Марина Носова
Методическая разработка кружка «Дорогой добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка кружка
«Дорогой добра»
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: от 5 лет до 7 лет
Автор- составитель:
Носова М. В., воспитатель.
2020
Содержание
I. Пояснительная записка ….3
7
II. Календарно-тематический план…. 12
III. Содержание изучаемого курса…17
IV. Методическое оснащение рабочей программы…23
V. Реализация рабочей программы …28
VI. Коррекционно-развивающая работа….33
VII. Взаимодействие с родителями….35
Публикация «Методическая разработка кружка „Дорогой добра“» размещена в разделах
Список литературы…38
I. Пояснительная записка
Программа «Мир доброты» предназначена для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет и нацелена на развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников. Она разработана в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственными требованиями, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, закон РФ «Об образовании» 2007г. глава 2 статья 14 пункт 2, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.
02.08.1999 года заключен Договор о сотрудничестве МО РФ и Московской патриархии РПЦ. МО РФ разработано Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к Письму МО России от 22.10.2002 года №14-52876ИН/16).
Актуальность проблемы духовно–нравственного развития детей дошкольного возраста определяется тем, что духовно–нравственное развитие – является одной из важнейших сторон воспитания личности ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
В настоящее время Россия материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и художественно – эстетическим развитием значительное место в работе детского сада занимает духовно–нравственное воспитание детей. Ведь в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Духовно–нравственное воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Таким образом, состояние близости души, внутреннего мира, ума, чувств и сердца ребенка является основным средством духовно–нравственного воспитания, а основной формой – является несение добра людям.
Цель: духовно–нравственное развитие личности дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.
Задачи: формировать духовно–нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях; развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное; воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.
Планируемые результаты:
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
• Субъективное психоэмоциональное благополучие.
• Воспитание чувства патриотизма, потребности к самовыраженном служении на благо Отечества.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность за свои поступки и дела.
II. Учебный план.
Срок реализации программы – 2 года.
Год обучения Возраст
детей Всего
1 год 3-5 лет 37
2 год 5 -7 лет 37
ИТОГО 74
Длительность кружковой деятельности :
воспитанники от 3-5 лет - до 15 минут
воспитанники от 5-7 лет – до 20 минут
Организационная образовательная деятельность проводится с сентября по май.
Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом из двух лет обучения, углубляясь в связи с возрастными особенностями детей:
Первое направление – показ и формирование нравственного идеала.
Второе направление – знакомство с православием.
Третье направление – воспитание патриотических чувств.
Программа состоит из пяти разделов:
№ Раздел Задачи Часы
1 «Мир вокруг нас» Закреплять понимание необходимости бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам. 4
2 «Дерево добра» Формировать представление о нравственности, помогать видеть красоту поступков человека. 9
3 «Знакомство с православной культурой» Формировать духовно–нравственное мировоззрение; знакомить детей с православными праздниками, традициями. 11
4 «Родина моя, Россия!» Воспитывать патриотические чувства; развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны; знакомить детей с историческими событиями, архитектурными памятниками нашей страны. 5
5 «Хозяева и хозяюшки» знакомит детей с духовно – нравственными ценностями и укладом жизни в семье; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать трудолюбие, терпеливость, аккуратность. 8
Итого: 37
Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста от лет до 7 лет
№ Месяц Раздел Тема Кол. круж. деят.
1. Сентябрь Устроение мира. По дням творения. №1 Чтение стихов о небе. (Приложение 1)
Рисование «Небо».
№2 «Сказка о рыбаке и маленькой рыбке».(Приложение 1)
№3 «Сказка о рыбаке и маленькой рыбке» (Приложение 1)
№4 Чтение рассказа «Клубника и вишня» (Приложение 1) 1
1
1
1
2. Октябрь «Дерево добра» №1 «Добро и зло : справедливость». Чтение рассказа «Как Белочка Дятла спасла». (Приложение1)
№2 «Правда и лож». Чтение рассказа «Как мальчики мед съели» (Василий Сухомлинский) (Приложение1)
№3 «Жертвенность». Просмотр мультфильма «Снежная королева».
№4 «Послушание и непослушание». Чтение и обсуждение сказки «Гуси-Лебеди» 1
1
1
1
3. Ноябрь «Дерево добра» №1 «Беда, помощь, благодарность». Просмотр мультфильма «Лунтик. Спасибо»
№2 «Кто мой ближний». Рассказ притчи о милосердном самарянине.
№3 «О мальчиках и девочках». Раскрашивание раскраски. (Приложение 1)
№4 «О дружбе и друзьях». Просмотр мультфильма «Самый большой друг».
№5 «Добрые слова и добрые дела». Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». 1
1
1
1
1
4. Декабрь «Знакомство с православной культурой» №1 «Путешествие в мир православного храма». Экскурсия в сельский храм.
№2 «Ангел Хранитель». Делаем бумажного ангела.
№3 «День ангела. Небесные покровители». Раскрашивание раскраски- открытки.
№4 «Праздник Рождество Христово». Лепка из глины «Фигурка ангела» 1
1
1
1
5. Январь «Знакомство с православной культурой» №1 «Милосердие». Рассказ притчи о милосердии.
№2 «Дела милосердия». Делаем подарки для первоклассников «Подставка для карандашей».
№3 «Православные праздники, традиции» Просмотр презентации «Православные праздники». 1
1
1
6. Февраль «Знакомство с православной культурой» №1 «О чем поет колокол? Колокольные звоны». Разукрашиваем колокольчик.
№2 Чтение притчи «Чего себе не хочешь, другу не желай».
№3 Рассказ «Не спорь, прости».
