Светлана Васильева
Методическая разработка «Опыты со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход опыта. Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов.
Публикация «Методическая разработка „Опыты со звуками“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
• Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется.) рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается.)
• Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала, а потом замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом).
• Дети сворачивают лист бумаги трубочкой, дуют в нее, держа ее пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали. (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.) Делается вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).
• Дети разбиваются на пары. Один ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк. (Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета.)
«Музыка или шум?»
Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал: металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.
Ход опыта. Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из них несложную мелодию и спрашивает, знают ли ребята песенку. Затем выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику. (Нет) Как назвать то, что получится? (Шум) Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему. (Нет, т. к. разные предметы «шумят» по-разному.) Затем дошкольники извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
«Откуда берется голос?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход опыта. Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом.) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла) Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было. Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихо задрожали). Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из нее извлекается тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дергать посильнее – звук усилится.) взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике, наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
«Звуки в воде»
Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии.
Материал: большая ёмкость с водой, камешки.
Ход опыта. Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просить приложить ухо к ёмкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Ребята выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.