Вишневецкая Маргарита Ивановна
Методическая разработка образовательной деятельности «Ваши права, дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая деятельность.
Цель: Подвести детей к пониманию, что такое право (права и обязанности)
Задачи:
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности „Ваши права, дети“» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
1. Формировать представления у детей о том, что каждый ребенок своей страны имеет право на имя, на лечение, отдых, систематизировать знания о правах и обязанностях детей. Дети имеют право на воспитание и образование в детском саду.
2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
3. Систематизировать знания детей о правах и обязанностях.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Развивать познавательную деятельность.
6. Развивать связную речь, активизировать словарь.
7. Способствовать формированию знаний о правах и обязанностях детей.
Предварительная работа: Слайдовая презентация «Знайка-всезнайка» о правах и обязанностях детей, чтение сказок с содержанием прав персонажей, две ромашки в диаметре 50 см, схема-плакат, клей, кисти, салфетки, предметные картинки с персонажами из сказок, карточки разрезные с обязанностями.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Педагог предлагает детям стать полукругом у экрана монитора.
Ребята вы уже знаете, что люди на земле появились очень давно, тысячи лет назад. Тогда и появились у них главные вопросы: Что могут люди делать, что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право, на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы, вели переговоры. В результате появилась книга «Всеобщая Декларация прав человека», в которой записано все,что люди должны делать,что бы жить в мире и согласии.
(демонстрация на слайде).
Конечно же взрослые заботятся о детях и для них они написали вторую книгу-документ «Конвенцию о правах ребенка». (демонстрация на слайде).
Сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, для того, что бы стать полноправным членом общества, нужно знать о своих правах.
-А что же такое право?
-Право это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права, а взрослые должны уважать ваши права. Сегодня вы узнаете о своих правах.
(Презентация «Знайка-всезнайка») :
-Здравствуйте, ребята!
- Отгадайте, почему я прислал Вам это видео?
- Подскажи нам, Знайка.
- Какие права детей вы знаете?
- Хотите узнать?
- Здравствуй, Знайка!
- Как много у нас вариантов?
- Мы затрудняемся предположить.
- Конечно!
- Ребята, что же появилось у Знайки в руках?
«Схема- плакат» :
-Все верно!
- Вы угадали!
- Ребята, мы сегодня будем беседовать с вами о ваших правах, обязанностях и о вашей ответственности.
- У нас есть схема-плаката подготовки беседы.
Правда мы ещё не знаем, что находится внутри…
(на слайде схема передвигается, путается и ломается)
- Ой! Что произошло?
- Знайка, что случилось с плакатом?
- Вот это да! А как же мы узнаем теперь о наших правах?
- Друзья! Что теперь делать?
- Ребята, вот это история! Как нам быть?
-В таком случае давайте попросим прислать части схемы-плаката и будем думать, как нам действовать дальше.
- Знайка, отправь нам, пожалуйста, части схемы- плаката, мы с ребятами попробуем собрать её.
Если дети сомневаются :
- Знайка, очень расстроен.
Неужели мы не сможем придумать, как решить эту проблему?
Если дети готовы помочь :
- Здорово! Вы очень отзывчивые!
2 этап: способствуем планированию деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Ребята,права -это установленные и охраняемые государством нормы и правила, для своих граждан. Например получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдых, право на жилище, учение, любовь, внимание, право на жизнь, имя, собственное мнение, выбор защиту
Обязанности -это отдельный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка обязанность уважать и почитать взрослых, соблюдать законы, охранять природу, защищать Отечество, заботиться о родителях, получить образование.
Так же ребенок имеет право на заботу и воспитание родителями. Мама и папа имеют равные права в воспитании.
- Думаю, что нам нужно вспомнить, а что же мы знаем о правах персонажей героев сказок? Демонстрация картинок персонажей героев из сказок.
Если дети активно включаются в обсуждение:
-Замечательно! Как много вы знаете.
Если ребята затрудняются:
- Предлагаю вспоминать всем вместе.
Г. Х. Андерсен- «Дюймовочка»
Ш. Перро- «Золушка»
-В. В Маяковский «Кем быть?»-
-З. Александрова «В школу»
-Русская народная сказка «Три медведя»
-Английская народная сказка «Три поросенка»
А. П. Чехов-«Ванька»
К. Чуковский «Айболит»
Ш. Перро «Золушка»
-Ребята, распечатались изображения, которые прислал Знайка. Здесь части схемы- плаката Предлагаю каждому взять одну часть от схемы.
