Папки-передвижки

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя и ребенка в режиме дня ДОО

Ирина Сапраненко
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя и ребенка в режиме дня ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра подходов к построению образовательного процесса, а значит и к его планированию. Специфика образовательного процесса в дошкольном образовании заключается в том, что процесс образования осуществляется в течение всего дня, во всех режимных моментах.

Публикация «Организация совместной образовательной деятельности воспитателя и ребенка в режиме дня ДОО» размещена в разделах

Содержательной базой образовательного процесса являются созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.

Совместная деятельность воспитателя с детьми – приоритетная модель организации образовательного процесса в дошкольной организации. Отличается наличием партнерской равноправной позиции взрослого и ребенка. Планируется в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Данная методическая разработка направлена на повышение уровня освоения воспитанниками программного материала по всем направлениям развития.

Методическая разработка предназначена для старшего воспитателя дошкольной организации с целью отслеживания использования воспитателем разнообразных форм организации совместной образовательной деятельности в режиме дня.

Материалом может воспользоваться и воспитатель при календарном планировании.

В методической разработке описываются задачи по пяти направлениям развития ребенка, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Предлагается множество вариантов форм, методов и приемов реализации программных задач вне занятий, в совместной образовательной деятельности.

Материал расположен по пяти образовательным областям, что поможет старшему воспитателю и воспитателю не упустить ни одно направление в развитии ребенка. По каждой образовательной области предлагается множество вариантов, что позволит воспитателю при планировании отобрать те формы, которые наиболее близки ему, интересам и возможностям его воспитанников. Старший воспитатель при помощи данной шпаргалки проконтролирует реализацию программных задач посредством разнообразных форм образовательной совместной деятельности.

1.1 Проблема

Сложным моментом является для педагогов-практиков системное проектирование педагогического процесса в новом ключе. При планировании занятий, когда имеется традиционный перспективный план, воспитатель не испытывает затруднений. Но при планировании совместной деятельности в режиме дня воспитатель зачастую упускает некоторые направления развития ребенка, что свидетельствует о частичной реализации программы. Как правило, воспитатели планируют однообразные формы совместной деятельности.

Поэтому перед старшим воспитателем стоит особая задача – оказать помощь воспитателям в планировании совместной деятельности вне занятий. Важно помочь сделать календарный план действительно работающим инструментом, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, помочь воспитателю соблюсти в календарном планировании меру между занятиями и совместной деятельности взрослого и ребенка.

1.2 Актуальность

Почему совместная образовательная деятельность так эффективна в развитии ребенка?

В совместной партнерской деятельности активность и самостоятельность ребенка сочетается с руководящей ролью педагога. Но в отличие от традиционных методов образования, здесь исключается педагогическое давление на ребенка. Взаимодействие строится на основе мотивации, без принуждения. Ведущей единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Организация образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Партнёрская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Раздел - совместная деятельность – не имеет четкого построения, (как в образовательном процессе в форме занятий) – теряется нить в планировании, задачи не достигают поставленных целей. А в многочисленных достойных авторских предложениях можно “заблудиться”.

1.3 Значимость методической разработки

«Шпаргалка» поможет отнестись к разделу “совместная деятельность” особо внимательно, так, как мы несем ответственность за работу образовательного процесса. Она поможет педагогу выстроить систему единого подхода к “организации” и “ разнообразию” по содержанию совместной образовательной деятельности.

Методическая разработка еще раз подчеркнет, что “совместная деятельность” принимает эстафету от “образовательного процесса”, играет с “его” методами и технологиями, несет полученную информацию о знаниях и навыках в “самостоятельную деятельность” как эталон, не разрушая морально-познавательные потребности ребенка. Так должно быть!

1. 4 Цель методической разработки:

• повышение эффективности образовательного процесса в ДОО на принципе признания каждого ребенка полноправным его участником.

Задачи:

• максимальное использование разнообразных видов совместной деятельности воспитателя и ребенка для успешного развития, более полного раскрытия возможностей и способностей, потенциала каждого ребенка

• контроль эффективности календарного планирования по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования

1.5 Ожидаемые результаты

Воспитатели :

• находятся в партнерской позиции с ребенком;

• грамотно определяют цели и задачи планирования на определенный период работы,

• четко представляют результаты совместной деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода,

• выбирают оптимальные пути, средства, методы и формы, помогающие закрепить материал, представленный на занятиях.

