Ирина Новикова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ЛГК
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Зимующие птицы»
Цель: формирование познавательного интереса к окружающему миру, уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
1) расширять знания детей о птицах;
2) тренировать в образовании существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовании притяжательных прилагательных;
3) учить согласовывать числительное с существительным;
4) упражнять в нахождении лишнего.
Коррекционно-развивающие:
1) развивать связную речь, закреплять умение отвечать полной фразой на вопрос;
2) развивать зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление;
3) развивать мелкую и общую моторику;
4) развивать координацию речи с движением;
5) развивать творческие способности, воображение, коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
1) воспитывать любовь к родной природе;
2) воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их;
3) стимулировать желание активно работать на занятии.
Словарная работа: зимующие птицы, ворона, сорока, воробей, синица, щур, кедровка; чирикать, каркать, ухать, тенькать, ворковать, трещать; воробьиный, сорочий, совиный, вороний.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (мультимедиа-проектор, экран, интерактивная электронная доска, лазерная указка-презентер, ЛОГО-конструктор (разработка автора, многофункциональный набор элементов для развития мелкой моторики, карточки-количества, плоскостные фигуры зимующих птиц, перо, кормушка, мешочек с кормом для птиц, игрушка Каркуша, игрушка Сова, задания для дальнейшего изучения темы.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход деятельности:
I Организационно-мотивационный момент
Дети проходят в зал, их встречает учитель-логопед.
Логопед: Здравствуйте, ребята! У меня к вам дело. Мне нужна ваша помощь. Посмотрите, сегодня Каркуша и сова Говорушка принесли мне вот этот предмет. Что это такое? ( предполагаемые ответы детей: Перо).
Логопед:
1) Нам надо с вами разобраться, кому же оно принадлежит.
( предполагаемые ответы детей: Птице).
Логопед:
2) Тогда второй вопрос: Что это за птица летает зимой, когда на улице так холодно.
3) Как помочь птицам зимой.
Поможете мне? Тогда занимайте свои рабочие места. Будьте внимательны.
II Основная часть
Логопед: Итак, вернёмся к нашему делу под названием «Зимующие птицы». Кому же принадлежит это перо? ( предполагаемые ответы детей: вороне, птице).
Логопед: Почему вы так решили, что птице? ( предполагаемые ответы детей: потому что тело птиц покрыто перьями).
Логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите на экран. (Включить проектор, на экране слайд с перьями птиц. После просмотра проектор выключить).
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? ( предполагаемые ответы детей: зима).
Логопед: Второй наш вопрос: Что за птица летает зимой, когда на улице так холодно? Недаром говорит в стихотворении чукотский поэт Виктор
Григорьевич Кеулькут: «Не растопит солнце снег: нет у солнца сил зимою.»
Итак, сейчас зима, а каких птиц можно встретить зимой? ( предполагаемые ответы детей: снегирей, синиц, зимующих птиц).
Логопед: Ребята, каких вы знаете зимующих птиц? ( предполагаемые ответы детей: ворона, сорока, щегол, свиристель, поползень, чечётка, тетерев, глухарь, щур, ( включить проектор: слайд - голоса птиц).
Логопед: Послушайте, чьи это голоса? ( предполагаемые ответы детей: голоса птиц).
Логопед: У всех птиц голоса одинаковые? ( предполагаемые ответы детей: нет).
Д/и «Кто как голос подаёт?»
Логопед: Кто это? (на экране изображение воробья; предполагаемые ответы детей).
Логопед: Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать? ( предполагаемые ответы детей: чик-чирик).
Логопед: Значит, он что будет делать? Давайте послушаем (включить голос воробья; предполагаемые ответы детей: чирикать).
Логопед: Это кто? (на экране изображение вороны; предполагаемые ответы детей: ворона).
Логопед: Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (включить голос вороны; предполагаемые ответы детей: каркать).
Логопед: Кто это? (на экране изображение совы; предполагаемые ответы детей: сова).
Логопед: А сова как будет на помощь звать? (включить голос совы; предполагаемые ответы детей: ухать).
Логопед: Это кто? (на экране изображение синицы; предполагаемые ответы детей: синица).
Логопед: Синица как будет звать на помощь? (включить голос синицы; предполагаемые ответы детей: тенькать).
Логопед: Это кто? (на экране изображение голубя; предполагаемые ответы детей: голубь).
Логопед: Голубь как будет на помощь звать? (включить голос голубя; предполагаемые ответы детей: ворковать).
Логопед: Это кто? (на экране изображение сороки; предполагаемые ответы детей: сорока).
Логопед: Сорока как будет на помощь звать? (включить голос сороки; предполагаемые ответы детей: трещать).
Логопед: Это кто? (на экране изображение соловья; предполагаемые ответы детей: соловей).
Логопед: Соловей как будет на помощь звать? (включить голос соловья; предполагаемые ответы детей: петь).
Д/и «Кто лишний»
Логопед: Ребята, давайте вспомним, чьи голоса мы слышали? (на экране поочерёдно появляются изображения птиц; предполагаемые ответы детей: воробья, совы, голубя, вороны, соловья).
Логопед: Внимание, вопрос кто лишний и почему? ( предполагаемые ответы детей: соловей, потому что это перелётная птица).
Логопед: Давайте проверим (на экране исчезает изображение соловья).
Логопед: Как много зимующих птиц мы знаем. Скажите, пожалуйста, как чаще всего встречаются птицы в природе : по одной или небольшими группами, стайками? ( предполагаемые ответы детей: стайками).
Логопед: А каких птиц вы видели у нас в городе? ( предполагаемые ответы детей: голубей, воробьёв).
Логопед: Давайте мы их посчитаем.
Д/и «Посчитай». (на экране появляется изображение одного воробья, затем двух, трёх, четырёх, пяти воробьёв; дети считают вместе, проговаривая: один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв. После чего проектор следует выключить).
Логопед: Молодцы, ребята! У вас на столах лежат карточки, вам необходимо посчитать воробьев на картинке и прикрепить прищепку на цифру, обозначающую количество этих птиц (карточки с прищепками-индивидуальная работа детей). Отлично справились!
Д/и «Назови ласково» (динамическая пауза).
Логопед: Каркуша зовёт вас с ней поиграть, становитесь в круг и повторяйте движения:
Прилетела чудо-птица (летят,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок (прыгают,
Завертелась как волчок,
Вот присела на минутку (присели,
И сказала….
Ребята, к кому Каркуша сядет на плечо, тот и отвечает. Каркуша называет птицу, а вы должны назвать её ласково (воробей-воробушек, синица-синичка, сова-совушка, ворона-воронушка, снегирь-снегирёк, клёст-клёстик, кедровка-кедровочка). Каркуша очень довольна. Пожалуйста, проходим на свои места.
Д/и «Чей хвост?». Каркуша очень довольна, даже хвост свой распушила. Скажите, а у всех птиц хвосты одинаковые? ( предполагаемые ответы детей: нет).
Логопед: Давайте посмотрим (включить проектор; на экране изображены птицы без хвостов). Ребята, вам ничего не кажется странным? ( предполагаемые ответы детей: у птиц нет хвостов).
Логопед: Да, действительно, художник забыл нарисовать птицам хвосты. Это чей хвост? ( предполагаемые ответы детей: воробья; логопед маркером соединяет хвост с птицей).
Логопед: У воробья хвост воробьиный. Давайте повторим все вместе: воробьиный.
А это чей хвост? ( предполагаемые ответы детей: вороний, сорочий, совиный; логопед маркером соединяет хвост с птицей. Затем следует выключить проектор).
Логопед: Здорово вы справились с заданием.
А теперь вернё мся к нашему делу: мы знаем, что это перо птицы. Ещё теперь мы много знаем и про зимующих птиц. Остался наш последний вопрос: как же мы можем помочь птицам зимой? Что вы думаете? ( предполагаемые ответы детей: можем сделать кормушки).
Логопед: Да, я с вами согласна. Ребята нашего детского сада тоже заботятся о птицах : сделали эту кормушку.
Я правильно вас понимаю, что если у нас есть кормушка, то наш вопрос решён?
Тогда зачем ребята моего детского сада передали этот мешочек? ( предполагаемые ответы детей: в нём корм).
Логопед: Давайте мы узнаем, что же в этом мешочке (дети опускают руку в мешочек и достают пшено, семечки, сало, крошки хлеба, шишку стланика). Давайте насыплем в кормушку корм для птичек (дети насыпают корм в кормушку). Ребята, кто знает какие зимующие птицы нашего региона любят шишки? (включить проектор, показать детям изображения кедровки, щура, сопровождаемые голосами этих птиц. Затем проектор следует выключить. Предполагаемые ответы детей: кедровка, щур).
Логопед: Кормушка готова к приёму гостей. Проходите за свои рабочие места, перед вами ЛОГО-конструктор и изображения птиц. Вы уже догадались, что это за птицы? ( предполагаемые ответы детей: снегири, синицы, зимующие птицы).
Логопед: Сейчас вы украсите птичкам пёрышки.
Итак, задание: 1) Постарайтесь внимательно меня слушать; 2) Откройте крышку конструктора и рассмотрите его; 3) Выберите, какие элементы конструктора вы будете использовать при оформлении своей птицы; 4) Приступайте к работе; 5) Когда закончите, уберите, пожалуйста, всё лишнее со стола; 6) И только потом, ваша птица может «лететь» к кормушке; всем понятно?
Приступаем к работе (включить проектор с помощью указки-презентера; на экране изображения кормушек, сопровождаемое голосами птиц. Когда работа закончена, проектор следует выключить).
А теперь пригласим в нашу птичью столовую ваших птиц.
Дети подходят к кормушке и помогают друг другу (прикрепляют изображение птиц, оформленное с помощью элементов ЛОГО-конструктора, к кормушке с помощью прищепок).
III Итог:
Логопед: Итак, что мы сегодня вспомнили и узнали? ( предполагаемые ответы детей: тело птиц покрыто перьями; есть птицы, которые не улетают в тёплые края-зимующие птицы).
Логопед: Мы узнали, что и у нас, в нашем крае зимуют такие птицы, кедровка, щур, голуби, воробьи, синицы. Мы даже сможем различать голоса птиц, если будем внимательными и наблюдательными.
И мы теперь знаем, как помочь птицам зимой. «Трудно птицам зимовать» - так называется стихотворение русского поэта Анатолия Николаевича Чепурова:
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Со двора я притащил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Прилетают птицы в сад,
Посидят, поговорят,
Им бояться нечего:
Пусть мороз трещит сердито-
Их столовая открыта
От зари до вечера.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. А вам? Предлагаю тем, кто доволен сегодня своей работой (кто много узнал, вспомнил о зимующих птицах, получить приз от Совы-говорушки – новое интересное задание про зимующих птиц, которое вы сможете сделать дома или в группе с воспитателем. Есть желающие? (дети берут задания).
-До свидания.
Список использованной литературы:
1. Северячок: региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста: учеб. -метод. комплект/авт. -сост. Л. А. Труфанова, Л. С. Давыдова, Г. В. Гончарук. – Магадан: Изд. СВГУ, 2008;
2. Северная азбука. Н. Алексеева, О. Парасоль. – Магадан: Изд. Охотник, 2016