люба кулик
Лэпбук «Мой любимый город Славянск-на-Кубани»
«…И с гордостью скажу родному
краю: «Люблю и знаю, знаю и люблю!
И тем сильней люблю, чем больше знаю!»
Ю. К. Ефремов
1. Пояснительная записка
Мой лэпбук посвящен к 100 -летию Славянского района и любимому городу Славянску –на- кубани.
Методическое пособие лэпбук «Мой любимый город Славянск-на -Кубани» содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Материал адресован воспитателям детского сада он может использоваться, как индивидуально, так и подгруппой детей в возрасте 3-6 лет, самостоятельно или совместно со взрослым. Так как интерес детей требует постоянно новых знаний, событий, поэтому пособие не статично, оно предполагает своё развитие.
Публикация «Лэпбук „Мой любимый город Славянск-на-Кубани“» размещена в разделах
Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов
проекта или тематической недели. Лэпбук - одна из интересных форм
организации материала. Потому, что рассматривая и выполняя различные
задания, дети получают много интересной и познавательной информации,
это отличный способ для повторения пройденного материала.
Цель: духовно-нравственное воспитание детей и приобщение к культурному наследию родного Краснодарского края.
Задачи:
1. Формировать чувство патриотизма и умение взаимодействовать со взрослыми и другими дошкольниками, разного возраста;
2. Формировать культуру речи детей и пополнять словарный запас нравственными понятиями, такими как: добро, милосердие, послушание, красота.
3. Развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы;
4. Пробуждать интерес к истории родного края и формировать потребность получать новые знания;
5. Прививать чувство художественного вкуса, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру;
6. Развивать желание видеть и чувствовать добрые и хорошие поступки, видеть красоту каждого поступка.
7. Формировать элементарные представления о способах выражения внутреннего душевного состояния человека.
Актуальность темы состоит в том, что в числе важнейших проблем стоят вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.
Лэпбук «Мой любимый город Славянск-на -Кубани» посвящен актуальной проблеме –воспитанию у детей дошкольного возраста духовно – нравственного
воспитания. Гражданско – патриотическое воспитание у детей, любови к своей малой родине необходимо начинать в дошкольном возрасте –важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. В настоящее время данной проблеме уделяется огромное внимание, потому что без знания ребенка прошлого нет будущего.
2. Основная часть
Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, это самодельная красочная интерактивная книга формата А4 состоящая из 10 ламинированных страниц, внутри которой находятся конвертики с различными заданиями, все картинки за ламинированы и на липучках, что позволяет детям самостоятельно отлепить, прикрепить нужную карточку в нужное место. В пособии представлены игры и упражнения.
Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их
воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все
сложнее полюбить свой дом, свою семью. Дети, начиная с дошкольного
возраста, испытывают дефицит о родном городе, станице, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно –патриотического воспитания.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
Лэпбук отвечает современным требованиям дошкольного образования к организации развивающей предметно- пространственной среды и обеспечивает:
-трансформируемость— лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
-полифункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
-вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
-насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
• целеполагание (выбор темы)
• разработка лэпбука (составление плана)
• выполнение (практическая часть)
• подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Реализация данного пособия сближает всех детей и воспитателя. У детей расширяется кругозор, совершенствуется мыслительная деятельность. Приносит воспитателю пополнение предметно-развивающей среды в виде серии эксклюзивных интерактивных папок о нравственно –патриотическом воспитании.
В результате реализации пособия подтвердилась гипотеза, что лэпбук –
это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по
определенной теме.
Материалы сборника актуальны и могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для нравственного воспитания дошкольников, в свободной деятельности, в образовательной деятельности, при организации работы с родительской общественностью, при обмене опытом с другими педагогами дошкольных образовательных организаций.
3. Ожидаемый результат
Работа с Лэпбуком «Мой любимый город Славянск-на -Кубани» позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей и родителей.
Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвращается к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
4. Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005.-256 с.
2. Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1990. – 176 с.
3. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.
4. Рапушняк В. Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.
5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
6. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.
Приложение 1
Лист: титульная сторона
На титульной стороне название лэпбука «Мой любимый город Славянск-на -Кубани»
Материал: формат А 4 за ламинирован
2 страница
1. Кармашек «Символика города Славянска –на Кубани»
Цель: Закрепить представление детей о гербе и флаге родного города.
Материалы: изображение герба, флага города Славянск-на –Кубани.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть герб и флаг, отметить отличительные особенности, составить описательные рассказы. Затем воспитатель предлагает собрать символы из пазлов.
2. Кармашек «Откуда пришло название города»
Цель: Формировать интерес детей к изучению истории города, познакомить с названием горда и объяснить почему он носит такое имя.
Материал: карточки с кратким описанием истории.
Содержание: воспитатель предлагает послушать рассказ «Откуда пришло название города».
3 страница
1. Кармашек «История названий улиц города»
Цель игры: развитие связной речи, внимание, память.
Материал: фотографии улиц с краткими комментариями.
Содержание: воспитатель предлагает рассмотреть фотографии, рассказывает, как называется эта улица и почему она носит такое название.
2. Кармашек «Стихи о родном городе»
Цель игры: воспитание патриотических чувств, гражданственности, любви к своей Родине, через чтение художественной литературы
Материал: карточки с фотографиями писателей и поэтов земляков (жители Славянского района, стихотворения.
Содержание: воспитатель предлагает детям выучить стихотворение (можно предложить родителям помочь выучить детям стихотворения и провести литературный вечер, посвященный родному городу).
4страница
1. Кармашек «Памятники и мемориалы»
Цель: воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Материал: фотографии памятников с комментариями.
Содержание: воспитатель показывает фотографии, дети определяют, какие памятные места они посещали с родителями.
2. Кармашек «Достопримечательности»
Цель: закрепить знания детей о зданиях и достопримечательностях родного города.
Материал: фотографии достопримечательностей с комментариями.
Содержание: Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.
Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое.
Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?’
(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос, например: «Что это за здание?»
— Экскурсовод (имя ребенка) сейчас об этом расскажет.
Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей, зданий родного города продолжает игру.
5 страница
1. Кармашек «Праздники и традиции города»
Цель: знакомить с праздниками и традициями нашего города, воспитывать патриотизм и любовь к родному городу.
Материал: фотографии праздников.
Содержание: Воспитатель задает вопрос о том какие в семье отмечают праздники и предлагает рассмотреть фотографии самых знаменательных событиях и датах, которые отмечает наш город на уровне исторической значимости для общества.
2. Кармашек «Загадки о профессиях»
Цель: закреплять знания детей о профессиях, формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с загадками.
Содержание: Воспитатель читает загадку о действиях человека
определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
Игра «Кто что делает?»
Задачи: формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
6 страница
1. Кармашек «Животный мир города и района»
Цель: закрепить знания детей о животных города и района. Прививать любовь к родному краю.
Материалы: картинки и иллюстрации с изображением животных, формирование умений согласовывать местоимения с существительными, способствовать пополнению и активизации словаря у детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Содержание: Воспитатель описывает животное, дети показывают соответствующую карточку.
2. Кармашек «Загадки про город»
Цель: знакомить дошкольников с социально значимыми объектами родного города, предметным окружением. Развивать и обогащать речь детей, внимание, воображение, логическое мышление; воспитывать сообразительность, находчивость, любознательность, интерес к окружающему миру.
Материал: карточки с загадками.
Содержание: Воспитатель читает загадки, ребёнок объясняет, почему он так считает.
7страница
1. Кармашек «Пернатые друзья»
Цель: закрепить знания детей о птицах города и района. Прививать любовь к родному краю.
Материалы: картинки и иллюстрации с изображением птиц, формирование умений согласовывать местоимения с существительными, способствовать пополнению и активизации словаря у детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Содержание: Воспитатель описывает птицу, дети показывают соответствующую карточку. Находят отличительные особенности, классифицируют на перелетных и оседлых птиц.
Игра «Животные и птицы»
Задачи: формировать умение классифицировать животный мир на группы «Животные» и «Птицы», развивать речь, логическое мышление, память.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кто-то перемешал все картинки «Животного мира» и обращается за помощью к ребятам. Дети классифицируют картинки «Животные» и «Птицы».
2. Кармашек «Собери город»
Цель: закрепление знаний о достопримечательностях города Славянска-на-Кубани.
Материал: изображения мест города, разрезанные на 4-6 фрагментов
Содержание: Фрагменты перемешиваются, дети собирают из них картинку.
8 страница
1. Кармашек «Было- стало»
Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Формировать любознательность, познавательный интерес, воспитывать уважение к прошлому и настоящему родного города.
Материалы: фото с прошлыми и настоящими достопримечательностями города Славянска –на-Кубани. Содержание: Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках. Ребенок рассказывает о данной достопримечательности и объясняет, почему ее выбрал.
9 страница
1. Кармашек «Раскраски»
Цель: развивает восприятие цвета, моторику рук, воображение.
Материал: карточки с изображениями города для раскрашивания, воспитатель периодически заменяет их на новые (после того как дети раскрасят предыдущие).