Елена Баранова
Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях
На современном этапе социально-экономического развития в образовании, в том числе и в дошкольном, происходят значительные изменения. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения качества, а значит, повышения ответственности каждого, как руководителя, так и педагога за исполнение стоящих перед ним задач, возложенных на него должностных обязанностей.
Публикация «Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога, а также является базой для принятия решений, т. к. позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения.
Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным ее компонентом являются:
цели,
задачи,
содержание контроля,
формы его проведения.
Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.
Принципами контроля являются :
• Стратегическая направленность контроля означает, что все основные усилия педагогов, контролируемых и контролирующих, должны быть сосредоточены на главных направлениях образовательного процесса.
• Целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля, деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если будут точно определены
а) цель и задачи контроля;
б) предмет контроля;
в) состав контролирующей и контролируемой групп;
г) сроки контроля.
• Системность контроля. Этот принцип настраивает рассматривать образовательный процесс как целостную систему.
• Демократичность и толерантность. В настоящее время демократическое мышление и управление активно вытесняет авторитарное. В связи с этим этот принцип предполагает смещение центра тяжести с административного контроля, осуществляемого преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса. Контроль является не только делом администрации, но и педагогов, в определенной степени, и родителей.
Контроль должен быть открытым, гласным, ориентированным на конструктивное решение имеющихся проблем.
• Оптимальность и объективность. При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта.
• Созидательность осуществляемой проверки. Основное предназначение контроля заключается в том, чтобы способствовать созиданию положительных результатов в образовательном процессе, повышению качества, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.
Технология организации контроля
В каждом ДОУ следует создать единую систему контроля, цели и задачи которого вытекают из целей и задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ, следовательно, он планируется в годовом плане (раздел 4 Контроль и руководство). Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки и выработка эффективных мер по их устранению. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм:
Определить цели и объект контроля.
Разработать плана контроля.
Собрать информации.
Проанализировать собранный материал.
Выработать рекомендации и пути исправления недостатков.
Проверить исполнения рекомендаций.
Контроль может различаться по времени и содержанию.
По времени:
Предупредительный
Текущий
Итоговый
Отсроченный
По содержанию:
Фронтальный
Тематический
Существуют пять самых распространенных форм контроля в ОУ : оперативный, тематический, фронтальный, итоговый и мониторинг.
I. Оперативный контроль – это текущий, ежедневный контроль. Его особенность заключается в том, что он помогает выявить и устранить незначительные сбои в деятельности педагогов и коллектива в целом. Если не замечать мелких отклонений в работе, то они могут привести к большим трудностям, преодолеть которые впоследствии будет нелегко.
Оперативный контроль условно можно разделить на несколько категорий
Требующий постоянного контроля
Требующие контроля реже (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально).
Вопросы, требующие постоянного контроля.
• Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
• Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
• Результаты медицинского осмотра детей.
• Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
• Организация питания.
• Посещаемость.
• Выполнение режима дня.
• Выполнение санэпидемрежима.
• Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
• Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
• Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
• Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
• Работа с неблагополучными семьями.
• Соблюдение правил внутреннего распорядка.
• Техника безопасности.
• Сохранность имущества.
• Укрепление материальной базы.
• Финансово – хозяйственной деятельности.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
• Анализ заболеваемости.
• Выполнение натуральных норм питания.
• Выполнение плана по детодням.
• Проведение физкультурных досугов, развлечений.
• Состояние документации в группах.
• Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
• Выполнение решений педсовета.
• Документация и отчетность подотчетных лиц.
• Снятие остатков продуктов питания.
• Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
• Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
• Подведение итогов смотров и конкурсов.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
• Участие в работе методических объединений.
• Анализ детской заболеваемости.
• Проведение дней здоровья.
• Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
• Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
• Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
По формам организации оперативный контроль может быть предупредительным или опережающим и сравнительным.
Предупредительный контроль предупреждает ошибки, недостатки. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать готовность педагога к проведению занятий, прогулки и т. п.
Сравнительный контроль. Позволяет сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной группе, чтобы помочь выработать единые требования к детям.
II. Тематический контроль. Содержанием тематического контроля является изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, а цель контроля зависит от целей и задач годового плана ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит характер сравнительного, т. е. сравниваются работа разных педагогов с детьми одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, ЗУН воспитанников разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-либо одной проблемой в разных возрастных группах.
Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т. п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Тематический контроль - один из видов контроля, планируемых на год. Проводится перед педсоветом и соответствует его теме.
Проведение тематического контроля предусматривает наличие следующего пакета документов:
1. Приказ, в котором отражено название, цель, сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии. Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются опытные педагоги ДОУ, специалисты.
2. План тематического контроля.
Более удачную и рациональную форму плана тематического контроля, чем тот, что был предложен К. Ю. Белой, трудно придумать. В нем выделено 5 блоков:
Обследование уровня развития детей;
Оценка профессиональных умений воспитателя;
Оценка предметно-развивающей среды, условий;
Оценка планирования работы;
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
3. Рабочие материалы тематического контроля.
Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего воспитателя в тетради, протоколы диагностирования детей, карты анализа занятий, режимных моментов и т. п. Все члены комиссии инструктируются, и между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие материалы.
4. Аналитический блок.
Для этого блока важно помнить, что получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта. По итогам тематического контроля пишется аналитическая справка следующей структуры:
Вводная часть включает в себя:
Цель проверки; сроки проведения; проверяющих; проверяемых; тему проверки; предмет и программу проверки; объем работы.
Аналитическая часть включает в себя:
Общую характеристику изучаемого в ходе проверки вопроса (подтвержденную данными); позитивные моменты и недостатки; причины появления положительных и отрицательных результатов.
Заключительная часть включает в себя:
Выводы; рекомендации (с указанием ответственного и сроков исполнения).
В конце справки указывается должность, Ф. И. О. составившего справку, дата. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на педсовете, рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся в проект решения совета педагогов. Материалы контроля хранятся с материалами педсоветов 5 лет.
III. Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность фронтального контроля от трёх до пяти дней.
В процессе фронтального контроля изучаются :
Санитарно-гигиеническое состояние группы; оснащение педагогического процесса; предметно-развивающая среда группы; воспитательно-образовательная работа с детьми, документация педагогов, работа с родителями.
Вы видите алгоритм фронтального контроля :
1. Определить объект контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить приказом ответственного и группу проверяющих.
4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.
5. Проконтролировать проверяемых.
6. Зарегистрировать все результаты контроля.
7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта и др.
IV. Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый контроль включает :
цель;
план;
сроки проведения;
график;
материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы, вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;
аналитическую справку.
Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проходит раз в пять лет по отношению к каждому педагогу.
V. Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (Майорова А, И., Сахарчук Л. Б., Сотова А. В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”).
В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Только такой анализ может служить основанием для постановки новых целей.
Основными принципами педагогического мониторинга являются:
принцип научности;
принцип профессиональной целесообразности;
принцип непрерывности, целостности и преемственности.
Технологическая модель педагогического мониторинга включает в себя следующий набор компонентов: цель, объект, предмет, управляющая подсистема, управляемая подсистема.
Цель - отслеживание уровня повышения квалификации педагогических работников в образовательном процессе ДОУ.
Объект – профессиональная деятельность педагогов.
Предмет – процесс отслеживания уровня повышения профессиональной квалификации.
Управляющая система представлена деятельностью администрации в лице заведующей (общее программное руководство, стратегия управления, старшего воспитателя (подготовка к аттестации, отслеживание пед. процесса).
Управляемая система представлена в лице педагогических работников, которые реализуют свою деятельность в процессе воспитания и обучения детей и взаимодействия с родителями.
Также можно выделить четыре стадии педагогического мониторинга:
1. Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния уровня профессиональной квалификации посредством рабочей документации, технологической карты, профессиональной карты педагога. Предполагает ознакомление педагогов с результатами диагностирования.
2. Установочно-перспективная или подготовительная. Определение целей и задач повышения уровня квалификации, исходя из результатов профессиональных карт педагогов, годовых задач дошкольного учреждения и индивидуальной творческой темы. Предполагает создание программы повышения уровня профессиональной квалификации педагога.
3. Содержательно-деятельностная. Заполнение профессиональных карт педагогов по итогам работы за определенный период времени (квартал, полугодие и т. д., проведение индивидуальной коррекционной работы.
4. Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов профессиональной карты педагога в форме таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм; рассмотрение вопроса о возможном повышении квалификации педагога, выдача соответствующих рекомендаций, определение перспектив дальнейшего уровня квалификации, итоговый отчет руководителей ДОУ о результатах.
Правильно отрегулированный контроль дает возможность регулировать и корректировать процессы, подлежащие управлению.
Таким образом, представленная система контрольной деятельности понимается как обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их гармоничное и всестороннее развитие, способствует эффективности решения управленческих задач, успешной деятельности дошкольного учреждения. Правильная организация контрольной деятельности может быть успешной только тогда, когда она строится на уважении, доверии, успехе.