чулпан саттарова
Нетрадиционное спортивное оборудование «Волшебный парашют»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 117 «Уенчык» города Набережные Челны
МАДОУ «Детский сад № 117 «Уенчык»
Нетрадиционное спортивное оборудование
«Волшебный парашют»
Подготовили:
Воспитатель 1кв. категории
Саттарова Чулпан Зульфатовна.
Набережные Челны 2020 г
Аннотация
1. Актуальность:
Публикация «Нетрадиционное спортивное оборудование „Волшебный парашют“» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Парашют. Игровое пособие по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Не секрет, что проводимые занятия по физическому воспитанию должны доставлять ребенку радость, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении. И не последнюю роль в создании атмосферы, позволяющей удовлетворять двигательные потребности, а также развивать и поддерживать интерес к занятиям, играет оборудование, особенно нестандартное, например, игровой парашют. Выполнение упражнений с таким нестандартным оборудованием значительно повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений.
Материал:
Детский игровой парашют представляет собой тканевый круг, состоящий из нескольких (от 4-х до 24-х) цветных секторов. Диаметр парашюта может быть абсолютно любым, от 1 метра до 7. К секторам парашюта пришиты удобные ручки по две или по одной на каждого игрока, если игроков больше и ручек не хватает, можно взяться за край парашюта хватом сверху.
Цель:учить детей согласовывать свои желания, решения, действия с действиями других людей, понимать друг друга, передавать свои чувства движением, мимикой, взглядом, закреплять навыки ориентирования в пространстве, вырабатывать навыки работы в команде.
Задачи:
Образовательные
- Учить дошкольников применять двигательный опыт в игровой деятельности.
- Способствовать совершенствованию двигательных навыков, формированию правильной осанки, укреплению мышц спины.
- Способствовать поддержанию физического и психического здоровья.
Развивающие
- Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, внимание, воображение.
Воспитательные
- Воспитывать умение действовать в коллективе согласованно; воспитывать творчество, самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях, эмоциональную отзывчивость.
Специфические задачи:
- Развивать внимания, память, воображение, логическое мышление.
Предназначение:
Главное предназначение парашюта - создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении.
Предполагаемый результат:
на уровне детей
- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении оборудования;
- обогащение двигательного опыта;
- стремление к достижению результата;
- развитие внимания, ловкости, умение работать в коллективе.
на уровне педагога
- предложена технология физического и психоэмоционального развития детей с использованием парашюта;
- пополнена предметно – развивающая среда для физического развития детей;
- обобщить и распространить опыт поиспользованию парашютадля двигательной среды;
- мотивация педагогического коллектива наиспользование нестандартного оборудования «парашют»в работе с детьми.
на уровне педагогических технологий
- обогащение методов, приёмов и форм работы по развитию двигательных способностей и физических качеств детей посредствомиспользования нестандартного оборудования - «парашют».
Использование игрового парашюта в ДОО
Дидактическое пособие «Волшебный парашют» предназначено для дошкольников среднего и старшего возраста. Он создаёт благоприятные условия для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх, развлечениях, занятиях.
Игровой парашют можно использовать в любой ежедневной деятельности дошкольника: на утренней зарядке, на занятиях и физкультминутках, на прогулке и праздниках, в индивидуальной работе с ребёнком и в самостоятельной деятельности детей.
Так же его могут воспользоваться все педагоги, работающие в ДОУ: воспитатели, музыкальные работники, логопеды, психологи и, конечно же, инструкторы по ФК.
Инструкторы могут использовать парашют при проведении непосредственной образовательной деятельности во всех частях занятия: во вводной части проводят с ним различные виды ходьбы, бега, прыжков; в основной части можно провести обще-развивающие упражнения и подвижные игры; в заключительной части проводят игры малой подвижности и упражнения для релаксации, дыхательные упражнения.
Особенности применения оборудования
Большинство упражнений с парашютом включают применение мышц плеча и предплечья в движении вверх-вниз. Бег вокруг парашюта и проходы под ним также составляют значительную часть забав с этим снарядом. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений.
