Елена Шилова
Методическая разработка «Семейные театрализованные гостиные как эффективная форма сотрудничества в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
"СЕМЕЙНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА В ДЕТСКОМ САДУ"
Шилова Е. В., воспитатель,
МДОБУ центр развития ребенка-детский сад № 86
ФГОС ДО ориентирует нас на позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности. Такого результата сложно добиться без родителей - именно открытость друг другу, взаимодействие по принципам сотрудничества и содействия является фундаментом для создания благоприятных условий.
Публикация «Методическая разработка „Семейные театрализованные гостиные как эффективная форма сотрудничества в детском саду“» размещена в разделах
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Между тем, практика показывает, что в дошкольных образовательных организациях зачастую используются стандартные формы работы : родительские собрания, консультации, Дни открытых дверей, которые не позволяют выстраивать плодотворное сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Поэтому педагогу важно проявить инициативу и определить наиболее продуктивный способ вовлечения родителей в жизнь группы: выявить запросы родителей, оценить степень заинтересованности детским садом.
Организацией гостиных я занимаюсь не первый год. В сентябре к выбору темы гостиной на предстоящий учебный год я привлекаю детей и родителей.
Родителям предлагаются «Доски выбора». На досках размещается информация о возможных темах семейных гостиных, о том, какие виды деятельности будут способствовать реализации гостиной, какие вопросы развития детей будут решаться. Такая доска размещается в раздевальной комнате.
Чтобы дети смогли так же принять участие в выборе темы я использую технологию «Детский совет», которая предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок участвует в процессе обсуждения и выражает свое мнение. Итогом становится детская «Доска выбора» со схематичными изображениями различных видов деятельности. Каждый ребенок выбирает тот вид деятельности, которым им наиболее интересно было бы заниматься вместе с родителями на семейных гостиных.
Так происходят поддержка детской инициативы, дети учатся делать осознанный ответственный выбор, развивается умение договариваться о совместной деятельности. Таким образом, в старшей группе нами было выбрано направление театрализованной деятельности. Театр был и остаётся действенным помощником в развитии и воспитании детей. Данное направление всегда актуально для детей дошкольного возраста и именно реализация его совместно с родителями дает высокий результат.
Очень важно при организации таких гостиных понимать, что родители выступают в роли партнеров детей, а не как зрители или художники-оформители. Все делается вместе и в стенах детского сада.
Каждая гостиная посвящается определенной теме.
Первая гостиная была посвящена знакомству с миром театра, созданию доброжелательной атмосферы сотрудничества. Дети приобщаются к театральной культуре, т. e. знакомятся с назначением театра, историей его возникновения, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада, опера, балет и т. д.).
Проводились гостиные, направленные на пополнение театрально-игровых атрибутов для игр-драматизаций, инсценировок; все вместе мы изготавливали элементы костюмов, маски, а также простейшие декорации. Например, на гостиной «Виды театра» родители и дети участвовали в викторине, изготовили театр игрушек «Живые скорлупки» и конусные игрушки.
Гостиная «Я-актер» посвящена совершенствованию исполнительских умений. Участвуя в эмоциональных играх, дети и родители самостоятельно находили способы образной выразительности, учились азам актерства – эмпатии, мимике, жестикуляции, интонации, развивали чувство партнерства.
Заключительный цикл гостиных «Играем сказку» был посвящены импровизациям по сказкам народов России и ближнего зарубежья. Дети совместно с родителями разыгрывают сказки. При этом используются различные виды театрализованной игры : разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры – инсценировки, сказки, спектакли, а также различные виды театра : настольный, на ширме, на фланелеграфе. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей детей, временным ограничениям, так как такая инсценировка должна проходить динамично и укладываться в рамки одной гостиной.
Итогом реализации семейной гостиной становится детско-родительский спектакль, который мы презентуем другим группам детского сада. Постановка спектакля начинается с выбора произведения. Прежде всего, я выбираю только тот материал, который нравится и детям, и мне, и родителям, а затем разрабатывается оригинальный сценарий, содержащий богатый драматургический материал. При работе над спектаклем анализируется каждое событие, выясняется, в чем его смысл, в каком месте, и в какое время оно происходит. Вместе с детьми и родителями анализируется характер каждого персонажа, а репетиция строится как творческая игра, где у каждого есть своя конкретная роль. Детям и родителям дается возможность проявить инициативу, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенку дается возможность самостоятельно выбирать для своего персонажа выразительные средства. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.
Наиболее любимым жанром спектакля в нашей группе является мюзикл, где основа действия строится не только на тексте, но и на музыкальном материале – песенном и пластическом. Само представление для детей не должно быть слишком продолжительным (не более 30 минут). Чтобы спектакль соответствовал этому необходимому требованию, учитываются два момента: разработка сценария (объем материала, а также темпоритм самого спектакля, который во многом определяется подбором и исполнением музыкального и поэтического материала. Работа над спектаклем объединяет детско-родительский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.
Практика проведенных гостиных позволила привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе, преодолеть традиционный подход к общению друг с другом. Изготовление декораций, сценических костюмов, атрибутов для игр, масок, кукол – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагога. Совместные творческие встречи позволили родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и талант. А главное помогли перевести родителей от «проживания рядом с детьми» к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости.