Ольга Бажаева
Методическая разработка «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день одной из главных и значимых задач является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Что, в свою очередь, регламентируется разными нормативно-правовыми документами, призванными помочь достичь определенных результатов стабильности в образовательных учреждениях, а также качественного улучшения здоровья детей дошкольного возраста.
Главные задачи современных детских садов, как воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация правильного образовательного и воспитательного процесса, использование доступных каждому дошкольному учреждению средств охраны здоровья и развития дошкольника. Качественное образование может быть достигнуто только лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания, полученные педагогами, по сохранению и развитию здоровья, являются важной составляющей профессиональной компетенции современного воспитателя.
Публикация «Методическая разработка „Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Воспитатель должен обладать таким широким запасов здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, обеспечивающие достижение успеха каждым конкретным ребенком. Разнообразные факторы непосредственно влияют на здоровье дошкольников: учебная нагрузка, качество дидактических материалов, организация физического воспитания, организация двигательной активности и проч.
В данной работе раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения воспитанников в дошкольных учреждениях. В данной работе представлены конспект образовательной деятельности, направленная на формирование любви к спорту у детей, консультация для родителей в формате «круглого стола». В этом случае родители (законные представители) воспитанников ДОО становятся непосредственными участниками образовательной деятельности. При необходимости с ними проводится предварительная работа. Непосредственное участие родителей в жизни детей способствует укреплению детско-родительских отношений, развивает интерес и формирует привычку здорового образа жизни в семье.
Цель реализации методической разработки – соблюдение принципов здоровьесбережения позволит в будущем решить многие проблемы, связанные со здоровьем воспитанников.
Ожидаемые конечные результаты: формирование основ здорового образа жизни детей в кооперации с родителями, рост уровня физического развития, повышение приоритета здорового образа жизни, повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни, повышение уровня самостоятельности и активности дошкольников в двигательной деятельности, повышение заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, а также поддержка родителями деятельности ДОУ по воспитанию здоровых детей.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей воспитанников.
Помимо привлечения детей к здоровому образу жизни путем упражнений, двигательной активности и проч., необходимо проводить беседы, занятия по познавательному развитию, раскрывающие детям важность здорового образа жизни в доступной игровой форме.
Пример беседы с детьми на тему: «Что такое спорт?»
Цель:
Знакомство с понятием - спорт.
Задачи:
1. Познакомить детей со значением спорта в жизни человека.
2. Сформировать положительное отношение к спорту.
3. Воспитывать интерес к занятиям спортом.
Интеграция: Физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование: Мишка-олимпиец, иллюстрации о спорте.
Ход беседы:
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это Мишка-олимпиец. Здравствуй, Мишенька.»
Миша-олимпиец: «Доброе утро, ребята. Я к вам прибежал с тренировки. Хочу у вас спросить, знаете ли вы что такое спорт и для чего он нам нужен?»
(ответы детей)
Воспитатель: "Ребята, физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет. Физкультурой может заниматься и маленький, и старенький, и больной. А спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать сильными?»
(ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, надо каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на открытом воздухе или при открытой форточке. А какими бывают дети, которые не любят делать зарядку?»
(ответы детей)
Воспитатель: «Они слабые, часто болеют, грустные, много у них в жизни не получается. Покажите, какие это дети»
Дети показывают пантомиму.
Воспитатель: «Вы хотите стать такими?»
Дети: «Не хотим!»
Воспитатель проводит с детьми физкультминутку.
Воспитатель: «Давайте сделаем зарядку и укрепим свои мышцы.»
Мы на плечи руки ставим
Начинаем их вращать,
Так осанку мы исправим
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки ставим перед грудью
В стороны разводим
Мы зарядку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим,
Мы меняем их местами
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте!
Воспитатель: «Существуют разные виды спорта. Каждый спортсмен ежедневно тренируется, чтобы добиться наивысших результатов. Спортом можно и нужно заниматься с детства.»
Миша-олимпиец: «Я когда был маленький, с мамой и папой катался на лыжах. Мне очень нравится лыжный спорт, и поэтому родителя отдали меня в школу «Лыжная подготовка». Я очень много тренируюсь, уже ездил на соревнования и занял первое место. Занимаясь спортом, ты становишься сильным, ловким, целеустремленным и укрепляешь свое здоровье. Мне очень нравится одно стихотворение о спорте, послушайте:
Спорт не любит ленивых,
Тех, кто быстро сдается.
Ненадежных, трусливых.
Он над ними смеется.
Благосклонен он очень
К тем, кто духом силен.
И победы дарует
Лишь выносливым он!»
Рассматривание дидактических картинок по теме: «Спорт».
- «А кто-нибудь из вас ходит на секции? Расскажите»
(ответы детей).
- «Каким бы видом спорта вы хотели заниматься?»
Воспитатель: «Спасибо тебе Миша за твой рассказ. Теперь дети знают, что такое спорт. Приходи к нам еще, мы будем тебя ждать.»
Помимо формирования любви к спорту у детей не менее важно проводить консультации для родителей о роли спорта, здорового образа жизни, о важности и необходимости совместных занятий спортом со своими детьми. Для достижения этих целей можно проводить «круглые столы».
Круглый стол с родителями на тему «Как приобщить детей к здоровому образу жизни»
Цель: ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника.
Задачи: познакомить родителей с факторами, которые способны резко повлиять на здоровье детей, сформировать у родителей ответственность за здоровье своего ребенка, мотивировать на здоровый образ жизни.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Оборудование: цветок из бумаги для игры
Правила работы: создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогом, взаимопомощь, повышение активности в обсуждениях и выступлениях по проблеме.
Ход педагогического мероприятия:
Воспитатель: «Добрый вечер, уважаемые родители. Скажите мне пожалуйста, вы когда–нибудь задумывались о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (ответы). Полностью согласна, потому что здоровье человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда начинаем его терять. Поэтому, я хочу сегодня вместе с вами вывести так называемую формулу здоровья, которая нам поможет это самое здоровье укрепить и сохранить. Итак, начнем. Темой нашего круглого стола сегодня будет «Как приобщить детей к здоровому образу жизни?». А вы знаете, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями формирования в детском возрасте. Именно в раннем возрасте следует приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Поэтому здоровый образ жизни у детей необходимо формировать именно в детском возрасте. Ответьте мне на вопрос Какие аспекты формирования ЗОЖ у детей вы знаете? (ответы родителей). Сегодня я хочу вам предложить одну очень интересную игру, которая называется «Цветик – семицветик». Все мы в детстве смотрели этот мультик. Так вот, цель нашей игры состоит в следующем, вы отрываете один лепесток, на котором написаны некоторые аспекты, которые нужны нам для того, чтобы быть здоровым. Итак, начнем:
Первый лепесток- режим дня.
В детском саду режим дня соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности детского учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, физически развитым и крепким, имел хороший аппетит, полноценный, здоровый сон, нужно обязательно придерживаться режима дня. Он является важнейшим условием правильного воспитания дошкольников. Это рациональное использование и четкое чередование сна, приема пищи, отдыха, различных видов деятельности в течении целого дня. Ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма. Ответьте на вопрос соблюдаете ли вы режим дня дома? (ответы родителей).
Второй лепесток - культурно – гигиенические навыки.
Наши дети подрастают и еще не всегда понимают, зачем надо мыть руки или умываться. Часто дети подражают взрослым и охотно повторяют все за мамой и папой. Нужно просто и понятно объяснить ребенку, почему не стоит ходить грязным. Для вашего ребенка вы должны быть положительным примером. Необходимо просто рассказать ему о том, что мыть руки полезно. Сделать для ребенка место для умывания удобным - поставить табуретку, чтобы ребенок сам мог дотянуться до крана, повесить яркое полотенце, до которого он тоже может сам достать, использовать детское мыло в виде забавных зверюшек с приятным ароматом. Все действия нужно объяснять, лучше в игровой форме, проговаривая стишки.
Может быть у вас есть свои примеры как объяснить ребенку? Чем можете с нами поделиться? Какие приемы используете вы со своими детьми? (ответы родителей).
Третий лепесток – утренняя гимнастика.
Обязательно проводите с детьми утреннюю гимнастику, подвижные игры. Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться в одно и тоже время, не более 5 минут. Тогда ребенок, приходя в сад после выходных или отпуска, не будет испытывать боль в мыщцах. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма ребенка. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения, разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте. Когда происходит формирование изгибов позвоночника. Чтобы ребенку было интересно, проводите все в игровой форме. Как вы считаете, почему гимнастика необходима не только ребенку, но и взрослому? (ответы родителей).
Четвертый лепесток – закаливание.
Самое главное, закаливание нужно проводить с учетом возрастных особенностей, одевать ребенка по сезону, не кутать, не переохлаждать, ходить босяком, по ребристой доске, по камушкам, по массажным дорожкам, – профилактика плоскостопия, полоскать горло травами, есть чеснок, лук, обязательно проветривать помещение, прогулки на свежем воздухе, много играть с ребенком на улице. Какие вы закаливающие процедуры считаете наиболее необходимыми? (ответы родителей).
Пятый лепесток – культура правильного питания.
Обыграйте с детьми ситуации, в которые дети должны хорошо усвоить некоторые правила: не есть и не пить на улице, мыть руки перед едой с мылом, вернувшись с улицы; после туалета. Есть только мытые овощи и фрукты. Когда чихаешь или кашляешь – закрывать рот и нос платочком. Есть только из чистой посулы. Соблюдайте режим питания. Расскажите детям, что в овощах и фруктах много витаминов, также расскажите в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.
- Как вы считаете, удается ли вам соблюдать культуру питания, режим в вашей семье? (ответы родителей).
Шестой лепесток - привлечение к сотрудничеству родителей в формировании здорового образа жизни у детей.
Учите с детьми правила поведения на дороге, на проезжей части и тротуаре. Ваши дети будущие школьники. Основы безопасности, заложенные в раннем детстве, и ваш пример поведения на дороге, послужат положительным примером. Какие мероприятия проводит ваша семья для формирования ЗОЖ? (ответы родителей). И у нас остался последний, седьмой лепесток - научите своих детей основам и правилам безопасности в быту. Электричество, это опасно, острые и режущие предметы трогать нельзя. Глаза надо беречь. Учите самостоятельному уходу за своим телом.
Воспитатель: «Дорогие родители, мало только говорить о значимости здоровья. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательные многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье.
Спасибо за внимание. Будьте здоровы. До свидания.»