Колюшенкова Ксения
Конспект мастер-класса «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса «Дидактические игры для формирования математических преставлений
у детей дошкольного возраста»
Новоуральский городской округ, 2024 г.
Тип мастер-класса: «Презентация опыта»
Литература:
«Миры детства: конструирование возможностей». Образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т. Н. Дороновой. М., 2015
Дигурова Т. М., Клёнова Н. В. «Как провести мастер-класс». Открытый урок: методики, сценарии и примеры, 2010
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2004
«Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе». Учебно – методическое пособие / Маврина И. В.
М. : МГППУ , 2003
Средства:
- визуальный ряд (раздаточный, демонстрационный материал): презентация; для фокус-групп: инструкции, парные изображения, «общая рамка», альбомные листы, изобразительные средства (карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы).
- мультимедийные средства: ноутбук, выход на платформу ZOOM.
Цель мастер-класса: транслирование опыта педагогической деятельности по реализации пошаговой системы, направленной на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических игр на основе организации интерактивного пространства для профессионального общения (на платформе ZOOM).
Этапы / Содержание мастер-класса Деятельность «педагога-мастера» Деятельность «педагогов-участников»
I этап – подготовительно-организационный: постановка целей и задач.
"- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
- Я рада приветствовать вас!
«Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна.»
- Сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике и в свободной деятельности.
- Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее правильно организовать. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известны высказывания: «Послушай – и ты узнаешь! Посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься».
Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
-Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
То есть мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит наша цель научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
-Сегодня, в рамках мастер-класса, я хотела бы поделиться собственным опытом реализации пошаговой системы, направленной на формирование математических преставлений
у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических игр»
" "- приветствие участников мастер-класса;
- вступительное слово;
- знакомит с представляемой педагогической системой, методикой которая легла в ее основу;
" "- проявляют активную позицию;
- встраиваются в диалог;
"
II этап – представление опыта педагогической деятельности: содержание, его основная часть: план действий, включающий пошагово реализацию обозначенной проблемы
"- Что такое сегодняшний мастер - класс? Плюсов много.
Плюс первый – это весело, интересно.
Плюс второй - возможность совместной деятельности.
Плюс третий - идет мощное развитие способностей по разным направлениям.
На мастер – классе вы получите информацию, приобретёте полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать себя в новом, интересном деле. А кто-то – может найти свое призвание или хобби.
- 1 шаг системы - «Выполни задание».
На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки"
Цель данного шага: развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого)
цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого,
фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. Вверх смотрит ладошка зеленого цвета в синим квадрате, если сделать три шага вправо и два вверх, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу. Молодцы! Хорошо поработали!
2 шаг системы – «Играем вместе».
Цель данного шага: Совместная игра
Условие: каждый из детей в паре выполняет задание
- Коллеги, я думаю, что вам интересно было бы узнать, как реализовывалась система на практике.
Для продолжения мастер-класса необходимо разделиться на пары. Выбрать игру.
- 3 шаг системы - «Мы – команда!».
Цель данного шага: командная игра (турниры, батлы, соревнования)
- Да, коллеги, вы знаете, как детям порой трудно договориться! Для решения данной проблемы была пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы пособиями, которые помогли воспитанникам бесконфликтно договориться о совместных действиях.
Так, в нашей группе появились: «Кубик выбора», «Ромашка дружбы», «Правила сотрудничества», альбомы мирилок, пословиц и поговорок о дружбе, «Книга правил дружбы».
В ходе совместной игр дети учатся планировать совместные действия, разрешать конфликтные ситуации без участия взрослого.
" "
- организует работу участников фокус-групп; вступает в диалог, обсуждает полученные результаты;
- представляет шаги совместной творческой деятельности
детей
" "
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участники фокус-группы погружаются в задание, изучают инструкцию, проявляют творческую активность;
- выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей;
-просматривают презентацию с параллельным участием, ощущением каждого этапа на себе;
"
III этап – Рефлексия деятельности: заключительное слово автора мастер-класса; обмен мнениями.
" - В заключении, хотелось бы отметить, что “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В процессе таких занятий особенно ярко проявляются индивидуальные способности каждого, возникают предпочтения, интерес к тем или иным математическим играм, совершенствуются различные формы сотрудничества.
Таким образом, пошаговая система, направленная на формирование математических преставлений посредством нетрадиционных дидактических игр позволяет перейти на качественный уровень продуктивного взаимодействия дошкольников, обогатить их опыт, сделать изучение математики более привлекательным и доступным.
-
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко,
И всегда интересно!
- Коллеги, поделитесь, пожалуйста, в чате своими впечатлениями: если мастер-класс был для вас актуальным, полезным, интересным, хотели бы использовать представленный опыт в своей профессиональной деятельности – поставьте улыбающийся смайлик, если мастер-класс показался неэффективным, непродуктивным – покажите скучающего смайлика.
- Буду рада ответить на вопросы! Спасибо!" "- организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
" "- овладевают способами деятельности;
- активизация самооценки и самоанализа деятельности на мастер-классе. "