Оксана Собко
Формирование функциональной грамотности на уроке русского языка и литературы в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблему повышения читательской грамотности помогут решить различные приёмы и методы работы с текстами на уроках русского языка, литературы, родной литературы и во внеурочной деятельности. Целью создания подобных методических разработок является повышение уровня читательской грамотности обучающегося 5-11 классов, способного самостоятельно решать образовательные задачи, а также задачи социализации в обществе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Публикация «Формирование функциональной грамотности на уроке русского языка и литературы в 6 классе» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
• научить осознанно, правильно, выразительно читать;
• формировать умение извлекать из текста необходимую, интересную, полезную информацию;
• сформировать систему эффективных приёмов формирования читательской грамотности;
• адаптировать данную систему к современным задачам и новым образовательным условиям;
• внедрить приёмы и методы работы с текстом в педагогическую практику;
• мотивировать обучающихся к овладению смысловым чтением, к потребности в приобретении новых знаний, необходимых в различных сферах человеческой деятельности.
В своей профессиональной деятельности использую активные и интерактивные методы обучения, когда взаимодействие происходит не только между учителем и учеником, но и учеников друг с другом. Очень важно осознавать, что задача учителя – не преподносить знания школьникам в готовом виде, а создавать условия для их самостоятельного добывания. Как гласит русская пословица : «Давать не рыбу, а удочку». Поэтому очень важно выбрать правильные технологии и приёмы работы с текстом. Уже на протяжении многих лет в своей практике использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо и информационно- коммуникативные технологии. Они способствуют формированию основных читательских действий, помогают активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учат самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.
Выбор методов обучения зависит от большого количества условий: от целей и задач работы, уровня подготовки школьников и их возрастных особенностей, количества часов, отведённых образовательной программой на изучение данной темы. Каждый метод содержит набор приёмов, способствующий более продуктивной реализации этого метода на практике.
Приведу примеры использования различных приемов работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Рассмотрим комплекс заданий по формированию функциональной грамотности на уроке литературы по теме» «Уроки французского» В. Распутина.
1. Приём «Письмо с дырками».
Прочитайте приведенные отрывки из рассказа, в каждом из них пропущено слово. Догадайтесь, какое слово пропущено и запишите его под тем же номером, что и у отрывка.
1. «Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у мен
я здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме …., у меня держались пятерки.»
2. «Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за …. : писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя.»
3. «Больше на меня не обращали внимания, я отошел в сторонку и стал наблюдать. Играли не все – то шестеро, то семеро, остальные только глазели, болея в основном за … Хозяйничал здесь он, это я понял сразу.»
4. «Из нашего класса на полянку иногда набегал …., суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает, не знает – все равно тянет. Вызовут – молчит.»
5. «Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку, обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью, прибавляла мне силы и смиряла голод.»
6. «Я и сам удивлялся своей …., мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед?»
7. «Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву …., интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно.»
8. «Я остолбенел от такого …. Он что – совсем не ничего не понимает или он это нарочно? За игру на деньги у нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и загудело: пропал, теперь пропал. Ну, Тишкин. Вот Тишкин так Тишкин. Обрадовал. Внес ясность – нечего сказать.»
9. «Это правда, что ты играешь на деньги? – сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только …., и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было.»
10. «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в …. марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.»
11. «Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птах и как смогу держать себя я. Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль – уже не на молоко, а на … Других путей раздобыть его я не знал.»
12. «Теперь я был ученый и понимал, что это такое – доброта Вадика. Ему, видно, надоела скучная, неинтересная игра, поэтому, чтобы пощекотать себе нервы и почувствовать вкус настоящей игры, он и решил допустить в нее меня. Но как только я затрону его …., мне опять не поздоровится. Он найдет, к чему придраться, рядом с ним Птаха.»
2. Приём «Мозговой штурм». Этот приём можно использовать на этапе «Актуализации полученных знаний».
1. Какова роль авторского вступления: «странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после»?
2. Каков смысл названия рассказа?
3. Почему в рассказе нет имени повествователя? Что достигает таким приемом автор?
4. Какова роль авторского вступления: «странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после»?
5. Каков смысл названия рассказа?
6. Почему в рассказе нет имени повествователя? Чего достигает таким приемом автор?
3. Работа с вопросником».
1 вариант заданий.
Задание: рассмотрите иллюстрацию и, используя полученные на уроках знания, ответьте на вопросы.
1. Что побудило Лидию Михайловну отправить посылку главному герою?
___
2. Какие чувства испытал главный герой, получив данную посылку?
___
3. Как характеризует данный поступок Лидию Михайловну?
___
обучающийся
- называет причину, побудившую Лидию Михайловну отправить посылку;
- описывает чувства главного героя;
- даёт характеристику поступку Лидии Михайловны.
2 - ой вариант заданий:
Задание: прочтите отрывок из произведения и найдите цитату, которая несёт глубокий смысл, ответьте на вопросы.
– Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одё ргивать себя: то нельзя, это нельзя, – Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстранено смотрела в окно. – Иной раз полезно забыть, что ты учительница, – не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. – Она встряхнулась и сразу повеселела. – А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь ещё часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала…
Цитата ___
___
Какую важную проблему затрагивает данная цитата? ___
___
Согласны ли вы с данной цитатой? ДА / НЕТ
Аргумент ___
___
Обучающийся
- находит цитату, которая несёт глубокий смысл;
- называют основную проблему, затрагиваемую в цитате;
- указывает свою позицию;
- приводит аргумент.
4. Приём «Таблица». Данный приём мы можем использовать в качестве домашнего задания, а так же на этапе «рефлексии учебной деятельности».
Задание: заполните диаграмму «Содержание литературного произведения «Уроки французского» В. Г. Распутина».
Обучающиеся:
- называет тему произведения;
- называет основную идею произведения;
- указывает основную проблематику.
5. Приём «Двойной кластер «Образ Лидии Михайловны», «Образ современного учителя - наставника».
Домашнее задание: составить двойной кластер «Образ Лидии Михайловны»/ «Образ современного учителя - наставника».
После дискуссии на уроке ученикам предлагается творческое задание – групповой проект «Создание иллюстрированного альбома «Учитель, перед именем твоим…»
Работы учеников
В качестве домашнего задания можно использовать и другой приём.
6. «Написания творческих работ».
Задание: написать письмо Лидии Михайловне от лица мальчика.
7. Приём «Создание викторины». Этот приём можно использовать на этапе «Рефлексии».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Комплекс заданий к уроку русского языка в 6 классе. Р/р.
Тема «Описание природы».
Читательские действия
Поиск и извлечение информации
Этапы урока
Вызов
Приём
Ассоциации
Задание
Напишите, какие ассоциации возникают у вас со словом «природа».
Просмотрите учебный ролик (урок 52 на resh.edu.ru) и запишите, что включает в себя описание природы.
Прочитайте определение «пейзажа» в учебнике (стр. 8) и сравните со своими записями.
Читательские действия
Осмысление и оценивание формы и содержания текста
Этапы урока
Осмысление
Приём
Чтение в паре
Задание
Прочитайте и озаглавьте тексты упр. 371, 372, 373.
Обсудите, какие средства выразительности использованы в текстах для описания природы.
Читательские действия
Использование информации из текста
Этапы урока
Рефлексия
Приём
Письмо
Задание
Опишите, что вы видите из окна своего дома утром (вечером, днём,
ночью). Постарайтесь использовать языковые средства, которые встретились в прочитанных текстах.
Приём.
Задание:
Кластер
Просмотрите учебный ролик (урок 86 на resh.edu.ru) и составьте кластер
«Глагол»