Светлана Таенкова
Кукла-марионетка как развивающий и коррекционный инструмент в работе с дошкольниками
Методическая разработка : «Кукла-марионетка»
Пояснительная записка
Содержание
1. Актуальность.
2. Задачи.
3. Формы работы.
4. Принципы проведения.
5. Апробация методической разработки.
6. Результативность.
Публикация «Кукла-марионетка как развивающий и коррекционный инструмент в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Актуальность: кукла марионетка не заменима при нарушениях социально-коммуникативного компонента в развитии личности ребенка любого возраста. Благодаря кукле-марионетке дети и взрослые раскрепощаются и не стесняются проявлять особенности своей личности, таким образом кукла марионетка способствует разрешению многих внутриличностных конфликтов, снимает зажимы, помогают преодолеть психотравмирующие ситуации и психосоматические проявления, а также способствует формированию и развитию коммуникативно-личностного компонента. Она очень эффективна и при работе со взрослыми. Многие взрослые охотно контактируют с куклой марионеткой и примеряя на себя ее образ, могут отдохнуть от рамок, которые появляются в связи с их положением в обществе, личных ограничений или навязанных социумом границ.
Задачи, которые можно решать при помощи куклы-марионетки :
1. Развитие логического мышления.
2. Снятие зажимов и комплексов в общении
3. Становление самооценки и повышения уверенности в себе.
4. Ознакомление детей с художественной литературой.
5. Театрализованная деятельность с детьми.
6. Организация дополнительной образовательной деятельности.
7. Выступление на публике, снятие тревожности и страхов внешней оценки, публичных выступлений.
8. Способствовать самовыражению.
9. Приобретение важных социальных навыков.
Целевые ориентиры:
- формирование и развитие речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать и можно экспериментировать, используя словосочетания.
- при помощи куклы-марионетки осуществлять речевую коррекцию : преодоления заикания, связанного с зажимами, тревожным состоянием, застенчивостью, страхами: оценки, выступлений.
Формы работы : диагностическая, развивающая и коррекционная работа с использованием куклы-марионетки ведется как индивидуально, так и в подгрупповом формате с использованием приемов: игротерапии, сказкотерапии, арт – терапии.
Принципы использования:
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Простота в эксплуатации.
4. Цикличность.
Апробация методической разработки : кукла-марионетка активно используется с детьми группы риска в течении 7 месяцев. Проанализировав диагностические данные видна положительная динамика.
В диагностических целях кукла –марионетка используется совместно с написанием сказок, анализе произведений, в составлении рассказа по картинке, умение составлять сложные предложения и собирать их в один сюжет.
В развивающем на плановых встречах, в момент активного общения, диалога, описание картинки или предмета и анализ произведений.
В коррекционном направлении используется как образ-ширма и выполняет множество функций: оберегает, адаптирует, способствует нахождению необходимых ресурсов, разрешению проблемных ситуаций, приобретению опыта в общении.
Куклотерапия является одним из диагностических, развивающих и коррекционных направлений. Куклы бывают разные. Кукла марионетка, которую я предлагаю использовать в работе с детьми разного возраста, очень удобна и комфортна. Эта кукла не требует специального обучения в эксплуатации, она не смущает и не ограничивает движения и эмоции ребенка, он не испытывает страха ошибиться и т. д. Часто начав общение посредством куклы, ребенок забывает про нее и продолжает раскрываться уже без ширмы, а через некоторое время и вовсе перестает нуждаться в кукле-марионетке и ее помощи.
Результативность: за время проведения работы при помощи куклы-марионетки, есть положительная динамика. Через куклу-марионетку можно достигать результаты в обучающих областях, использовать как развивающий и коррекционный инструмент. Неотъемлемая часть работы с детьми через куклу-марионетку является сказка. Сказка помогает задуматься, взрослых и детей, над тем, что происходит с персонажами (развитие логического мышления, анализ, синтез, какие они (их личностные качества, а также, дает возможность создать героический образ и желание ему соответствовать, вырабатывая и развивая в себе положительные качества (коррекция личностных качеств ребенка, у ребенка происходит становление личностного образа). Примеряя на себя образ куклы и наделяя этот образ теми или иными качествами, ребенок формирует свою личность. Качества, которые он вкладывает в персонаж, являются ресурсом, для дальнейшего эффективного развития своей личности.
Взаимодействие с куклой-марионеткой позволяет выполнить серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный образ, давая выход потаенным эмоциям, желаниям и потребностям, предоставляя ребенку возможность обозначить, примерить и развить у себя все необходимые личностные качества. Кукла-марионетка имитирует окружающий мир, подготавливая ребенка к отношениям в обществе, через куклу-марионетку ребенок приобретает опыт в коммуникативно-личностном взаимодействии. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14
муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка : «Кукла-марионетка»
Через куклу-марионетку можно достигать результаты в обучающих областях, использовать как развивающий и коррекционный инструмент.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14
муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка : «Кукла-марионетка»
Через куклу-марионетку можно достигать результаты в обучающих областях, использовать как развивающий и коррекционный инструмент.