Байдильдина Антонина Ринатовна
Методическая разработка «Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
Новочановский детский сад Барабинского района Новосибирской области
Методическая разработка
«Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Байдильдина А. Р
2022г
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка „Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. На этапе формирования личности ребенка дошкольного возраста существует проблема волнующая многих педагогов – психологическая нестабильность. У дошкольников недостаточно развиты память, внимание, воображение, речь.
Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрителя, получится ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми недостижимыми возможностями.
Театрализованная деятельность - мир фантазии и перевоплощения, является важным направлением в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вовлечение детей в театральное творчество способствует как художественному, так и общему развитию. Развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованные игры и спектакли способствуют погружению дошкольников в мир фантазии, их раскрепощению, развитию общения, чувственному познанию окружающего мира.
Цель — развитие творческого потенциала дошкольника средствами театрального искусства.
Задачи:
• Воспитывать любовь к театру. Воспитывать навыки театральной
культуры через приобщение к театральному искусству
• Учить постигать художественные образы, созданные средствами
театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.).
• Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика,
интонация, движения).
• Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в
передаче образа; отчетливость произношения.
• Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку,
стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
• Создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Основная часть
Настоящая методическая разработка описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для дошкольных образовательных учреждений.
В данной разработке театральное воспитание и образование, выполняющее познавательную, воспитательную и развивающую функции, осуществляются по следующим направлениям:
• воспитание основ театральной (зрительской) культуры;
• развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;
• накопление знаний о театре.
Основы театральной (зрительской) культуры закладываются через формирование в детях внимания к особенностям исполнения заданий, этюдов. Направленность внимания на то, чтобы точно повторить, дополнить, отличиться при выполнении простейших творческих заданий.
Театрально-исполнительская деятельность детей рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Целесообразен с этой точки зрения цикл упражнений, основной целью которых является развитие произвольного (слухового и зрительного) внимания (кто как одет, послушаем за окном, в коридоре, «морковка-капуста», «летает – не летает» и т. д.). Развивая у детей способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, умение быстро овладеть новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию таких качеств, как внутренняя собранность, готовность активно включиться в творческий поиск.
Эффективны следующие упражнения: эстафета, японская машинка, упражнения со стульями, волна, разыгрывание диалогов и т. д.
Театральное образование детей в области накопления словаря, терминологии строится на знакомстве со сферой театрального творчества. Осваиваются термины: драма, драматический театр, кукольный театр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, афиша, действующие лица.
В начальный период работы над театральной исполнительской культурой педагог каждый раз отмечает возникновение на глазах у всех живой ситуации и помогает детям увидеть разницу между превращением в игре («перевоплощением») и кривлянием. В дальнейшем педагог обращает внимание на появление нового при повторении уже знакомой ситуации. У детей возникает представление о разнообразности поведения через внесение в свое естественное поведение каких-то определенных изменений в голосе, теле, движениях, костюме, речи. Главная задача – развить «чуткость к действию» как основному средству выразительности языка театра. Специфика театрального обучения детей состоит в том, что каждый ребенок-исполнитель учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами.
Первый этап знакомства с театральным творчеством не требует специальных театральных атрибутов : сцены, костюмов, декораций. Для детей полезно проводить развивающие игры и в игровой комнате, и на спортивной площадке, на прогулке, и в актовом зале. Каждое занятие целесообразно начинать с разминки (упражнения по технике речи, которая занимает 5-7 минут.
Педагог должен исходить из реальных возможностей детей. Объем выполняемых на каждом занятии упражнений может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики группы. Преподаватель может внести изменения в расположение тем, ввести темы по своему строению. Структура предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания.
Формы работы
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• наблюдения, объяснения и обсуждения
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание литературных произведений обсуждение
• словесные, настольные и подвижные игры
• пантомимические этюды и упражнения
Тематический план
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Вступительное
занятие.
Выявление
творческой индивидуальности. Знакомство с группой. «Разрешите представиться».
Рассказ преподавателя о содержании занятий
«Театральные игры». Беседа о театре. 2 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Рассказы детей о посещении театра и увиденных спектаклях.
