Болотокова Светлана
Методическая разработка «Наполнение речевых центров в дошкольных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой центр младшей группы
I. Развитие неречевых процессов :
1. Моторная сфера.
- картотека игр по лексическим темам.
развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- сухой бассейн;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
Темочки:
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
- мордашки героев мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «варежки-язычки»;
2. Речевое дыхание.
игрушки-тренажё ры для развития воздушной струи:
- султанчики;
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- чей жучок быстрее;
- плоскостные игры с «летающими» элементами;
3. Просодическая сторона речи.
игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки» :
цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание: посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая - слабо. ;
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
игры на развитие речевого слуха :
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи.
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные картинки по лексическим темам.
Речевой центр средней группы
I. Развитие неречевых процессов
1. Моторная сфера.
развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- мордашки героев мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «варежки-язычки»;
2. Речевое дыхание.
игрушки-тренажё ры для развития воздушной струи:
- султанчики;
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- чей жучок быстрее;
- плоскостные игры с «летающими» элементами;
3. Просодическая сторона речи.
игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки» :
цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание: посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая - слабо. ;
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
игры на развитие речевого слуха :
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)
- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т. п.
- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т. п.)
игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)
- «Шутки-минутки», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки», Загадки с договаривай словечко» и т. п.
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи.
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные картинки по лексическим темам.
- Картотека планов к составлению описательного
Речевой центр старшей группы
I. Развитие неречевых процессов :
1. Моторная сфера.
развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- сухой бассейн;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- мордашки героев мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «варежки-язычки»;
2. Речевое дыхание.
игрушки-тренажё ры для развития воздушной струи:
- султанчики;
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- чей жучок быстрее;
- плоскостные игры с «летающими» элементами;
3. Просодическая сторона речи.
игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки» :
цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание: посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая - слабо. ;
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
игры на развитие речевого слуха :
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)
- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т. п.
- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т. п.)
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи.
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные картинки по лексическим темам.
- Картотека планов к составлению описательного рассказа по лексическим темам.
III. Подготовка к обучению грамоте.
Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:
- Картотека букв;
- Символы звуков;
- Предметные картинки на все звуки.
- Трафареты букв;
- Разрезная азбука;
- Лента букв большого размера;
Речевой центр подготовительной группы
I. Развитие неречевых процессов
1. Моторная сфера.
развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- сухой бассейн;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- мордашки героев мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «варежки-язычки»;
2. Речевое дыхание.
игрушки-тренажё ры для развития воздушной струи:
- султанчики;
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- чей жучок быстрее;
- плоскостные игры с «летающими» элементами;
3. Просодическая сторона речи.
игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки» :
цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание: посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая - слабо. ;
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
игры на развитие речевого слуха :
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)
- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т. п.
- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т. п.)
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи.
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные картинки по лексическим темам.
- Картотека планов к составлению описательного рассказа по лексическим темам.
III. Подготовка к обучению грамоте.
Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:
- Картотека букв;
- Символы звуков;
- Предметные картинки на все звуки.
- Трафареты букв;
- Разрезная азбука;
- Лента букв большого размера