Ирина Юрьевна Матова
Культурно-образовательный проект «Остановись, мгновенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность выбранной темы.
Фотография стали неотъемлемой частью жизни современных людей и детей, но, к сожалению, приобрела более утилитарный характер. Чаще всего, воспитывающие взрослые, не обращают внимания на художественную ценность фотографии. На ее потенциал, как особого языка искусства.
Данный проект предлагает посмотреть на работу с фотографией, как на возможность раскрытия личности ребенка, развития его эмоциональности, чувство прекрасного и способности через фотографию поделиться с другими своими переживаниям.
Публикация «Культурно-образовательный проект „Остановись, мгновенье“» размещена в разделах
В процессе работы у ребенка развивается познавательный интерес, любознательность, творческая активность, умение находить созидательные способы самовыражения. Происходит развитие эмоционального интеллекта.
- Фотография имеет весьма большое значение в формировании внутреннего мира ребенка
- Фотография учат не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, пристально наблюдать, сравнивать, видеть необычное в обычном: пар на асфальте после дождя; лист, упавший в лужу; тени от предметов и т. д.
-Фотография помогает в процессе развития детского мышления смешению эгоцентризма в сторону развития познавательного интереса и расширения представления о мире, формирования своего положительного отношения к нему.
-Профилактика селфизма
Идея: Делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду.
Анри Картье Брессон.
Фотография - это не столько фиксация внешнего мира, его отражение, сколько самовыражение, возможность поделиться пойманным мгновением с миром. Используя работы Акиты Утиямы, показать детям возможности фотографии, поделиться чудом и радостью, восхищением от грации полета прекрасных птиц-лебедей.
Цель культурно-образовательной практики :
– Помочь ребенку (пережить) увидеть фотографию, как особый язык, язык, говорящий на уровне эмоций.
Задачи практики:
Привлечь внимание ребенка к фотографии, как к способу рассказать другим то, что тебя заинтересовало.
Развивать умение воспринимать фотографию, осознавая ее идейно- художественный смысл.
Развивать умение наблюдать и замечать красоту окружающего мира и ее ценность.
Отражать посредством фотографии свое личное переживание к окружающему миру.
Развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать, видеть, что могло предшествовать мгновенью и что произойдет дальше.
Развивать социально-коммуникативные качества
Адресная группа,
Подготовительная группа (6-7 лет, родители.
Связь с образовательной программой ДОУ.
Проект проводится в рамках художественно-эстетической области развития детей, на занятии по изобразительной деятельности.
2.
Содержание культурно-образовательной практики.
Предварительной работы не требуется.
Проект состоит из трех частей:
-исследования фотоаппарата и рассматривание педагога с детьми фотографий
- пояснительное обращение к родителям с просьбой предоставить детям возможность самостоятельно сделать фотографию и собственное фотографирование детей того, что привлекло их внимание.
- работа с детскими фотографиями и рисование на занятии по изобразительной деятельности.
Первая и третья часть проводятся с максимальным количеством детей 15-16 человек. Вторая часть - дети выполняют задание самостоятельно, при поддержки родителей.
Ход практики.
I часть
1. Беседа: " Можно ли остановить время?"
Педагог заранее приготовил для рассматривания с детьми фотоаппарат (фотоаппарат может быть любой) Дети сидят так, как им удобно.
Педагог спрашивает мнение детей : "Можно ли остановить время?" Выслушивает и принимает все ответы.
2. Рассматривания фотоаппарата.
Мне кажется, у каждого есть дома вещь, которая помогает нам остановить время. Как вы думаете, что бы это могло быть?
После предположений детей показывает фотоаппарат.
Что это?
Возьмите его в руки и расскажите о нем:
Какой он?
Какие детали вам кажутся главными?
Кому он мог бы принадлежать?
Зачем люди фотографируют?
3. Рассматривание 2-х фотографий Акиры Утиямы из серии "Сияние жизни. "
Предлагаю посмотреть две необычные фотографии японского фотографа Акира Утиямы.
Так как в данной работе, для педагога важно, чтобы дети считали эмоциональное состояние фотографии, а не уходили в детали, то рассматривание происходит от общего к частному. Сначала, задается вопрос об общем впечатлении от фотографии, а потом, детей просят пояснить какие детали им позволили так сказать.
Вопросы к детям.
Первая группа вопрос: Что здесь происходит? Или что это для тебя? О чем это для тебя?
Вторая группа вопросов:
Что ты здесь увидел такого, что позволяет тебе так сказать?
Что привлекло фотографа, почему ему захотелось сфотографировать этих птиц? Как вы считаете? (Что вы думаете)
После того как дети высказались и если они стали интересоваться историей этих фотографий и личностью фотографа, можно сказать, что его дом в Японии находился недалеко от озера, куда прилетали на зимовку из России лебеди и наблюдая за ними, Акита Кутияма начал их фотографировать.
II часть
Для родителей размещается обращение с просьбой. Это может выглядеть примерно так:
Уважаемые родители! На занятии рисования, у нас возник интересный вопрос: " Можно ли остановить время?" Наши дети настоящие философы, их размышления были оригинальными, мудрыми, иногда даже неожиданными. Но все вместе, мы решили остановить мгновение с помощью фотоаппарата. Я познакомила ребят с необычными фотографиями Акиты Кутиямы. Помогите им, пожалуйста, попробовать самим "остановить мгновенье". Вам нужно только предоставить ребенку телефон или фотоаппарат - всё остальное пусть он делает САМ. САМ решит, что ему интересно, что его привлекло, какой миг он хочет запечатлеть.
Это может быть всё что угодно, даже кусок асфальта). Обязательно спросите название этой фотографии и разместите её, пожалуйста, под постом (вместе с названием). Ко вторнику я их распечатаю, и мы будем дальше с ними работать на занятии.
С уважением.
Детям предлагается попросить у родителей фотоаппарат или телефон и сфотографировать, поделиться с нами интересным или привлекшим их внимание моментом.
III часть
Продуктивная деятельность
К следующему занятию распечатываем получившиеся фотографии. На занятии все фотографии рассматриваем. Каждая фотография демонстрируется отдельно и ребенок, сделавший ее, рассказывает, как он ее назвал. Педагог поощряет высказывания детей о том, почему был запечатлен именно этот момент, что его привлекло. Затем, детям предлагается положить свою фотографию на чистый лист бумаги, внимательно посмотреть на нее еще раз и представить, а что будет дальше. Что произойдет в следующий миг, придумать продолжение их истории, которая "замерла" на фото. Затем, убрать фото и дорисовать под ним то, что они представили. Получившемуся рисунку дать название.
Работа выполняется графическими материалами: карандаши, фломастеры, восковые мелки. Формат бумаги А4. Фотографии формат А5.
Заключительный этап проекта - это выставка детских работ, которые размещаются в раздевалке или любом открытом для доступа родителей пространстве. Работы вывешиваются так, чтобы фотография прикрывала получившийся рисунок. Детям предлагается пригласить родителей на фотовыставку и быть для них экскурсоводами. Специального времени для "экскурсии" не назначается. Чаще всего дети используют моменты, когда родители их забирают из детского сада.
К фотовыставке прикрепляется пояснительный текст, который предлагает зрителю стать активным участником.
Уважаемые зрители!
На данной фотовыставке Вам представлены фотографии, выполненные детьми подготовительной группы.
Раз, два, три – и мир на секунду замер, перед Вами моменты, которые ребята захотели остановить. Давайте играть вместе с ними! Три, четыре, пять – и время бежит опять, всмотритесь в эти фотографии и попробуйте представить, а что будет дальше.
Представили?
А теперь, поднимите фотографию и посмотрите, как эту историю продолжили дети!
В результате данной работы дети открыли для себя фотографию, как вид искусства. Учились:
-формулировать свои мысли,
- замечать художественные средства, помогающие создать настроение,
-останавливаться и приглядываться к окружающим их вещам
-фиксировать события и оценивать их важность для себя.
Ребята обратили внимание на такую сторону фотографии, как способность передать эмоции и сами попробовали не просто запечатлеть событие, но и сохранить, передать переживания, возникшее у них.
Дальнейшая работа в этом направлении может более глубоко познакомить детей с разными жанрами фотографии. Дать первые знания о правилах и ошибках фотографирования.
Возможные проекты.
Организовать с детьми фотовыставки, где фотографами, оформителями и организаторами будут они сами. Выставка «В мой город пришла весна"», "Городские птицы" «Моя любимая игрушка», ".
Организация фотопрогулок: "Я по городу иду", "Дорога к дому" с родителями или в режимные моменты в детском саду.
Стенгазета «Один день из жизни группы», " Мое любимое место в городе". Фотожурнал " Времена года", "Приметы весны", "Что такое красота" и т. д.