Выбирая место для игры с парашютом, отдавайте предпочтение площадкам, свободным от предметов, которые могут зацепить или порвать парашют. Игра должна проходить под постоянным наблюдением старшего, чтобы не допустить порчи парашюта и травмирования участников игры. Не позволяйте игрокам натягивать парашют - он может порваться. Чтобы не повредить парашют, необходимо сразу же отработать движение вверх-вниз.
Как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Прежде чем начать игру, следует рассказать правила:
• Чётко выполнять команды инструктора.
• Выполнять упражнения дружно.
• Того, кто мешает игре, удаляют на скамейку на 1 минуту.
• К парашюту относиться бережно : не тянуть сильно.
2. Классификация игр
Основные движения и общеразвивающие упражнения с парашютом
• Разные виды ходьбы вокруг парашюта : на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, бег в среднем темпе в чередовании с бегом с захлёстыванием и выбрасыванием прямых ног.
• Ходьба и бег, держа парашют одной рукой : вытянуть руку в бок, поднять вверх, опустить вниз.
• Боковой галоп, держа парашют двумя руками в разных и. п.
• Подскоки, держа парашют одной рукой в разных и. п.
• Ходьба с парашютом в полуприседе, в приседе, скрестно, на носках и пятках, перекатом и т. д.
Примерный комплекс ОРУ с парашютом :
ОРУ с игровым пособием «Волшебный парашют».
И. п. : о. с. парашют держим двумя руками, руки опущены
1 – поднимаем руки вверх, выполняем взмах, образуя купол.
2- опускаем руки вниз, парашют опускается (8 раз)
И. п. : стоим боком, держим парашют левой рукой, правая рука на поясе, ноги на ширине плеч
1 – наклон в левую сторону и при наклоне коснуться правой рукой левой руки
2 – И. П. (4 раза)
Затем повернуться в другую сторону. И выполнить 4 раза.
И. п. : стоя лицом к парашюту (лежит на полу, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – наклон вперёд,
2 – И. П. (8 раз)
И. п. : о. с., парашют держим двумя руками, руки опущены
1 – приседаем, руки вперёд
2 – И. П. (8 – 10 раз)
И. П. : о. с., руки на поясе
Прыжки «звёздочка» : ноги врозь, руки врозь – ноги вместе, руки на поясе.
Комплекс упражнений с «Парашютом» под музыку (для детей старшей, подготовительной группы) (муз. Шаинского)
• 1. И. п. – ноги вместе, «парашют» внизу;
• 1 – правая нога назад на носок, «парашют» вверх;
• 2 – и. п. ;
• 3 – 4 – то же с левой ноги.
• 2. И. п. – о. с., «парашют» внизу;
• 1 – повернуться вправо, руки вперёд (крепко держать «парашют»);
• 2 – и. п. ;
• 3 – 4 – то же влево.
• 3. И. п. – сидя на пятках, «парашют» на полу;
• 1 – встать на колени, «парашют» вверх;
• 2 – и. п. ;
• 3 – 4 – то же.
• 4. И. п. – лёжа на животе, «парашют» держать прямыми руками;
• 1 – прогнуться, поднять «парашют», посмотреть вперёд (ноги от пола не отрывать);
• 2 – и. п. ;
• 3 – 4 – то же.
• 5. И. п. – лёжа на спине, «парашют» держать прямыми руками;
• 1 – 2 – поднять ноги, коснуться носками ног «парашюта» за головой;
• 3 – 4 – и. п.
• 6. И. п. – о. с., «парашют» держать прямыми руками внизу;
• 1 – 2 – присесть, правая нога вперёд, «парашют» вперёд;
• 3 – 4 – и. п.
• 7. И. п. – о. с., «парашют» держать прямыми руками внизу;
• 1– 8 – галопом вправо; то же в другую сторону.
• 8. И. п. – лёжа на животе, руки под подбородком;
• 1 – 3 – произвольно дуть под «парашют»;
• 4 – и. п.