(Воспитатель вместе с детьми выбирает из всех иллюстраций картинки, на которых изображены персонажи из сказок с определенными правами.)
- Ребята, есть проблема. Куда мы приклеим эти части?
-Выбирайте, кто,какое право, на какой лепесток будет приклеивать!
(дети выбирают среди предложенных картинок сказочных героев и под руководством педагога приклеивают на каждый отдельный лепесток.) Право на имя
Право на образование,труд.
Право на жилище
Право на проживание в семье.
Право на медицинскую помощь.
Право на отдых.
Если дети предлагают вариант приклеить на «Ромашку»
- Классная идея! Мы сможем рассказать Знайке, родителям и даже показать всё.
Если дети ничего не предлагают:
- Ребята, а вот если мы всё-всё, что вы сейчас вспомнили о героях из сказок, приклеим на ромашку на каждый лепесток? Интересно будет Знайке изучать нашу большущую схему –плана. расположенную на каждом лепестке ромашки.
- Здорово!
- Ребята, а вы обратили внимание, что перед тем, чтобы приклеить, что для этого нужно?
Если дети обращают внимание на то, что картинок много, нужно найти правильную.
- Значит, вы тоже заметили!
Если ребята затрудняются:
- По-моему, когда Знайка показывал нам свою схему, на ней были правильно разложены картинки.
Ребята, значит, нам необходимо отобрать нужную картинку и затем приклеить.
- Что нам понадобится?
- Отличный план!
Если дети перечисляют : ромашка, карточки, клей, кисти.
- Согласна.
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
(дети и воспитатель за столами, расставленными так, чтобы все могли видеть друг друга)
- Ребята, мы с вами сегодня познакомились с правами детей, разместили их на ромашке.
Я предлагаю Вам познакомиться с памяткой об обязанностях детей в детском саду. Эту памятку нам тоже передал Знайка.
1 Выполнять правила поведения в детском саду, правила тех. безопасности,санитарии, гигиены.
2Усваивать программный материал на занятиях.
3Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
4 Беречь имущество детского сада, с уважением относиться к труду работников детского сада.
5 Не подвергать опасности свою жизнь и здоровье, а так же жизнь и здоровье других детей
6 Быть вежливым с уважением относиться к старшим.
7 Соблюдать правила культурного человека.
- Я думаю, что еще одна ромашка не случайно здесь.
Если дети называют :
- Точно! Закрепляют
Если ребята затрудняются:
- Это основные права,которые должны знать дети. Когда вы подрастете, вы познакомитесь более подробно с остальными правами детей.
Дети предлагают так же прикрепить на другую ромашку, на каждый лепесток.
Если нет
Предлагаю Вам взять по одному листику и приклеить на лепесток другой ромашки.
-Так какие же существуют права детей?
-Какие вы запомнили обязанности в детском саду?
.
Если дети делятся своими знаниями:
- Как много вы знаете, ребята!
Если дети затрудняются с ответом:
- Хотите, расскажу?
-Ребята, а давайте мы ромашку на которой разместили права ребенка прикрепим в приемной, а другую с обязанностями в групповой.
Дети определяют место, размещают. Если дети делятся своими знаниями:
- Нужно знать права детей и соблюдать свои обязанности, что бы быть культурными.
- Посмотрите,как красиво, аккуратно вы приклеили, закрепили на стене, теперь и взрослым, думаю будет интересно.
Вы молодцы, отлично справились с заданием.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
- Какие вы запомнили права?
-Какие вы теперь должны соблюдать обязанности?
- Было что-то новое, чего вы раньше не знали?
- Для чего мы приклеили картинки с правами?
-Зачем мы изготовили ромашку с обязанностями?
- Ребята, а вы обратили внимание, что мы еще не все знаем права и обязанности детей?
-Может быть, постараемся узнать о них больше, когда подрастем. ?
-Ромашки с правами и обязанностями мы прикрепили, теперь ваша задача их знать и выполнять. - Да, вы меня приятно удивили своими знаниями.
Дети перечисляют.
- Было и правда очень интересно!
Чтобы знать и запоминать права.
Чтобы знать и запоминать обязанности.
Я подготовлю еще интересные рассказы,сказки, стихи, почитаем на досуге и вы я надеюсь, сможете определить права героев произведений.