Яна Цветкова
Методическая разработка культурно-образовательной практики «Проект по экологическому воспитанию»
Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики
«Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
создание «макет дикие животные наших лесов»
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Обучения детей нужно превращать в игровой процесс, оставляя в их жизни яркий и глубокий след. Младшей группе детей интереснее активная деятельность. Идея в том, чтобы построить игру как способ образования. Играя, с малышами педагог развивает способности принимать решения самостоятельно и ориентироваться в окружающей среде. Детки развивают находчивость, смелость и ловкость. Игры в движении, помогают группе малышей лучше и быстрее познавать внешний мир.
Публикация «Методическая разработка культурно-образовательной практики „Проект по экологическому воспитанию“» размещена в разделах
Тема: Создание макета дикие животные нашего леса
Актуальность: Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность дикого животного мира.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Адресация проекта: Воспитателям, детям старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: Дети старшей группы 5-6 лет.
Цель проекта:
Формировать представления детей о животных наших лесов, их детёнышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1)Обогащать представления детей о диких животных.
2)Учить выделять характерные признаки представителей диких животных; правильно называть их детёнышей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1)Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
2)Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
3)Воспитывать стремление сохранять и оберегать животный мир наших лесов.
«Художественно - эстетическое развитие»:
1)закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах;
Образовательная область «Речевое развитие»:
1)Обогатить словарь за счёт имён существительных:
(дупло, берлога, логово, нора);
имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный);
глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
2) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
Сроки
реализации
Долгосрочный 1 год.
Ресурсы Мультимедийный комплекс, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, наборы мелких животных и их детёнышей, произведения детской художественной литературы, фотографии, иллюстрации.
Вид проекта Информационно-познавательный, педагогический.
Продукт проекта
Инсценировка сказки «Теремок». Создание коллажа «Животные леса».
Рефлексия Дети оценивают результат своей проделанной работы по сказке «Теремок».
Ожидаемые результаты
Сформировать устойчивый интерес к диким животным леса.
Сформировать интерес к собственному исполнению сказки.
Оформление коллажа.
Этапы работы:
1 этап. Подготовительная работа с детьми
2 этап. Продуктивная творческая деятельность детей
3 этап. Совместная деятельность с родителями
4 этап. Заключительный
1. Подготовительный этап
Цель: Развить детское воображение, расширить запас знаний и сведений о животных нашего леса, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-Расширение детского кругозора.
- создание иллюстрации на тему, «Лиса – Патрикеевна»
-Создание условий для формирования представлений о животных наших лесов.
-Создание условий для закрепления полученных знаний, воплощение их в игровую деятельность.
- Формировать умение принимать активное участие в создании макета леса «Дикие животные наших лесов»
-Обогащение и расширение представлений детей о животных.
2. Основной этап – исследовательский
Цель: учить детей отражать эмоциональное отношение ребёнка к животным нашего леса через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
Деятельность педагогов, деятельность родителей, деятельность детей
1. Чтение художественной литературы о животных и иллюстраций на тему «Дикие животные нашего леса».
- рассказы из пособия Т. А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»
Чтение русских народных сказок.
- «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов».
Создание предметно - развивающей среды для организации сюжетно-ролевых игр.
- «Зоопарк», «Зоомагазин».
Дидактические игры и упражнения:
- «Кто живёт в лесу?», «Кто, где живёт?», «Найди маму», «Кто, чем питается?», «Назови детёныша».
Подвести родителей к пониманию важности ознакомления детей с дикими животными нашего леса.
- Консультации для родителей «Роль диких животных в развитии ребёнка», на которых, подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации.
- Посещение родителями открытых занятий по окружающему миру.
- Домашнее задание на выходные дни: «Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём».
- Выставки совместного творчества родителей и детей.
Познакомить детей с жизнью животных в разное время года.
- Зимовье зверей
- Весеннее пополнение
- Пища летом
- Приготовление запасов осенью
Показ слайдов «Животные нашего леса»
Отгадывание загадок - по показу движения «Угадай животное».
Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме «Дикие животные»
Создание макета леса «дикие животные нашего леса»
Инсценировка сказки «Теремок»
Анализ апробации
.
В результате работы над проектом ребёнок приобрёл умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения. Участие в проекте «Дикие животные наших лесов» позволит расширить представления о жизни диких животных и их детёнышей, их образе жизни, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания, развивать связную речь, творческие способности ребёнка. Итак, я пришла к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые подвижные и дидактические игры. Детьми были получены системные знания о цветах. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!