Чтение сказки преподавателем и беседа по
содержанию.
Чтение детям стихов, исполнение песен, движений под музыку.
Основы техники
речи.
Дыхание, голос,
дикция. Разучивание упражнений по технике речи.
Упражнение на дыхание, развитие голоса.
Отработка гласных и согласных звуков. Разучивание скороговорок.
Произнесение литературных текстов четко, с хорошей артикуляцией.
Игра «Эстафета». Тренировка навыков слаженной работы.
Игра «Морковка-капуста» на концентрацию
внимания. Развитие ассоциативного мышления.
Выбор цвета для каждого времени года. 2 ч.
Развитие памяти
физических
действий. Упражнения по технике речи.
Игра «Эстафета».
Упражнения на «память физических действий».
Повтори движения за преподавателем.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Рассказ детей : «Мое любимое занятие» 2 ч.
Понятие о темпе. Упражнения по технике речи.
Игровые этюды «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Понятие о темпе как об ускорении или замедлении.
Зависимость темпа от смысла речи.
Определение темпа литературных текстов.
Чтение стихотворных текстов педагогом и детьми. 2 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Понятие о ритме.
Упражнения по технике речи.
Движения под музыку в заданном темпе.
Игра на концентрацию внимания, собранность «Руки-ноги».
Понятие о ритме. Ритм – настроение.
Игра «Угадай словечко». Определение ритма стихотворных текстов. 2 ч.
Развитие силы
голоса Упражнение по технике речи. Голос, его основные свойства (сила голоса).
Чтение литературных текстов с изменением силы голоса.
Простукивание заданного ритма.
Определение темпо-ритма стихотворных
текстов.
Выполнение движений под музыку в заданном темпо-ритме. 2 ч.
Полётность голоса. Упражнения по технике речи.
Чтение стихотворных текстов с изменением силы голоса.
Понятие о полетности голоса как о собранности звука.
Упражнение на развитие полетности голоса.
Игровые этюды «Превращение в предметы».
Игра «Растет – не растет» 2 ч.
Чувство, передача
чувства в
интонации. Упражнения по технике речи.
Упражнения на развитие полетности голоса. Произнесение фразы с максимальной собранностью звука.
Упражнение «Эстафета». Выполнение упражнения хлопками в определенном темпо-ритме.
Беседа. Чувство и настроение. Мотивы нашего настроения. Определение настроения в ситуациях.
Игра «Так и не так». 2 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Определение настроения по интонации. Вежливые слова, которые могут исправить настроение.
Работа по стихотворению С. Погореловского
«Попробуй волшебником стать»
Тембр голоса. Упражнения по технике речи.
Игра «Японская машинка». Выполнение слаженных движений в заданном темпо-ритме.
Игра «Угадай, какое у меня настроение».
Произнесение фразы с соответствующим подтекстом.
Понятие о тембре голоса. Передача чувства,
настроения в интонации тембром голоса.
Игра «Угадай, чей голосок» 2 ч.
Словесно-игровые
этюды Упражнения по технике речи. Произнесение пословиц и скороговорок с заданным подтекстом.
Игра «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает».
Игра «Телефонный разговор». Темы разговора: «Разрешите пригласить», «Спешу поделиться новостью» и т. д.
Инсценировка стихотворения В. Фетисова «Клест».
Составление словесно-игровых этюдов. Темы: «Я помогу тебе.», «Неожиданная встреча» и т. д.
Игра «Ходить след в след» (концентрация внимания) 3 ч.
Ролевые игры Упражнения по технике речи.
Игра «Слушать за окном, за дверью». Умение сконцентрировать внимание, сосредоточиться.
Игра «По правде и понарошку». Развитие 3 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
наблюдательности.
Ролевые игры /словесно-игровые этюды/ : в магазине/ продавец-покупатель/, в библиотеке /библиотекарь- читатель/, на вокзале /проводник-пассажир/ и т. д.
Инсценировка стихотворения С. Маршака «Разговор лягушек»
Диалог.
Понятие о диалоге Упражнения по технике речи.
Игра «Летает – не летает» (на внимание).
Игра «Превращение в предметы».
Игра «Телефонный разговор».
Понятие о диалоге.
Стихотворения В. Фетисова «Клест» и С. Маршака «Разговор лягушек» как диалоги.
Инсценировка стихотворения Г. Ладонщикова «Хитрый соня» 2 ч.
Диалог в разных
интерпретациях Упражнения по технике речи.
Игра «Вес». Передача в весе самочувствия, настроения человека.
Игровой этюд. Дикие и домашние животные.
Чтение детских стихов по ролям /С. Маршак, А. Барто, Г. Ладонщиков/.
Составление диалогов по сказкам: Красная Шапочка и Серый Волк, Маша и Медведь, Емеля и Щука и т. д. 2 ч.
Общение с
партнером.
Подача реплики. Упражнения по технике речи.
Покажи ответы на загадки (пантомима).
Игра «Неиспорченный телефон». Упражнения на внимание, собранность.
Работа со стихотворением А. Янушевской «Окно».
Чтение по ролям фрагментов из стихотворения К. Чуковского «Телефон». 2 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Подача реплики: скажи так, чтобы мне захотелось тебе ответить, продолжить с тобой разговор.
Рассказывание
сказки.
Упражнения по технике речи.
Игра «Ходить след в след».
Упражнения со стульями. Тренируется навык слаженной коллективной работы.
Драматическое искусство сказочников.
Рассказывание сказки педагогом и детьми. 2 ч.
Характер
сказочных
персонажей. Упражнения по технике речи.
Игра в прятки /вариант игры «По правде и понарошку»
Чтение р. н. с. педагогом, беседа о характерах
сказочных персонажей.
Музыкальные портреты сказочных персонажей (медведь, заяц, лиса и т. д.)
Работа с иллюстрациями к сказкам. 2 ч.
Иллюстрирование
сказки «Война
грибов». Упражнения по технике речи.
Упражнения на память физических действий: повтори движение, продолжи движение.
Игра «Ассоциативная цепочка» /Новый год – подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка и т. д. /
Экскурсия по выставке детских рисунков к сказке «Война грибов».
Инсценировка сказки «Война
грибов» : распределение ролей, составление
мизансцен, общение с партнером. 3 ч.
Инсценировка
сказки «Лиса и
Тетерев». Упражнения по технике речи.
Игровые этюды. Превращение в животных. Дикие и домашние животные.
Определение характера персонажей в стихотворении А. Шибаева «И я бы мог»,
«Медвежье ухо». 3 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Чтение сказки «Лиса и Тетерев». Определение характеров персонажей. Пересказ сказки.
Работа с иллюстрациями или рисунками к сказке.
Инсценировка сказки «Лиса и тетерев».
Составление мизансцен, общение с партнером, подача реплики.
Варианты исполнения, их обсуждение.
Развитие фантазии,
воображения. Упражнения по технике речи.
Игра «Ассоциативная цепочка», «Продолжи сказку»
Упражнение Мой волшебный город /описать улицы, дома, людей, животных, придумать название городу/.
Детские рисунки на тему: «Мой самый счастливый сон» 2 ч.
Из истории развития театра. Устное народное творчество как музыкальное,
хореографическое и
драматическое
искусство Упражнения по технике речи.
Игровые этюды под музыку /огонь, вода, солнечный зайчик и т. д. /
Игра «Неиспорченный телефон».
Рассказ педагога об устном народном
творчестве.
Разучивание хороводной песни «Ходит Ваня» 2 ч.
Календарные
обряды.
Новогодние
увеселения.
Упражнения по технике речи.
Игра «Хоровод». Тренируется навык слаженной работы.
Обсуждение увиденного и фантазирование.
Рассказ педагога о новогодних увеселениях.
Колядование и гадание как действо. Разучивание колядок.
Новогодние маски (рисунки или поделки). 2 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Масленица –
праздник проводов
Зимы и встречи
Весны. Упражнения по технике речи.
Игра «Летает – не летает».
Игра «Тело в деле». Развитие наблюдательности.
Движение под музыку в заданном темпо-ритме.
Рассказ педагога о празднике Масленица. Разучивание песен о Масленице.
Игра «Телефонный разговор». Рассказ другу о празднике Масленица. 1 ч.
Народный театр.
Народная драма
«Лодка». Упражнения по технике речи.
Игра «Превращение в предметы».
Упражнения со стульями.
Рассказ педагога о народном театре.
Сюжет драмы «Лодка».
Инсценировка р. н. песни «Где был, Иванушка?» 1 ч.
Народная драма
«Царь
Максимилиан». Упражнения по технике речи.
Игра «Массовая сцена». Фотография.
Упражнение «По ритму определите слово в стихотворении».
Рассказ о народной драме «Царь Максимилиан».
Инсценировка р. н. песни «Где был Иванушка?»
Театральный словарь : декорации, костюмы. 1 ч.
Кукольный театр,
его особенности Упражнения по технике речи.
Игра «По правде и понарошку».
Игра «Массовая сцена». Фотография.
Беседа о народном театре, о народных драмах «Лодка», «Царь Максимилиан».
Рассказ педагога о кукольном театре. Показ кукольных актеров.
Декорации и костюмы.
Игра с куклами: «Оживи куклу». 2 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Кукольный театр
Петрушки. Упражнения по технике речи.
Игра «Японская машинка».
Упражнение «Хоровод». На согласованность движений и внимание.
Рассказ педагога о кукольном театре Петрушки. Показ куклы или рисунка с изображением Петрушки.
Инсценировка стихотворного текста или фрагмента из сказки в кукольном театре. 2 ч.
Вертеп и раек.
Упражнения по технике речи.
Игра «Хоровод».
Игра «Убегает, догоняет, бежит». Развитие
наблюдательности.
Беседа о кукольном театре.
Театральный словарь : кукольный театр.
Рассказ педагога о вертепе и райке. 2 ч.
Театр и музыка.
Музыкальный
театр. Упражнения по технике речи.
Упражнение «Заданные предлагаемые обстоятельства» (под музыку).
Рассказ о музыке в театральном спектакле.
Музыка на сцене и за сценой. Музыкальный театр.
Просмотр видеозаписи или прослушивание
грамзаписи музыкальной сказки.
Театральный словарь : музыкальный театр. 2 ч.
Театр и живопись. Упражнения по технике речи.
Игра «По правде и понарошку».
Игровые этюды.
Рассказ педагога о театре. Зрительный зал и сцена. Декорации. Оформление спектакля. Декорации к сказкам.
Инсценировка стихотворения Э. Успенского «Все в порядке».
Театральный словарь : декорации, спектакль. 2 ч.
Тема Содержание Количество
часов
1 2 3
Афиша. Упражнения по технике речи.
Ассоциативная цепочка на основе музыкальных произведений.
Рассказ педагога о театральной афише.
Афиша – действующие лица.
Пересказ текста, составление афиши миниатюры В. Голышкина «Яблоки».
Театральный словарь : афиша. 1 ч.
Профессия - Актер
Озвучивание иллюстраций, диафильма, картины.
Рассказ педагога о профессии: актер.
Роль актера в спектакле. Перевоплощение.
Чтение фрагмента из пьесы С. Михалкова «Зайка - зазнайка»
Составление афиши. 2 ч.
Посещение театра
и просмотр
спектаклей. Театральное помещение, зрительный зал, сцена, театральный билет.
Декорации, музыка. 3 ч.
Спектакль как
особый вид
искусства. Беседа о просмотренном спектакле.
Работа над фрагментами из пьесы С. Михалкова «Зайка - зазнайка».
Работа с текстом, составление мизансцен. 2 ч.
Создание спектакля
(творческий процесс). Составление концертной программы.
Инсценировка стихов, работа над фрагментами из пьесы С. Михалкова «Зайка-зазнайка» 4 ч.
Заключительное
занятие.
Концертная
программа. Выполнение словесно-игровых этюдов.
Чтение и инсценирование стихов, сказок.
Инсценировка фрагментов из драматических
произведений 1 ч.
Предметно-развивающая среда
Для реализации методической разработки используется помещение групповой комнаты: рабочая зона - для проведения образовательной деятельности; активная зона - для самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности педагога с детьми.
Для успешной реализации методической разработки необходимо создание театральной студии в дошкольном образовательном учреждении или театральной зоны в групповой комнате.
Описание театральной зоны
Наименование Описание
1 2
Место расположения
зоны Групповая комната
Содержание зоны • сцена (отделена занавесом)
• театральный уголок (ширма для кукольного
театра – куклы бибабо, пальчиковый, ложечный, настольный и теневой театры)
• медиатека (музыкальные произведения,
звуковые эффекты, DVD и CD диски)
• зона ручного труда (альбомы с образцами
декораций и костюмов, эскизами детей, наборы для создания)
• уголок костюмов, атрибутов (костюмы,
головные уборы, атрибуты, музыкальные инструменты)
Возрастная категория детей От 4 до 7 лет
Виды детской деятельности В рамках основной образовательной программы
• Театральная игра;
• Театральные этюды;
• Коммуникативные игры;
• Пение песен по ролям из мультфильмов;
• Динамические паузы;
• Постановка сказочных сценок и спектаклей
В рамка дополнительного образования
• освоение актерского мастерства;
• освоение сценической речи;
• освоение сценических движений
Заключение
Лев Семенович Выготский, указывая на то, что детское театральное творчество не должно сводиться к воспроизведению взрослого театра, говорит о важности самого процесса детского творчества в любой его форме – необходимо, чтобы дети создавали, творили, упражнялись в творческом воображении и его реализации.
Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все - от занавеса и до развития драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку.
Приложение № 1
Упражнения по технике речи
Упражнение № 1
Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать движение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой выдох, под счет 1-5 делайте вдох. Повторите 3-4 раза.
Упражнение № 2
Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, затем выдыхайте плавно, без толчков, на счет 1-5. Повторите 3-4 раза.
Упражнение № 3
Проделайте дыхательное упражнение, соединяя его с движением рук. Вытягивая руки вперед, делайте выдох, разводя руки в стороны – вдох, снова руки вперед – выдох, руки в стороны – вдох. Повторите 5 раз. Опуская руки по бокам вниз – выдох, поднимая вверх над головой – вдох, снова опуская по бокам вниз – выдох, поднимая – вдох. Повторите 5 раз.
Упражнение № 4
Встаньте прямо. Ладони положите на ребра по обе стороны грудной клетки. Представьте себе, что вы нюхаете розы. Медленно вдыхайте через нос этот цветочный запах, затем выдохните. Во избежание головокружения вдохи должны быть неглубокими. Повторите 3-4 раза.
Упражнение № 5
Представьте, что перед вами огромная свеча с большим пламенем. Погасите свечу. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте на свечу. Повторите 3-4 раза.
Упражнение № 6
Произнесите скороговорки с хорошей артикуляцией, сначала отчетливо и медленно, затем постепенно увеличивая темп.
• У елки иголки колки.
• Топоры остры до поры.
• У осы не усы, не усищи, а усики.
• Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.
• Проворонила ворона вороненка.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• На горе Арарат растет крупный виноград.
• У еже ежата, а у ужа ужата.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Упражнение № 7
Произнесите тексты, отчетливо проговаривая каждое слово.
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла. Слышен ветра свист
Ветер, ветер, ветер,
По дорогам вертит
Прошлогодний лист…
(А. Барто «Апрель»)
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!» Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
(К. Чуковский «Федорино горе»)
Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка – в Африку тайком, -
В Африку, в Африку!
(К. Чуковский «Бармалей»)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
(С. Маршак «Веселая азбука»)
Таракан живет за печкой, -
То-то теплое местечко!
(С. Маршак «Веселая азбука»)
Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи,
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.
(С. Маршак «От А до Я»)
Хлещет ливень по кустам, бьет без промаху!
Всю малину исхлестал, всю черемуху!
Наклонил он ветки груш! Нужен саду свежий душ…
(А. Барто «Ливень»)