Игры с Волшебным парашютом
Игра «Веселый мяч» (старший возраст)
Цель:развивать ловкость, координацию движений, внимание, эмоциональную отзывчивость
Описание игры:
Вариант № 1.
Ребята стоят в кругу, держа двумя руками за парашют. Инструктор по физической культуре бросает на сектора парашюта резиновый мяч среднего размера.
Дети, поднимая и опуская разные сектора парашюта, стараются перекатывать мяч, произнося слова:
Ты катись, веселый мячик,
Парашют не даст упасть.
У кого веселый мячик –
Постарайся передать!
Вариант № 2
Ребята стоят в кругу, держа двумя руками парашют за края. Инструктор по физической культуре бросает на сектора парашюта резиновый мяч среднего размера. Дети, поднимая и опуская разные сектора парашюта, стараются перекатывать мяч так, чтобы он не упал на пол. Вначале игры дети произносят слова:
Раз, два, три,
В цель попади!
Игра «Карусель» (средний, старший возраст)
Цель:формировать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в разном темпе; развивать эмоциональную сферу и чувство сопричастности общему делу.
Описание игры:
Дошкольники вместе с инструктором по физической культуре расстилают парашют на полу, растягивают его по всей окружности. Каждый ребенок берется одной рукой за середину цветного сектора (парашют состоит из 10 разноцветных секторов).
Дети вместе с инструктором по физической культуре двигаются по кругу и произносят слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два –
Повернулась детвора.
Дети сначала двигаются медленно, затем темп нарастает и переходит в бег. Дети постепенно останавливаются, делают поворот и берутся другой рукой за парашют. Направление движения меняется.
После нескольких повторов (3-4) в конце произносятся слова «Вот и кончилась игра», и игра заканчивается.
Игра «Поезд»(средний возраст)
Цель: учить сочетать движения со словами и музыкой.
Описание игры:
Дети, держась за парашют левой рукой, двигаются по кругу, правой рукой делают круговые вращательные движения и говорят слова:
Летит поезд во весь дух
(Поднимают и опускают парашют)
Ух-ух, ух-ух!
(Повторяют те же движения, только в другую сторону, поменяв руки)
Загудел тепловоз: «У-у!
Домой деток повез.
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Я всех мигом довезу!»
Игровое упражнение «Золотая рыбка» (старший возраст)
Цель:развивать гибкость, координацию движений, выносливость.
Описание игры:
Дети ложатся на живот у парашюта таким образом, чтобы каждому достался сектор определенного цвета, и держат парашют двумя руками за палочки на концах. Руки вытянуты вперед, ноги вместе. Инструктор говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – золотая рыбка плыви!». Дошкольники одновременно поднимают прямые руки и ноги, выполняя волнообразные движения парашютом. Затем несколько секунд отдыха и упражнение повторяется.
Игра «Салют» (средний, старший возраст)
Цель:развивать быстроту реакции, активизация двигательных навыков, воспитывать умение действовать в коллективе согласованно.
Описание игры:
Дети набирают как можно больше шариков из сухого бассейна и кладут их на парашют. Затем берут двумя руками за края парашюта и медленно поднимают его, говоря слова «раз, два, три!». После слова «три!» бросают шарики вверх. Затем бегут и собирают шарики, снова кладут их на парашют, и игра снова повторяется.
Игра «Радуга» (старший возраст)
Цель:закрепить знания цвета, умение реагировать на сигнал; развивать внимание, воображение, скорость.
Описание игры:
Дети держат парашют двумя руками, встав вокруг парашюта таким образом, что каждому достается сектор определенного цвета. Поднимая и опуская парашют, произносят слова:
Раз, два, три,
Радуга взлети!
Инструктор по физической культуре выбирает два не расположенных рядом цвета и называет их. Ребята, резко вскинув руки, поднимают парашют вверх, образуя купол, а дети, стоявшие у сектора названного цвета, быстро пробегают под ним. Так инструктор по физической культуре называет все цвета. Главное – внимательно слушать и быстро реагировать!
«Сугроб» (средний и старший возраст)
Цель:создать игровую мотивацию, радостное настроение от игры.
Описание игры:
В этой игре все дети должны при слове «сугроб» спрятаться внутри под парашютом. Одна подгруппа детей поднимают и опускают парашют, немного раскачивая его, а другая подгруппа бегают вокруг, или забегают внутрь, потом снова выбегают. На слове «сугроб» парашют опускают.
Дует – дует ветер в лоб,
И надул большой сугроб.
«Кошки – мышки» (старший возраст)
Цель:воспитывать дружеские взаимоотношения, быстроту реакции, внимание.
Описание игры:
Выбираются два ведущих – кошка и мышка. Остальные ребята держат парашют за края. Оба ведущих снимают обувь – дети будут ползать на коленках. Игрок «кошка» ползает сверху по парашюту, а игрок «мышка» ползает под парашютом по кругу ближе к краю. В это время все остальные игроки, сидящие вокруг парашюта, создают волны, и таким образом мешают кошке увидеть, как двигается под парашютом мышка. Задача кошки – заметить и поймать сквозь ткань уползающую мышку. Выходить за край парашюта нельзя.
«Утка и гусь» (средний и старший возраст)
Цель:развивать умение двигаться по кругу, умение бегать в противоположные стороны.
Описание игры:
В этой игре парашют выступает в роли ровного круга, вокруг которого все игроки сидят на корточках. Водящий ходит по часовой стрелке, и гладит того, кто рядом с ним, по голове, приговаривая:
«Утка! Утка! Утка! Гусь!»
Как только он выбрал Гуся, он должен убегать от выбранного игрока вокруг парашюта. Гусь должен вскочить и побежать вслед за водящим, и попробовать успеть его осалить до того, как водящий добежит и сядет на место Гуся.
Если Гусь догнал водящего, тот водит еще раз. Если водящий успел добежать и занять место Гуся, то тот становится новым водящим, и теперь он выбирает себе Гуся.
«Беги – хватай» (старший возраст)
Цель:развивать память, скорость; воспитывать интерес к игре, согласованность движений.
Описание игры:
Для этой игры под парашют кладут мешочки для метания, скакалки, мячи и т. д. Участников засчитываем по номерам. Вначале игры все участники берутся за парашют обеими руками захватом сверху и высоко поднимают его. Затем инструктор называет номер участника и какой-либо предмет. Участник с этим номером устремляется под парашют, хватает нужный предмет и возвращается обратно до того, как из парашюта выйдет воздух.
«Орбита» (старший возраст)
Цель:развивать у детей кругозор, ловкость, интерес к игре, умение катать мяч по заданной траектории.
Дополнительный инвентарь – большой мяч.
Описание игры:
В начале игры на парашют кладется большой резиновый мяч. Мяч – это «планета», парашют – «солнечная система», а центр парашюта – «Солнце». Инструктор спрашивает у участников, смогут ли они сделать так, чтобы планета двигалась по орбите у края солнечной системы и при этом не вылетела за ее пределы (упала с парашюта).
«Кто скорее до своего цвета» (старший возраст)
Цель:развивать бег, наблюдательность; закрепить знание цветов.
Описание игры:
Парашют лежит на полу. Дети выбирают ленточки (флажки) тех цветов, какие имеются на секторах парашюта. По сигналу (музыке, бубну) дети двигаются по залу. Как только инструктор называет: «Раз, два, три – свой цвет найди!», - дети встают на секторы, соответствующие цвету ленточки (флажка). Инструктор отмечает самых быстрых и внимательных.
«Найди цифру» (старший возраст)
Цель:закреплять счет в пределах десяти, развивать зрительную память.
Описание игры:
Вариант №1.
Парашют расположен на полу. По команде инструктора дети прыгают, бегают, ходят по залу. Затем инструктор называет цифру от одного до десяти. Дети должны встать на названный сектор. Инструктор отмечает детей, кто ни разу не ошибся.
Вариант № 2.
В начале игры инструктор «раздает» детям цифры. По сигналу инструктора, дети двигаются по залу. Инструктор называет цифру, и чья цифра названа, тот быстро встает на свой сектор. Могут называться несколько цифр сразу. А одинаковую цифру могут иметь несколько детей одновременно.
Игры со словами
Дети любят повторять движения за взрослыми. Взрослый сопровождает чтение стихотворения подходящими по смыслу движениями, а детишки повторяют слова и движения за взрослым. Инструктор должен знать слова наизусть.
Цель:
- развитие музыкального слуха, согласованности движений со словами стихотворения;
-развитие памяти и внимания;
- развитие слухового восприятия;
- развитие произвольности, двигательного творчества.
«Три медведя»
3 медведя шли домой (дети идут с парашютом по кругу)
Папа был большой, большой (парашют поднят вверх)
Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди)
А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил (парашют ритмично поднимают и опускают)
Дзинь – дзинь!
«Весна»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло (идут по кругу, несут парашют)
Побежал в саду ручей (бегут по кругу, держа парашют)
Прилетело сто грачей (поднимание, опускание парашюта)
А сугробы тают, тают (медленное приседание)
А веточки подрастают (подняться вверх парашют)
Развитие музыкального слуха и ритмических движений
«Поезд»
Цель: развитие умения сочетать движения со словами и музыкой.
Летит поезд во весь дух! Дети, держась за парашют левой рукой, на коленях двигаются по кругу, правой рукой делают круговые вращательные движения.
Ух-ух, ух-ух! Поднимают парашют вверх, затем опускают.
Загудел тепловоз: «у-у!» Повторяют движения.
Домой деток повёз. Те же движения, только в другую сторону,
«Ду - ду-ду! Ду-ду-ду! поменяв руки.
Я всех мигом довезу!»
Ножки и ладошки
Цель: обучать выполнять движения в соответствии со словами песенки.
Описание игры.
Игры с использованием УМК
Цель:
-развитие памяти и внимания; - развитие слухового восприятия;
- закрепление татарских слов.
-Иснмесез, балалар! Мы сегодня с вами отправимся в лес. Нас в лесу ждут чудеса! Ребята,слышите звуки? Это ветер дует. Ветер дует раз,два,три. «Лесная фигура замри»! Дети изображают фигуры. Инструктор:
- Син кем? (раздает соответствующие маски)
Стоит в лесу теремок, Дует легкий ветерок, Вы зверюшки приходите, Место в домике займите. (зверюшки занимают свой домик на парашюте)
«Игра с цветами»
Бре, нинди тс? Куян, нинди тс? Керпе, нинди тс? Тлке, нинди тс? Аю, нинди тс? Тычкан, нинди тс?
Аю,нич й? (1-10)
–А давайте прокатимся на карусели.
«Игра карусель» Напоминаю правила игры: зову кого-то из вас, даете команду. После выполнения команды спрашиваете,что он делает.
лл-л-лл-л, Карусельлр йлн. Башта крен барабыз, Аннан йгереп алабыз.
Куян, бре, кил монда. Сикер!
Спросите что куян делает?
Дети: -куян,син нишлисе? –мин сикерм.
Команды:
Сикер!Уйна!Бие!ырла!Йокла!
Нам пора в детский сад. Возвращаемся! Вправо-влево повернись и в ребяток превратись.
ВЫВОД
Реализация нетрадиционного оборудования "Волшебный парашют" вносит эффект новизны, что позволяет разнообразить физические занятия и шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование парашюта повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. В результате использования дидактического пособия «Волшебный парашют» у дошкольников хорошо развивается координация движений, повышается двигательная активность, эмоциональный настрой. Дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес к физкультурным занятиям; дошкольники показывают высокие результаты по основным видам движения (бег, прыжки, бросание, ползание, ловля, развивается фантазия; дети применяют полученный двигательный опыт в самостоятельной игровой деятельности. Применяя нетрадиционное оборудование парашют на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой. Таким образом, игровое пособие «Волшебный парашют» не только развлекает, но и всесторонне развивает.