торжества, любви, смелости
***Изучение новых понятий и способов действия:
-Сегодня мы вспоминаем, что стилизация - это искусство наблюдать,
выбирать, умение видеть окружающий нас мир по-своему и на основе
гармонии природы создавать декоративно- пластическую вариацию в системе
народного творчества.
-А сейчас мы с вами, изучив жанр и символику народной декоративной
росписи создадим свою, авторскую композицию применив уже имеющиеся
навыки работы на плоскости. Не забываем анализировать цветового
светового пятна, линии, силуэта, обращаем внимание на трактовку символов
и цвета. Выявляем композиционный центр, например на красном фоне жёлто-
зелёные травы, "золотистые" кони, птицы. Следует продумать лёгкую
прописку для каймы композиции (можно использовать лёгкий узор из трав и
листьев, нанося его уже поверх фона). Напоминаю учащимся, что важно
обратить внимание на условности изображения.
*** Формирование умений и навыков:
Работа над заданием воспитывает воображение, аккуратность, внимание и
ответственность. Использование элементов стилизации, техники
декоративного мазка, линии, пятна делают композицию более нарядной,
информативной, праздничной. Воспитывает аккуратность, терпение, чувство
меры и вкус. Работа по предварительному эскизу, в которой уже решаются
основные задачи будущей композиции, воспитывает самостоятельность,
воображение, творческий интерес и профессиональный подход к заданию.
Ученики совместно с преподавателем выбирают лучшие варианты эскизов,
выполняют задание на чистовом формате, используя новые предложенные
идей и рассказывают как они воплощали свои мысли и что нового применили
в работе. Например Марта Мартынова поделилась тем, в чём состояла её
инновация в декоративной росписи :
-Я применила в решении символов волнообразные элементы и спиральную
рамку с ягодами шиповника. Этот вариант мне очень понравился и я его
использовала в рисунке.
В конце занятия формируется просмотр работ учащихся, дети, получившие
навыки работы в технике стилизации на базе элементов народного творчества
сравнивают свои рисунки с произведениями из фондов школы и увлечённо
обсуждают достоинства и недостатки.
***Итоги урока :
Преподавателем был предложен урок типа "урок- практикум", на котором
совершенствовались знания и умения, полученные в процессе обучения
предмета "прикладное искусство", а так же графических приемов "узор, орнамент" с обсуждением и анализом иллюстрационного и исторического материала.
В ходе урока применены как групповая, так и индивидуальная форма работы.
Осуществлялось развитие навыков грамотно формулировать и высказывать
своё мнение,выдвигать гипотезы о символах, цвете и сюжетах, применялись
ранее полученные знания и умения на своём задании. Анализировались
индивидуальные стили народного творчества регионов России.
Формировалось диалектико - материалистическое мировоззрение,
акцентрировалось внимание на аккуратность и терпение. Эстетическое
отношение к окружающей действительности, явлениям культуры,
общественной жизни. Воспитание культурно-конструктивного мышления,
положительной мотивации к обучению.
В течении всего урока прослеживалась чёткая связь "Учитель-ученик-
учитель", а так же взаимосотрудничество, взаимопомощь и взаимоконтроль.
Дети активно помогали друг другу, делились идеями, участвовали в диалоге с
преподавателем.
*** Оценка знаний и умений:
- Все 11 человек из группы, проанализировав материал, сделали
практическое задание - использовали стилизацию по образу и подобию
народного творчества.