Ольга Билибина
Методическая разработка «Организация домашней работы за фортепиано»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация домашней работы за фортепиано.
Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное, эстетическое, развитие учащегося. Процессы обучения и воспитания должны составлять органическое единство. Обучая ребенка музыке, педагог воспитывает в нем мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу о здоровье и физическом развитии ученика.
Публикация «Методическая разработка „Организация домашней работы за фортепиано“» размещена в разделах
Музыка является средством лечения души и тела. Вот некоторый перечень воздействия музыкальных занятий на человека:
* влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
* замедляет и уравновешивает волны мозга;
* маскирует неприятные звуки и ощущения;
* снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
* регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
* активизирует иммунную систему;
* улучшает память и обучаемость;
* повышает производительность труда;
* развивает упорство.
Все это неоднократно экспериментально доказано ведущими учеными, врачами, педагогами.
Обучая и воспитывая ребенка, необходимо объединить усилия всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Занятия за инструментом позволяют воспитанникам:
* проявить и развить свои музыкальные задатки и способности;
* ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем работать над хоровыми произведениями по партитурам, уметь читать свои партии;
* развить внутренний музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
Когда ребенок разучивает пьесу, то спотыкается на каждом шагу. Преодолеть это сопротивление, выйти из-под власти нот – а значит сделать так, чтобы интервалы, аккорды, метроритм перестали быть главными в музыкальной деятельности. «Преодолеть ноты» - значит сделать так, чтобы исполняемое произведение отражало не язык своей записи, а представляло бы некоторое художественное явление. Звуки должны быть не только физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту, тембр.
Внешне создается впечатление, что играть на инструменте легко и просто – это лишь кажущаяся простота. На самом деле ребенок, севший за инструмент, должен решить одновременно множество задач:
* грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты в разных ключах и октавах, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуру, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа);
*учитывать правильное соотношение мелодии и аккомпанемента;
*слушать, интонировать и «петь пальцами» музыкальные фразы и предложения;
*постоянно следить за координацией движений тела при игре на инструменте;
*соблюдая все задачи, никогда не забывать, что они являются лишь техническими средствами для создания и воспроизведения музыкальных образов.
Очевидно, что задач при игре на фортепиано множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность, каждая требует определенной последовательности в изучении и времени на практическое усвоение за клавиатурой.
Очень большое значение в процессе обучения игре на фортепиано имеет правильная организация домашней работы. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.
Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребенка 6 – 8-ми лет еще не полностью сформировано. Поэтому в домашней работе за инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие которого является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные занятия.
Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении работа за фортепиано может продолжаться 15 – 20 минут – в промежутках между двумя школьными предметами. Такой режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашнюю работу. Если родители действительно заинтересованы в занятиях своего ребенка, то они обязательно помогут ему установить наиболее щадящий график домашней работы. Тогда обучение пойдет наиболее гладко, интерес ребенка к музыке не пропадет, а будет приносить радость.
Родители часто задают вопрос: «Как ребенок должен заниматься дома?» С самых первых занятий надо уяснить очень важный момент – проигрывание пьес от начала до конца – это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем работу над музыкальным произведением надо начинать с прослушивания, беседы о характере и содержания пьесы, создания исполнительского образа. Дальше нужно вычленить отдельно технически сложные места, аппликатурные позиции, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счетом вслух.
Музыка – искусство, которое не может существовать вне времени. Для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических мест, поскольку со временем у ребенка вырабатывается внутреннее ощущение метроритмической пульсации и необходимость в счете вслух отпадает.
В начальный период обучения на первый план выходит координационная работа. Пианист добивается правильности движений с помощью различных специальных координационных упражнений:
* «Радуга» - плавный перенос кисти от клавиши к клавише через октаву,
* «Домик» - работа закругленным третьим пальцем, с условием обращения внимания на свободные круглые пальцы,
* «Тропинка» - расположение пальцев на определенном участке клавиши,
* «Пружинка», «Поклоны» - мягкое «погружение» пальца в клавишу с помощью волнообразных движений запястья.
Этот период обучения можно сравнить с тем периодом в жизни малыша, когда он учится ходить: в первые недели обучения музыке он учится «ходить пальцами» по клавишам. Это сложное занятие требует много терпения и внимания как со стороны ребенка, так и со стороны родителей, так как дети 6-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать свое внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребенку необходима помощь старшего, хотя бы во время первых занятий.
Соединив усилия педагога, ребенка и родителей можно получить хороший результат в обучении детей музыке – появится устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который может сохраниться в течение многих лет.
Советы родителям:
* составить такой режим домашней работы ребенка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;
*приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день;
*в течение первого месяца обучения сидеть рядом с ребенком;
*контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания;
* постепенно приучать, с первых же шагов обучения, ребенка к самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;
*строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий за фортепиано;
*соблюдать режим освещения (слева сверху);
*хорошо проветривать помещение перед занятием;
*использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку для ног;
*соблюдать тишину во время занятий музыкой;
*внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка;
*проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;
*посещать годовые концерты для родителей;
*своевременно производить настройку инструмента
Э соблюдать его температурный и водный режим для сохранения строя;
*постепенно формировать у ребенка потребность регулярно прослушивать классическую музыку и по мере возможного анализировать услышанное.