Папки-передвижки

Конспект НОД по ФЭМП «Как считают и измеряют время» в подготовительной группе

Екатерина Курдюкова
Конспект НОД по ФЭМП «Как считают и измеряют время» в подготовительной группе
▼ Скачать

Методическая разработка непосредственно образователь-ной деятельности в подготовительной к школе группе

«Познавательное развитие. ФЭМП»

Тема: «Как считают и измеряют время»

Цель: развитие временных отношений с целью использования времени рацио-нально и точно.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями;

- уточнить разные значения слова «идти»;

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Как считают и измеряют время“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- закрепить прямой и обратный счет;

- учиться объединять предметы в группы по каким-либо признакам (по форме циферблата, по цвету и форме цифр и т. д.);

- закрепить умение группировать часы по различным признакам;

- познакомить детей с «огненными» часами через экспериментальную деятель-ность;

Развивающие:

- развивать логическое мышление через игры «Подбери ключ к часам», «На какие группы можно разделить. ?»;

- развивать умение лепить цифры;

- развивать фонематический слух.

Воспитывающие:

- воспитывать способность и умение беречь время;

- воспитывать умение сотрудничать, договариваться друг с другом.

Методы: наглядный метод, метод использования художественного слова (загадка, стихотворения, словесный метод, практический метод, игровой прием, использование интерактивных технологий

Оборудование:

Демонстрационный материал: слайды с изображением различных видов часов (солнечные, масляные, водяные, песочные, механические, наручные, настенные, напольные, настольные, «ходики» с кукушкой, куранты, электронные, уличные, будильник); кукла-часовщик; свеча, булавка, колокольчик, спички; игра «Подбери ключ к часам»; часы разной формы, размера, цвета; 2 большие бумажные стрелки (часовая и минутная); альбом «Виды часов»

Раздаточный материал: часы без некоторых цифр на каждого ребенка; пластилин, дощечки, салфетки, стеки;

Предварительная работа: создание мини-музея часов.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу-

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

- Что это? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. А вот еще одна.

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день и ночь стучим, стучим.

- А это что? (ответы детей).

Воспитатель: Я вам расскажу и покажу сегодня что- то очень интересное.

Воспитатель:

- Как вы думаете, зачем людям нужны часы?

- Для чего создали часы?

- А что такое время?

- Как вы думаете, когда появилось время?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим какие бывают часы.

Показ слайдов (10 -12 мин)

Слайд 1. «Часики – часы, всем нам очень нужны!»

Слайд 2. Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? (ответы детей)

Слайд 3. Воспитатель. Как называются следующие часы, вы отгадаете сами. (воспитатель демонстрирует водяные часы).

Водяные часы показывали время и в хмурый день.

Воспитатель. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду) .

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени : “Сколько воды утекло! ”

Слайд 4.

Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется.

Воспитатель. Где вы видели песочные часы? (ответы детей) Правильно, песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.

Физминутка( 2мин)

Часы нам время измеряют (дети показывают руками 3часа, 9 часов)

Стоят на месте, но шагают (шагают на месте)

Шагают часики все в такт

Тик-так, тик-так, тик-так (руки на пояс, наклоны головы вправо, влево)

И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

(Дети проходят на свои места) .

Слайд 5. Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.

Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли? (Часовщик).

Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. (скороговорка)

Воспитатель: Кто сможет повторить эту скороговорку? (дети повторяют)

Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.

Слайд 6. Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настольных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника, карманных часов) .

Рассказы детей о часах.

Слайд 7. Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механиче-ские, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали элек-тронные часы?

(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.)

Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?

(У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока).

Игра «Подбери ключ к часам» (2мин)

Воспитатель: Сколько цифр на часах? (12). Давайте назовем их. Часы всегда идут только вперед. (прямой счет). А если часы сломаются, то они пойдут назад. (обратный счет)

Игра «Как сказать по-другому?» (2мин)

Воспитатель: А что еще может идти?

Дети. Часы идут (ходят, тикают)

Дождь идет (капает, льется).

Мальчик идет (шагает, движется).

Поезд идет (едет, мчится).

Фильм идет (демонстрируется).

Весна идет (наступает).

Пароход идет (плывет).

На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

- Что показывает маленькая стрелка?

- Что показывает большая стрелка?

- Какая стрелка идет быстрее всех?

Физминутка. “Ходят стрелочки по кругу”

(На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова) .

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)

Воспитатель: Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети,

сидящие с цифрой 5 и 12.)

Воспитатель: - Из каких частей состоят часы? (корпус, циферблат, механизм, кнопки)

Слайд 8. Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

"На часах ровно пять,

Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

Слайд 10. Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Воспитатель: Какие разные бывают часы.

Слайд 11. Огненные часы

Воспитатель: Сегодня мы понаблюдаем, как работают часы, которые называют «огненными». (воспитатель берет свечу, вкалывает в нее булавку с колокольчи-ком на расстоянии 1-2см и зажигает).

Воспитатель: А пока огненные часы работают, мы с вами поможем часовщику починить часы.

Игра «Почини часики» (5 мин)

(дети с помощью пластилина «налаживают» часы – лепят недостающие цифры).

Итог занятия

Воспитатель: Ну, вот, Незнайка, теперь ты понял, как важны в нашей жизни часы, как важно знать и понимать время, чтобы никуда не опаздывать? А вы, ребята, можете пополнить нашу мастерскую своими удивительными часами.

- Понравилось вам экскурсия в часовую мастерскую?

- Какие часы вам особенно запомнились?

- О чем вы сможете рассказать своим родным дома?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группеКонспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группе Задачи: - формировать осознанное отношение воспитанников к своему здоровью и закреплять основные правила сохранения и укрепления здоровья;.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие с Колобком» в подготовительной группе Программное содержание: - закрепить название и последовательность времен года, осенних месяцев; - совершенствовать навыки измерения объёма.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе .

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 10»Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 10» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Состав числа 10». Задачи. Продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с цифрами 7 и 8» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Знакомство с цифрами 7 и 8».Задачи. Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц,.

Конспект НОД по ФЭМП «Знакомство с деньгами» в подготовительной группеКонспект НОД по ФЭМП «Знакомство с деньгами» в подготовительной группе "Знакомство с деньгами" Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников. Образовательные задачи: - Раскрыть понятия «деньги»,.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Поможем Буратино»Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Поможем Буратино» Тема: «Поможем Буратино». Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование элементарных математических.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Как дошколята цифру 5 спасли» Цель. Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры. Задачи: Образовательные.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Помогите Домовенку»Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Помогите Домовенку» Цель: развивать у детей способность целенаправленно выполнять различные логические задания. Задачи: Образовательные задачи: упражнять.

Осенний утренник «Цыплят по осени считают»Осенний утренник «Цыплят по осени считают» Осень в самом разгаре, а это значит, что настала пора первых, в этом учебном году, утренников и развлечений. Для наших деток этот праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП «Как считают и измеряют время» в подготовительной группе
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 20:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЭМП «Как считают и измеряют время» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Курдюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД