Романова Галина
Методическая разработка НОД для детей подготовительной группы с ОНР «На лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель МБДОУ Детский сад № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области: Романова Г. В. ;
Методическое сопровождение : Учитель-логопед: Сорокина Н. В. ;
Музыкальный руководитель: Обухова Л. В.
Методика дошкольного образования:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно» О. С. Гомзяк.
Публикация «Методическая разработка НОД для детей подготовительной группы с ОНР „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Дисциплины (образовательные области) : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Лексическая тема: «Осень»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнить и активизировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с числительными). Закрепить пространственные отношения (ориентирование на плоскости); закрепить умение соотносить число и количество.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать координацию речи с движением. Развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать образное мышление, восприятие и память; Развивать мелкую и общую моторику. Развивать речевое дыхание. Развивать коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, активности, самостоятельности, доброжелательности. Воспитывать чувство эмпатии.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель:
Вот и стали дни короче.
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
О каком времени года это стихотворение? (об осени)
Давайте споем песню об осени.
Песня «Золотая песенка»
В зал входит Осень. Здоровается с детьми.
Здравствуй, осень. Здравствуй, осень.
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
«Что с собою принесла?»
Осень. Принесла я вам… Ой, ребята, а я совсем забыла, что я должна с собой принести. ( Слайд: Снежная королева, смеется)
Снежная королева. Ха-ха-ха! Все забыла! Это я на тебя чары напустила!
Если Осень приметы свои не найдет,
До тех пор, как ночь на землю придет,
Зима вьюжная тут же наступит!
Смены времен года не будет!
Всюду будут лишь снег и лед!
Власть моя, наконец, придет!
Осень, лето, весну – навсегда запрещу!
Я – Снежная Королева так хочу!
Воспитатель: Ребята, вы слышали, что задумала Снежная королева! Хочет она, чтобы всегда была зима, чтобы времена года не сменяли друг друга, чтобы не было ни осени, ни весны, ни лета, а только зима и холод. Что же делать?
Осень. Я, кажется, знаю кто может помочь. Есть в волшебном лесу старый Мудрый Дуб. Он триста лет растет все на свете знает. Надо к нему отправляться за помощью.
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем осени найти ее приметы? Спасем природу? Отправимся в волшебный лес, к Мудрому Дубу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Тогда встанем, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза закрыли, покружились и в лесу мы очутились!
Воспитатель: Ой, посмотрите и на самом деле мы очутились в волшебном лесу.
Осень. Давайте поздороваемся с лесом.
Логоритмическое упражнение. «Осенний лес»
Здравствуй, лес, осенний лес! (поднимают руки вверх через стороны)
Мы хотим твоих чудес. (опускают руки вниз, шевеля пальчиками)
Будем слушать леса звуки? Да, да, да. (3 хлопка)
Помогать нам будут руки? И-ног-да. (3 хлопка)
Помогать нам будут ножки? Топ – топ-топ. (3 притопа)
Что ходили по дорожке: Шлёп, шлёп, шлёп! (3 хлопка по коленкам)
Филин с дерева кричит: Ух! Ух! Ух! (на выдохе произносят «ух!»)
Шишки с ёлочки упали Бух, бух, бух. (3 прыжка)
Хрустнет ветка под ногами: Щёлк, щёлк, щёлк. (3 щелчка пальцами)
В своё логово идёт… Волк, волк, волк. (изображают пасть волка)
Птичка с дерева вспорхнула: Чик-чирик! Чик-чирик! (изображают крылышки)
А зайчишка по тропинке – прыг-прыг-прыг. (прыгают на двух ногах)
Слайд: Мудрый дуб.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и сам Мудрый дуб. Здравствуй, дедушка – Мудрый Дуб.
Мудрый Дуб. Здравствуйте, люди добрые. С чем пожаловали?
Воспитатель. Мы пришли к тебе за помощью. Осень не может вспомнить с чем она должна на землю приходить.
Мудрый Дуб. Да, что же это ты, матушка? Нешто заколдовал тебя кто?
Осень. Да, дедушка – Мудрый Дуб, заколдовала меня Снежная королева. Ребята. Расскажите. Что произошло. (Ответы детей).
Воспитатель. Не хочет Снежная королева, чтобы времена года сменяли друг друга, а хочет, чтобы всегда была зима. Ты уж помоги, расскажи, с чем осень к нам приходит, как осени помочь, где приметы осени найти.
Мудрый Дуб. Рассказать?
Ну, так и быть, помогу вам. Только сначала ступайте. По лесу походите. Поглядите. Кого в лесу встретите, всем помогайте. А я за вами приглядывать буду. А потом опять ко мне возвращайтесь. Коли вы не оплошаете, будут вам приметы осени.
Слайд: лес.
Воспитатель: Полон тайн волшебный лес, очень много здесь чудес.
Слайд: слышится веселый смех. На экране появляются детеныши животных.
Воспитатель. Что там за шум? Ой, ребята, да это же настоящий лесной детский сад. Посмотрите, малыши лесные на полянке поиграть решили. А дома малышей ждут мамы.
Слайд: Тетушка Сова.
Сова. Здравствуйте ребята. Я тетушка сова. Тут у нас действительно настоящий лесной детский сад. Ведь лес-то наш волшебный! Все лесные малыши очень хорошо знают голоса своих мам. А вы знаете голоса животных, можете различить, чья мама зовет своего детеныша, и назвать кто эта мама?
Воспитатель. Конечно, тетушка сова, ребята могут. Правда, ребята? Скажем тетушке сове, кто из мам животных как зовет своего детеныша?
Д/и «Узнай по голосу, где, чей малыш?»
Слайд: Сова хвалит детей, прощается, улетает.
Воспитатель. До свиданья, тетушка сова.
Осень. Ребята, а вы знаете, как дикие животные осенью готовятся к зиме?
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы ребята. А кого еще мы можем встретить в лесу, узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога, живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (ежик)
Слайд: ежик что-то ищет.
Воспитатель: Здравствуй, Ежик, что случилось? Что ты ищешь?
Ежик сообщает, что ему пора ложиться спать, но негде спрятаться, нет опавшей листвы.
Воспитатель: Ребята, поможем ежику подготовиться к зимней спячке? (Ответы детей).
Осень: Ребята, а что должно произойти с листьями, чтобы они начали опадать? А вы ведь знаете, с какого дерева какой лист упадет?
Д/и «Назови лист».
(С липы – липовые, с берёзы — берёзовые, клёна — кленовые, с дуба – дубовые, с ясеня – ясеневые).
Осень: Давайте мы с вами превратимся в листочки и устроим листопад.
Координация речи с движением «Листопад».
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунет ветерочек — закружим, полетим. (Руки в стороны.)
Листопад, листопад, (покачивание с одной ноги на другую, руки подняты, движения руками влево и вправо)
Листья жёлтые летят, (опускаем руки, совершая при этом волнообразные движения)
Покружились, покружились, (кружимся на месте)
И на землю опустились (медленно опускаемся на коврик).
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Слайд: Ежик спит в листве.
Воспитатель. Ребята, к нам кто-то спешит? А кто, угадайте.
Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
Слайд: белка.
Воспитатель. Здравствуй, белочка. Что случилось? Чем ты опечалена?
Белка жалуется, что нет грибов.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы в лесу было много грибов? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, дождь.
(Слышится шум дождя)
Ребята, слышите? Вот и дождик начался.
Капля-раз, капля- два, очень медленно сперва
Стали капли ударять и друг друга догонять
Дождик приглашает нас поиграть! Выходите и приготовьте руки!
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, поливай, (встряхивают кисти рук)
Будет ягод урожай (протягивают руки вперёд).
Дождик, дождик, припусти – (поднимают руки вверх, встряхивают кисти рук)
Дай грибочкам подрасти (накрыть кисть руки, сжатую в кулак, другой, раскрытой.).
Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! (Изображают, как на ладошку капают капли)
Только нас не замочи, (грозят пальцем)
Зря в окошко не стучи! (изображают стук кулачком)
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько грибов выросло после дождя. Давайте поможем белочке собрать грибочки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки – грибы»
Дети собирают и называют грибы.
Воспитатель. Молодцы ребята, много грибов насобирали. А все ли грибы съедобные? Надо бы грибочки рассортировать.
Отвечать нужно восклицаниями: «Ах!» и один раз хлопнуть в ладоши — если гриб съедобный, «Ох!» и один раз хлопнуть по коленям — если гриб несъедобный.
Слайд: Белка благодарит детей.
Воспитатель. Ребята, я слышу, кто-то еще к нам на встречу торопится? Комочек пуха- длинное ухо, прыгает ловко любит морковку. Кто же это? (заяц)
Слайд: заяц.
Воспитатель. Здравствуй, зайка.
Что ты там такое тяжелое несешь?
Заяц рассказывает, что несет гостинцы для зайчат. Но не знает, хватит ли.
Воспитатель: Ребята, вы ведь умеете считать? Поможем зайцу сосчитать гостинцы для зайчат. Что он собрал и сколько?
Д/и «Найди и сосчитай» ( Соотнесение числа и количества: назвать, что и сколько находится в левом верхнем углу. Найти соответствующую цифру и прикрепить на мольберт в соответствующий угол и т. д.).
Дети выполняют задание.
Слайд: лес, слышится призыв о помощи.
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то просит о помощи.
Да это же муравьишка.
Слайд: муравей.
Муравей жалуется, что не успевает попасть в муравейник. Просит детей помочь.
Осень. Ребята, я предлагаю помочь муравишке, добраться до муравейника. Муравьишка, забирайся на лист. Ребята, выходите, давайте превратимся в осенний ветерок.
Слайд: Муравей забирается на лист.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу, лечу куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос, выдох прямо перед собой, губы трубочкой)
Хочу налево посвищу (голова прямо, вдох через нос, повернуть голову налево, — с-с-с).
Направо холод напущу (голова прямо вдох, голова направо, — х-х-х).
Гоняю в небе облака (голова прямо, вдох через нос, выдох вверх, — ф-ф-ф-ф).
Как зверь я завываю (опустить голову, подбородком коснуться груди, — в-в-в-в спокойный выдох через рот).
Ну а пока листочки я сдуваю (вдох через нос, выдох прямо перед собой через рот на кончик языка).
Осень. А теперь повернитесь к муравьишке, давайте подуем на лист, чтобы он полетел. (Дети дуют).
Слайд: муравьишка летит на листе к муравейнику.
Слайд: перелетные птицы.
Осень. Ребята, посмотрите, птицы куда-то улетают. Что это с ними случилось? (Ответы детей)
Воспитатель. Осень, а ребята об этом тебе сейчас и песню споют. Ребята, споем Осени песню о скворушке. Выходите, становитесь полукругом.
Песня «Скворушка прощается»
Слайд: Мудрый дуб.
Воспитатель. Дедушка – Мудрый дуб, мы весь лес обошли, как могли старались – всем помогали, но приметы осени так и не отыскали.
Мудрый Дуб. Да, как же не отыскали! Посмотрите-ка, как лес изменился. Вы пока по лесу гуляли, всем помогали. Лес волшебный в осенний лес превращали. Вот они – все приметы осени здесь ( Слайд: осенний лес). Видите, как все переменилось? Осень в наш лес пришла. А, какие приметы осени вы нашли, сами назовите.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, и правда все приметы осени здесь! А давайте приметы осени не только назовем, но и изобразим с помощью музыкальных инструментов.
Речевая игра с использованием музыкальных инструментов «Осень наступила»
Наступила осень (арфа).
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (шуршащий звук).
Подул осенний ветер (дудка).
Пригнал тёмные тучи (барабан).
Закапал дождик (металлофон).
А потом всё чаще и чаще (металлофон).
Побежали ручьи по дорогам (ксилофон).
Холодно и сыро стало вокруг.
Но вот дождь закончился, и из-за тучи выглянуло солнышко (треугольники). Осветило солнышко осеннюю полянку (треугольники,
и увидели мы красивые разноцветные деревья (шуршащий звук).
Ветер подул на них (дудка,
И деревья зашумели своей листвой (шумелки).
Где-то далеко застучал дятел (ложки).
Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (бубенцы).
Зайка спешил поменять свою шубку (барабан).
Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свистулька).
Воспитатель. Все собрались на полянке : и солнышко, и деревья, и листья, и ветер – И стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты) «Венгерская полька».
Воспитатель. Но вот наступил вечер и всё вокруг умолкло (умолкают).
Стало тихо-тихо.
Воспитатель. Спасибо тебе, Мудрый Дуб, за помощь. Ну а нам пора возвращаться.
Осень. Ребята, беритесь за руки и выходите водить прощальный хоровод.
Дети образуют круг. Хоровод.
Мы ходили с Осенью в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды и не счесть!
В детский сад воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – нам пора.
Слайд: Мудрый дуб прощается с детьми.
Воспитатель. До свиданья, дедушка, мудрый дуб.
Воспитатель. Ребята, а теперь выходите, становитесь полукругом, чтобы вернуться обратно в детский сад закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза закрыли, покружились и в детском саду мы вновь очутились!
Вот и вернулись мы с вами в детский сад. Понравилась вам, ребята, наше путешествие по лесу?
(Ответы детей)
Осень благодарит детей за помощь. Дарит подарок и угощение. Прощается, уходит.