Татьяна Холбекова
Консультация «Как научить ребенка запоминать цвета» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52»
Методическая разработка (младшая группа) на тему
«Как научить ребенка запоминать цвета».
Воспитатель: Т. Н. Холбекова
Полысаевский городской округ, 2020
Ни для кого не секрет, что каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными. В число этих вопросов входит и такой вопрос: «Как научить ребенка различать цвета?». Этим вопросом задаются не только мамы крох, но и мамы трехлеток. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются родителями и педагогами уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка запоминать цвета“ в младшей группе» размещена в разделах
Когда ребенок начинает различать цвета? Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение 3 – 4 месяца жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте говорить, конечно, рано. Умение находить определенный цвет среди остальных, а уж тем более называть цвета появляется у детей значительно позже, примерно к полутора годам. А вот точные сроки зависят от того, насколько много вы будете уделять внимания по изучению цветов с ребенком. Только нужно запомнить, что «учить цвета» - это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка. «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т. п. Ребенок, я думаю, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний. Это скучно и неинтересно. Гораздо интереснее для детей играть! И чем ярче и интереснее для детей будут игры, тем быстрее и с удовольствием он запомнит яркий мир цветов и оттенков.
Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрение крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов : «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко – синее. Давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: «Смотри, вот кубик красного цвета. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная». Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит прыгать по синей дорожке, а собачка бегать– по белой», строить гаражи для машин и домики для кукол.
Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции. Не зря ведь говориться: человек запомнит не то, что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится.
Побуждайте ребенка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой – пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце.
Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик. Он красный» и т. п.
Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом. Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим). Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.
Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный, и более. Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. Их мы сейчас и рассмотрим.
Неформальное обучение. Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати, количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две — молодец!
Творческий подход. На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином.
Использование игрушек. В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов : пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.
Интерактивные книги. Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру.
Сюжетные игры. Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два зайчика разных цветов и сделайте для них домики таких же цветов. Посадите зайчат в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг появляется лиса. Зайчата очень испугались лису. Их срочно нужно спрятать от лисы!
Скажите ребёнку, что каждый из зайчиков хочет спрятаться в свой домик от лисы. Суть такой игры – вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета. Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален.
Очень здорово с ребенком устраивать так называемые «Цветные дни». Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня ребенок часто «наталкивается» на один и тот же цвет регулярно слышит его и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные овощи и фрукты. На прогулке обращать внимание на машины нужного цвета, одежду детей. Во время спокойных игр можно рассмотреть книгу или карточки с картинками нужного цвета.
Также не стоит забывать о традиционных играх, проверена эффективность которых временем.
«Найди цвет». На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора.
«Разложи по цветам». Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной.
«Путаница». Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит.
«Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» — при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову.
«Найди лишний». Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других.
«Веселые бусы». Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу.
«Разложи шары правильно». Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки. Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.
Если что-то идёт не так. Некоторые родители и педагоги, видя, что ребёнок упорно продолжает путать цвета, могут делать ошибочные выводы в отношении умственных способностей малыша. Если с подобной ситуацией столкнулись и вы, не спешите. У некоторых детей может быть банальная задержка раннего развития, но со временем все образуется и ребёнок догонит своих сверстников. Ещё одна причина, по которой детки могут не различать цвета — нарушение светочувствительности. Это когда у ребёнка нарушено восприятие каких-то отдельных цветов и оттенков. При этом часто бывает, что такие нарушения не диагностируются вообще, так как малыш научился различать цвета по яркости и контрасту. Бывает и так, что ребенок и в четыре года не просто путает цвета, а почти их не различает. Это может быть связано с самыми разными причинами, среди которых стоит выделить три основные: а) изучение цветов началось слишком поздно, малыш еще просто не освоил эти названия полностью и не может легко применять полученные от родителей знания на практике; б). своеобразный темп усвоения информации, который может быть связан с темпераментом ребенка, — вполне возможно, что он уже все отлично запомнил, просто пока сам не рискует делать те или иные утверждения о цветах предметов; в). проблемы со зрением, и в этом случае лучше всего лишний раз сходить на прием к врачу и услышать его рекомендации, нежели думать и гадать, что будет дальше. Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее. Каждый понимает, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и уметь их называть. Конечно, ребенок не может запомнить сразу все цветовое многообразие, но базовые цвета, такие как: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный он должен различать и знать.
Литература
1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по цвету. /Л. А. Венгер/ Дошкольное воспитание – 1972 - №9 – с. 11-12.
2. Приходько Е. Г. Зачем и как знакомить детей с цветом : Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов/ Е. Г. Приходько. - Краснодар, 1993-155с.
3. Павлова Л. И. «Игры и упражнения на развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет». Издательство ГНОМ, 2005 г.