Старший воспитатель

• в процессе изучения календарного планирования минимизирует временные затраты на проверку;

• при проведении тематического контроля анализирует используемые формы, методы и приемы работы педагога с детьми

Воспитанники :

• достигают высокого уровня освоения программного материала.

1.6 Новизна методической разработки, ее особенность

Методическая разработка оформлена в виде «шпаргалки». Педагогу предоставляется много вариантов форм совместной деятельности с детьми по пяти направлениям развития ребенка.

Благодаря этой шпаргалке:

Идет накопление вариантов форм, методов работы с детьми.

В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.

Шпаргалка позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.

Хранение информации в форме шпаргалки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.

Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми,

Педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого напряжения.

При наличии шпаргалки для планирования совместной деятельности в режиме дня у педагога создается целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Особенность методической разработки заключается еще и в том, что каждый педагог может добавлять в «шпаргалку» формы совместной деятельности из своего опыта

2. Содержание методической разработки

2.1 Образовательная деятельность в режиме дня - блок, насыщенный разнообразной партнерской деятельностью педагога и ребенка.

Материал методической разработки предполагает, что совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением : именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной партнерской деятельностью.

В основу организации партнерской деятельности взрослого с детьми входит:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Материал «шпаргалки» учитывает следующее:

образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка;

• в режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

2.2 Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

• ФГОС ДО п. 2.6.

Вид деятельности Формы, методы и приемы совместной деятельности

1. Игровая деятельность - дидактическая игра по грамматическому строю речи

-дидактическая игра по обогащению словаря

-дидактическая игра по грамоте (с средней группы)

2. Театрализованная деятельность - драматизация по программным произведениям

-настольный театр (указать, кто проводит: педагог или силами детей)

- пальчиковый театр:

-кукольный театр

3. Коррекционно-речевая деятельность -индивидуальная работа по грамматическому строю речи

-индивидуальная работа по связной речи

-индивидуальная работа по звукопроизношению (по заданию логопеда)

- индивидуальная работа по грамоте (со средней группы)

Восприятие художественной литературы -чтение художественных произведений по программе

-заучивание программных стихотворений

- рассказ воспитателя о творчестве писателя или поэта

- рассматривание иллюстраций к произведению

-литературная викторина

- прослушивание литературного произведения в исполнении актера

Коммуникативная деятельность -утренний сбор

- круг общения по определенным ситуациям

- беседа по прочитанному произведению

Продуктивная деятельность - создание мнемотаблиц по стихотворениям и рассказам

- рисование по теме литературного произведения

- создание книжек-малышек

Трудовая деятельность - ремонт книг

2.3 Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

• ФГОС ДО п. 2.6.

Вид деятельности Формы методы и приемы совместной деятельности

Коммуникативная деятельность - беседа на тему по ситуации в группе

- беседа по ОБЖ

- беседа на тему общественно-значимых явлений (например, олимпиада)

-беседа на нравственную тематику

- беседа на патриотическую тематику

- заучивание правил (поведения, правил безопасности)

-индивидуальная беседа

Игровая деятельность - дидактическая игра по ОБЖ

-дидактическая игра по КГН и самообслуживанию

- словесные игры

- сюжетно-ролевая игра

Познавательная деятельность - рассказ воспитателя (по всем разделам общеобразовательной программы социально-коммуникативного развития);

- рассматривание иллюстраций по темам социально-коммуникативного развития

- посещение мини-музея

- просмотр презентаций, слайдов на тему…

Трудовая деятельность - проведение акций

- хозяйственно-бытовой труд

- труд в природе

- организация дежурства

Досуговая деятельность -викторины

- развлечения

-конкурсы

Восприятие художественной литературы - чтение художественных произведений по ОБЖ

- чтение художественных произведений на нравственную тематику

- чтение художественных произведений по патриотическому воспитанию

- просмотр мультфильмов

2.4 Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности»

• ФГОС ДО п. 2.6.

Вид деятельности Формы, методы и приемы совместной деятельности

Познавательная деятельность

в изобразительной области - рассказ воспитателя о творчестве художника, композитора

- рассматривание репродукций картин

Познавательная деятельность в области музыки - рассказ воспитателя о творчестве композитора

- прослушивание музыкальных произведений

Игровая деятельность -дидактическая игра по изобразительной деятельности

-дидактическая игра по музыке

-хороводная игра

Театрализованная деятельность - драматизация

-настольный театр (указать, кто проводит: педагог или силами детей)

- пальчиковый театр:

-кукольный театр

Индивидуальная работа - индивидуальная работа по изобразительной деятельности с указанием конкретных направлений

- индивидуальная работа по музыкальной деятельности с указанием конкретных направлений

Художественный труд - работа с бумагой

- работа с тканью

- работа с природным материалом

-работа с бросовым материалом

Досуговая деятельность - развлечения

- утренники

-викторины

-конкурсы

• 2.5 Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»

• «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

• ФГОС ДО п. 2.6.

Вид деятельности Формы, методы и приемы совместной деятельности

Игровая деятельность - подвижная игра

- дидактическая игра на спортивную тематику

- дидактическая игра на тематику здорового образа жизни

Познавательная деятельность - рассказ воспитателя

- рассматривание иллюстраций

-просмотр мультфильмов и презентаций на тему физического развития, спорта

Коммуникативная деятельность - беседа на темы физического развития

- беседа по значимым явлениям спортивной жизни страны

Восприятие художественной литературы - чтение художественных произведений на темы физического развития и спорта

Индивидуальная работа - индивидуальная работа по основным видам движений (указать конкретно)

• 2.6 Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

• «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.»

• ФГОС ДО п. 2.6.

Вид деятельности Формы, методы и приемы совместной деятельности

Игровая деятельность - дидактическая игра по математике

-дидактическая игра по сенсорике

-дидактическая игра по природе

-дидактическая игра по предметному окружению

Познавательная деятельность - рассказ воспитателя

- рассматривание иллюстраций

-просмотр мультфильмов и презентаций

-экскурсии

-работа в мини-музее

-наблюдение в природе

-наблюдение в окружающем

-наблюдение в уголке природы

Исследовательская деятельность -эксперименты

-наблюдение за различными явлениями

Коммуникативная деятельность - беседа по тематике недели

Восприятие художественной литературы - чтение художественных произведений на природную тематику

- чтение художественных произведений по теме недели

Продуктивная деятельность -рисование, лепка, аппликация по тематике недели

- участие в создании модели по тематике недели

Заключение

В дошкольном возрасте формирование основ базовой культуры личности ребенка, его психических и личностных новообразований происходит только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений.

Поэтому каждый воспитатель ДОУ должен знать специфику организации совместной деятельности взрослого и детей, а также особенности построения и планирования образовательной деятельности в процессе организации совместных видов деятельности,

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.

2. Авдеева Ю. В., Коммуникативное развитие детей 5-7лет. М. :ТЦ «Сфера», 2012.

3. Ганеева А. С., Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1.

4. Конституция Российской Федерации. - СПб: «Издательский Дом Громова», 2002.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. План разработки федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный министром образования и науки РФ Д. В. Ливановым, 2013.

7. Скоролупова О. А., Внедрение ФГОС дошкольного образования : Разработка Образовательной программы ДОУ. — М. : издательство «Скрипторий 2003», 2014.

Публикации по теме:

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенкаЛэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств.

Фотоотчёт о совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с техникой «зентангл»Фотоотчёт о совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с техникой «зентангл» Материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими детьми.

Фотоотчёт о совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми на участке осеньюФотоотчёт о совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми на участке осенью Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о совместной.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы «Осеннее дерево»Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы «Осеннее дерево» Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 1 младшей группе «Кто корзинку потерял?». Программное содержание: формировать представления о диких животных (зайце, медведе, белке) их внешнем виде, воспитание нравственных качеств,.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа о рассказе Н. Носова «Карасик»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа о рассказе Н. Носова «Карасик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Подвижная игра «Посади и выкопай картофель» для совместной деятельности детей и воспитателяПодвижная игра «Посади и выкопай картофель» для совместной деятельности детей и воспитателя Предлагаю Вашему вниманию подвижную игру: «Посади и выкопай картофель» которая будет интересна и полезна педагогам дошкольного образования.

Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт)Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт) Добрый день. Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по здоровьесбережению: "Здоровье воспитанника и воспитателя - основа успешной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя и ребенка в режиме дня ДОО
Опубликовано: 13 января 2022 в 18:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация совместной образовательной деятельности воспитателя и ребенка в режиме дня ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сапраненко (УИ 2269754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД