МААМ-картинки

Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях

Елена Баранова
Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы

Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях

На современном этапе социально-экономического развития в образовании, в том числе и в дошкольном, происходят значительные изменения. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения качества, а значит, повышения ответственности каждого, как руководителя, так и педагога за исполнение стоящих перед ним задач, возложенных на него должностных обязанностей.

Публикация «Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях» размещена в разделах

Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога, а также является базой для принятия решений, т. к. позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения.

Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным ее компонентом являются:

цели,

задачи,

содержание контроля,

формы его проведения.

Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

Принципами контроля являются :

• Стратегическая направленность контроля означает, что все основные усилия педагогов, контролируемых и контролирующих, должны быть сосредоточены на главных направлениях образовательного процесса.

• Целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля, деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если будут точно определены

а) цель и задачи контроля;

б) предмет контроля;

в) состав контролирующей и контролируемой групп;

г) сроки контроля.

• Системность контроля. Этот принцип настраивает рассматривать образовательный процесс как целостную систему.

• Демократичность и толерантность. В настоящее время демократическое мышление и управление активно вытесняет авторитарное. В связи с этим этот принцип предполагает смещение центра тяжести с административного контроля, осуществляемого преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса. Контроль является не только делом администрации, но и педагогов, в определенной степени, и родителей.

Контроль должен быть открытым, гласным, ориентированным на конструктивное решение имеющихся проблем.

• Оптимальность и объективность. При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта.

• Созидательность осуществляемой проверки. Основное предназначение контроля заключается в том, чтобы способствовать созиданию положительных результатов в образовательном процессе, повышению качества, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.

Технология организации контроля

В каждом ДОУ следует создать единую систему контроля, цели и задачи которого вытекают из целей и задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ, следовательно, он планируется в годовом плане (раздел 4 Контроль и руководство). Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки и выработка эффективных мер по их устранению. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм:

Определить цели и объект контроля.

Разработать плана контроля.

Собрать информации.

Проанализировать собранный материал.

Выработать рекомендации и пути исправления недостатков.

Проверить исполнения рекомендаций.

Контроль может различаться по времени и содержанию.

По времени:

Предупредительный

Текущий

Итоговый

Отсроченный

По содержанию:

Фронтальный

Тематический

Существуют пять самых распространенных форм контроля в ОУ : оперативный, тематический, фронтальный, итоговый и мониторинг.

I. Оперативный контроль – это текущий, ежедневный контроль. Его особенность заключается в том, что он помогает выявить и устранить незначительные сбои в деятельности педагогов и коллектива в целом. Если не замечать мелких отклонений в работе, то они могут привести к большим трудностям, преодолеть которые впоследствии будет нелегко.

Оперативный контроль условно можно разделить на несколько категорий

Требующий постоянного контроля

Требующие контроля реже (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально).

Вопросы, требующие постоянного контроля.

• Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

• Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.

• Результаты медицинского осмотра детей.

• Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Организация питания.

• Посещаемость.

• Выполнение режима дня.

• Выполнение санэпидемрежима.

• Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.

• Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.

• Работа с молодыми воспитателями, наставничество.

• Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.

• Работа с неблагополучными семьями.

• Соблюдение правил внутреннего распорядка.

• Техника безопасности.

• Сохранность имущества.

• Укрепление материальной базы.

• Финансово – хозяйственной деятельности.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

• Анализ заболеваемости.

• Выполнение натуральных норм питания.

• Выполнение плана по детодням.

• Проведение физкультурных досугов, развлечений.

• Состояние документации в группах.

• Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.

• Выполнение решений педсовета.

• Документация и отчетность подотчетных лиц.

• Снятие остатков продуктов питания.

• Проведение дней методической учебы педагогических кадров.

• Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.

• Подведение итогов смотров и конкурсов.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

• Участие в работе методических объединений.

• Анализ детской заболеваемости.

• Проведение дней здоровья.

• Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.

• Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).

• Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

По формам организации оперативный контроль может быть предупредительным или опережающим и сравнительным.

Предупредительный контроль предупреждает ошибки, недостатки. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать готовность педагога к проведению занятий, прогулки и т. п.

Сравнительный контроль. Позволяет сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной группе, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

II. Тематический контроль. Содержанием тематического контроля является изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, а цель контроля зависит от целей и задач годового плана ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит характер сравнительного, т. е. сравниваются работа разных педагогов с детьми одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, ЗУН воспитанников разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-либо одной проблемой в разных возрастных группах.

Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т. п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Тематический контроль - один из видов контроля, планируемых на год. Проводится перед педсоветом и соответствует его теме.

Проведение тематического контроля предусматривает наличие следующего пакета документов:

1. Приказ, в котором отражено название, цель, сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии. Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются опытные педагоги ДОУ, специалисты.

2. План тематического контроля.

Более удачную и рациональную форму плана тематического контроля, чем тот, что был предложен К. Ю. Белой, трудно придумать. В нем выделено 5 блоков:

Обследование уровня развития детей;

Оценка профессиональных умений воспитателя;

Оценка предметно-развивающей среды, условий;

Оценка планирования работы;

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

3. Рабочие материалы тематического контроля.

Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего воспитателя в тетради, протоколы диагностирования детей, карты анализа занятий, режимных моментов и т. п. Все члены комиссии инструктируются, и между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие материалы.

4. Аналитический блок.

Для этого блока важно помнить, что получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта. По итогам тематического контроля пишется аналитическая справка следующей структуры:

Вводная часть включает в себя:

Цель проверки; сроки проведения; проверяющих; проверяемых; тему проверки; предмет и программу проверки; объем работы.

Аналитическая часть включает в себя:

Общую характеристику изучаемого в ходе проверки вопроса (подтвержденную данными); позитивные моменты и недостатки; причины появления положительных и отрицательных результатов.

Заключительная часть включает в себя:

Выводы; рекомендации (с указанием ответственного и сроков исполнения).

В конце справки указывается должность, Ф. И. О. составившего справку, дата. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на педсовете, рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся в проект решения совета педагогов. Материалы контроля хранятся с материалами педсоветов 5 лет.

III. Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность фронтального контроля от трёх до пяти дней.

В процессе фронтального контроля изучаются :

Санитарно-гигиеническое состояние группы; оснащение педагогического процесса; предметно-развивающая среда группы; воспитательно-образовательная работа с детьми, документация педагогов, работа с родителями.

Вы видите алгоритм фронтального контроля :

1. Определить объект контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить приказом ответственного и группу проверяющих.

4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.

5. Проконтролировать проверяемых.

6. Зарегистрировать все результаты контроля.

7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта и др.

IV. Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый контроль включает :

цель;

план;

сроки проведения;

график;

материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы, вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;

аналитическую справку.

Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проходит раз в пять лет по отношению к каждому педагогу.

V. Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития.

Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (Майорова А, И., Сахарчук Л. Б., Сотова А. В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”).

В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Только такой анализ может служить основанием для постановки новых целей.

Основными принципами педагогического мониторинга являются:

принцип научности;

принцип профессиональной целесообразности;

принцип непрерывности, целостности и преемственности.

Технологическая модель педагогического мониторинга включает в себя следующий набор компонентов: цель, объект, предмет, управляющая подсистема, управляемая подсистема.

Цель - отслеживание уровня повышения квалификации педагогических работников в образовательном процессе ДОУ.

Объект – профессиональная деятельность педагогов.

Предмет – процесс отслеживания уровня повышения профессиональной квалификации.

Управляющая система представлена деятельностью администрации в лице заведующей (общее программное руководство, стратегия управления, старшего воспитателя (подготовка к аттестации, отслеживание пед. процесса).

Управляемая система представлена в лице педагогических работников, которые реализуют свою деятельность в процессе воспитания и обучения детей и взаимодействия с родителями.

Также можно выделить четыре стадии педагогического мониторинга:

1. Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния уровня профессиональной квалификации посредством рабочей документации, технологической карты, профессиональной карты педагога. Предполагает ознакомление педагогов с результатами диагностирования.

2. Установочно-перспективная или подготовительная. Определение целей и задач повышения уровня квалификации, исходя из результатов профессиональных карт педагогов, годовых задач дошкольного учреждения и индивидуальной творческой темы. Предполагает создание программы повышения уровня профессиональной квалификации педагога.

3. Содержательно-деятельностная. Заполнение профессиональных карт педагогов по итогам работы за определенный период времени (квартал, полугодие и т. д., проведение индивидуальной коррекционной работы.

4. Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов профессиональной карты педагога в форме таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм; рассмотрение вопроса о возможном повышении квалификации педагога, выдача соответствующих рекомендаций, определение перспектив дальнейшего уровня квалификации, итоговый отчет руководителей ДОУ о результатах.

Правильно отрегулированный контроль дает возможность регулировать и корректировать процессы, подлежащие управлению.

Таким образом, представленная система контрольной деятельности понимается как обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их гармоничное и всестороннее развитие, способствует эффективности решения управленческих задач, успешной деятельности дошкольного учреждения. Правильная организация контрольной деятельности может быть успешной только тогда, когда она строится на уважении, доверии, успехе.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «День дошкольных работников»Фотоотчет о празднике «День дошкольных работников» 27сентября все работники дошкольных учреждений отмечают свой профессиональный праздник "День воспитателя и всех дошкольных работников" В.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Конспект НОД по валеологии «Функции кожи» Программные задачи: - дать элементарные знания о функциях кожи: защитная, впитывающая и т. д. ; -знать, почему нужно содержать в чистоте кожу,.

Гимн для дошкольных работников У всех нас бывают какие-то праздники и вот я сочинила гимн для сада, может и вам кому-то пригодится,а мотив вы можете подобрать сами..

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Конспект контрольно-проверочного занятия по развитию речи за 1 квартал во второй младшей группеКонспект контрольно-проверочного занятия по развитию речи за 1 квартал во второй младшей группе Задачи. Напомнить детям названия и содержание знакомых произведений. Учить элементам пересказа и драматизации. Воспитывать интонационную.

Конспект контрольно — проверочного занятия в старшей группе Игра «Что? Где? Когда?» Цель. В игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об окружающем мире. Программные задачи. 1. Расширить кругозор.

Контрольно-проверочная НОД в первой младшей группе «Путешествие в лес. В поисках Колобка» Программное содержание:1. Закреплять знания, умения, навыки детей по развитию речи, элементарных математических представлений и познавательному.

Новый год в дошкольных группах — фотоотчетНовый год в дошкольных группах — фотоотчет Новый год – чарующий праздник, которого всегда ждут с нетерпением взрослые и дети. Это замечательное веселое время и прекрасная возможность.

Видеоотчет о контрольно-итоговом занятии в средней группе «Одуванчик» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему просмотрю первый конспект занятия, которое я составила сама в должности воспитателя. Задачи: развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях
Опубликовано: 26 октября 2020 в 17:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баранова (УИ 524620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД