Сулейменова Ольга Петровна
Мастер-класс «Воспитание любви к Родине, через любовь к природе родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка мастер-класса
«Воспитание любви к Родине, через любовь к природе родного края».
«Природа становится могучим
источником воспитания лишь тогда,
когда человек познает её.»
В. Сухомлинский
Публикация «Мастер-класс „Воспитание любви к Родине, через любовь к природе родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно на этом этапе закладываются основы личностной культуры, основы нравственного воспитания. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Детские впечатления о родной природе, запоминаются на всю жизнь и могут повлиять на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у детей тесно связано с представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач. Непосредственный контакт ребенка с объектами природы имеет очень большое значение. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных и, конечно же, чувственных, представлений о жизни растений и животных. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
Целью воспитания патриотизма является формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Начиная работу над темой «Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края», я поставила перед собой следующие задачи:
• Приобщать к культуре и традициям своего народа; воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
• Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
• Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории (в домах которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц).
Для реализации задач, мною были созданы следующие условия:
• знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями;
• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года;
• организация сезонного земледельческого труда в природе : посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;
• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года;
• тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Одним из важных условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Необходимо, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы стал неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Мною было отмечено, что детей больше интересует животный мир, чем растительный. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют их меньше. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников к растительному миру являются сказки, легенды, поговорки, пословицы, загадки, которые хорошо и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте, чувствуют принадлежность к культуре своего народа.
При проведении совместной деятельности с детьми были проведены:
- познавательные беседы «Мой край родной – Солнцевка», «Мы – друзья природы», «Природа – наш дом», «Берегите лес», «О чем рассказывает Красная книга». В ходе беседы у детей формируется убеждение о необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения красоты и богатств, воспитания любви к ней,
-прослушивание стихов о родном крае, песен,
- изготовление альбома «Природа моего края»,
- знакомство с флагом, гербом и гимном России, с гербом области и района, рассматривание географической карты Омской области, рассказы о достопримечательностях города Исилькуля и своего села, с красотой природы родного края,
- посещение исторического музея в немецком центре нашего села, целевые прогулки.
В группе оборудован уголок природы.
Разработаны конспекты НОД по экологическому воспитанию родного края.
Где дети познакомились с природоохранной работой региона, с редкими экземплярами растительного и животного мира наших мест. Совместно с родителями изготовлена «Красная книга», куда внесены рисунки животных и растений, которых надо охранять и оберегать.
Подобрана картотека наблюдений за природой по сезонам.
Занятия – наблюдения:
«Береза» Цель: расширить и систематизировать знания детей о березе.
«Знакомство с птицами, живущими на участке». Цель: формирование общих представлений о птицах.
Подобраны дидактические, экологические игры и сказки по экологии. («Четвертый лишний», «Кто, где живет?», «Назовите растение», «Что растет в родном краю?», «Где, что растет?», «Домашние и дикие животные», «Грибы» и т. д.)
Экологические сказки («Родник», «Дождевой червяк» и т. д.).
Влияние природы на детей огромно. Для более тесного и прямого общения детей с объектами природы, в нашем саду работает экологическая тропа. Где дети изучают объекты живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания. У воспитанников сформировалось осознанное и правильное взаимодействие с окружающим миром природы, воспитывалось эстетическое чувство, эмоциональная отзывчивость на красоту родного края.
Повседневное общение с природой, наблюдения за птицами и животными дали возможность изучать их привычки и повадки. Затем на основе этих наблюдений, нами были созданы рассказы и сказки, которые обобщали все ранее увиденное.
В книжном уголке размещены репродукции картин А. Саврасова, И. Левитана, Шишкина и других художников, отражающих красоту, разнообразие родной природы в разные времена года. В ознакомлении детей с природой родного края, большая роль отводится, художественной литературе, которая воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе.
В сказках, стихах, рассказах В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвина «Последние грибы», С. Есенина «Нивы сжаты», «Заколдован невидимкой», К. Ушинского «Почему опустел лес», И. Бунина «Первый снег», необыкновенно тонко раскрывается красота родной природы. Книги о природе помогают ребенку внимательнее присмотреться к окружающему его миру, учат правильно воспринимать его.
Кроме чтения литературы про природу с детьми проводились «часы доброты». («Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т. д.) Целью, которых, являлось развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь природу и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам.
Игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, а также источник их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми сюжетами, дети получают новые знания о природе, на основе чего происходит формирование осознанного, положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края периодически проводились экологические развлечения, которые создавали оптимальные условия для воспитания и обучения бережного отношения и любви к природе. На территории детского сада созданы цветники, разбит учебный огород. Это позволяет в естественных условиях знакомить детей с объектами и явлениями природы, способствовать формированию представлений о взаимосвязях в природе, развивает наблюдательность, интерес к ней, эстетические чувства, любовь, бережное отношение к родному краю.
Чтобы ответить на многие вопросы, интересующие детей, провожу экспериментальную работу. Для этой цели, при участии родителей, был оборудован уголок экспериментальной деятельности. В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательных задач. У детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, выказывать суждения, выдвигать гипотезы. Опыты ставятся на имеющихся у детей представлениях, которые они получают в процессе наблюдений и труда. Проводим опыты для ознакомления дошкольников со свойствами песка, глины, почвы, воздуха, воды, снега и т. д. для этих целей в уголке имеется все необходимое оборудование для работы.
В уголке экспериментирования создан музей мини воздуха. Целью которого, является привлечение внимания детей к экспериментированию.
В музее находится:
• Сказочный персонаж Карлсон, который поднимается и летает по воздуху с помощью пропеллера.
• Вертушки разной формы, изготовленные из разных материалов.
• Воздушные змеи с забавными рожицами.
• Коллекция перьев – повод для бесед с детьми о птице – «воздуха царице».
• Коллекция игрушечных самолетов и вертолетов.
Уголок экспериментирования продолжает пополняться и расширяться.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводилась в тесной связи с родителями. Разработаны консультации для родителей :
«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».
«Великий учитель – природа»
Консультации помогли родителям понять, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассмотрены нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др.
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что воспитание ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, помогают ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, для того чтобы, культура родного края могла войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.