№4 Коллективная работа по аппликации «Наш храм» 1
1
1
1
7. Март «Родина моя, Россия!» №1 Просмотр мультфильмов о России «Гора Самоцветов». «Не верю».
№2 Просмотр мультфильмов о России «Гора Самоцветов». «Крошечка Хаврошечка»
№3 Просмотр мультфильмов о России «Гора Самоцветов». «Жихарка».
№4 Просмотр мультфильмов о России «Гора Самоцветов». «Как пан конем стал». 1
1
1
1
8. Апрель «Родина моя, Россия!»
«Хозяева и хозяюшки» №1 Просмотр мультфильмов о России «Гора Самоцветов». «Ловись рыбка»
№2 Просмотр мультфильмов о России «Гора Самоцветов». «Умная дочка»
№3 «Хозяйка в русских народных сказках».
Чтение сказки «Снегурочка»
№4 «Семейные традиции». Изготовление подставки. (Мастерская ручного труда). 1
1
1
1
9. Май «Хозяева и хозяюшки» №1 «Русская изба». (Посещение мини-музея в сельском д/к).
№2 «Великая Пасха». Изготовление открытки к празднику (Художественная выставка).
№3 «Звуки русской природы». (Музыкальная гостиная). Совместная деятельность с родителями.
№4 Просмотр мультфильма «Морозко»
№5 Знакомство с русскими народными песнями. Просмотр видео танца «Кадриль». 1
1
1
1
1
Итого: 37
Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста от 5 лет до 7 лет
№ Месяц Раздел Тема Кол. круж. деят.
1. Сентябрь Устроение мира. По дням творения.
№1 «День. Ночь. Небо. Земля».
Изготовление книжки-раскладушки (рисование)
№2 «Вода. Растения. Солнце. Луна. Звёзды».
Изготовление книжки-раскладушки (рисование)
№3 «Птицы. Рыбы. Насекомые». Изготовление книжки-раскладушки (рисование)
№4 «Животные. Человек». Изготовление книжки-раскладушки (рисование) 1
1
1
1
2. Октябрь «Дерево добра» №1 Беседа «Добро и зло : справедливость»
№2 «Правда и ложь». Поучительная сказка «Путешествие во Врунляндию».
(Приложение 2)
№3 Беседа «Что такое жертвенность?»
№4 Беседа «Послушание и непослушание» 1
1
1
1
3. Ноябрь «Дерево добра» №1 «Обсуждаем – размышляем. Беда, помощь, благодарность».
№2 Беседа «Кто мой ближний»
№3 Беседа, обсуждение «О дружбе мальчиков и девочек»
№4 «О дружбе и друзьях» Чтение пословиц и поговорок. Рисование «Мой лучший друг»
№5 Беседа «Добрые слова и добрые дела». Аппликация, изготовление «Дерева добра» 1
1
1
1
1
4. Декабрь «Знакомство с православной культурой» №1 «Путешествие в мир православного храма. Экскурсия в сельский храм»
№2 «Ангел Хранитель. Делаем бумажного ангела»
№3 «День ангела. Небесные покровители».
№4 «Праздник Рождество Христово. Фигурка ангела» 1
1
1
1
5. Январь «Знакомство с православной культурой» №1 Чтение «Притча для детей о милосердии»
№2 «Дела милосердия». Делаем подарки для первоклассников «Подставки для карандашей».
№3 «Православные праздники, традиции». Изготовление календаря праздников. 1
1
1
6. Февраль «Знакомство с православной культурой» №1 «О чем поет колокол? Колокольные звоны». Изготовление поделки «Колокольчик»
№2 Беседа и обсуждение «Чего себе не хочешь, другу не желай».
№3 Рассказ «Не спорь, прости»
№4 Беседа «Будь скромным, не хвастайся. Не кради и не обманывай». 1
1
1
1
7. Март «Родина моя, Россия!» №1 Презентация «Наши предки. Крещение Руси»
№2 «Откуда пошла земля русская?». Рассматривание иллюстраций.
№3 «Их почитают на Руси».
№4 «Страницы истории». 1
1
1
1
8. Апрель «Родина моя, Россия!»
«Хозяева и хозяюшки» №1 Презентация «Достопримечательности нашей области»
№2 Беседа «Семья, дом». Рисование «Мой дом, моя семья»
№3 «Хозяйка в русских народных сказках». (Литературная гостиная.)
№4 «Семейные традиции». (Мастерская ручного труда). 1
1
1
1
9. Май «Хозяева и хозяюшки» №1 «Русская изба». (Посещение мини-музея в сельском д/к).
№2 «Великая Пасха». Рисование. (Художественная выставка).
№3 «Звуки русской природы». (Музыкальная гостиная). Совместная деятельность с родителями.
№4 Беседа «Правила этикета»
№5 «Принимаем гостей» с/р игра
1
1
1
1
1
Итого: 37
Принципы построения и реализации программы:
НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП. Осуществление единства знаний, умений и навыков.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ. Понимание единства чувственного и логического.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Воспитание личности в коллективе и при помощи коллектива.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Вести общение от легкого к трудному, от простого к сложному. Задача сделать трудное понятным для детей.
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. Занятия должны соответствовать силам детей, их работоспособности и устойчивости внимания.
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. Необходимость сообщать знания в строго логическом порядке, последовательно руководить действиями, формируя систему знаний, умений и навыков, стимулировать самостоятельность и активность детской мысли.
ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО (ВОСПИТЫВАЮЩЕГО) ОБУЧЕНИЯ. Развитие мысли ребенка, формирование интереса к занятиям, умственной активности. Воспитывающее обучение направлено на развитие личности ребенка в целом.
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущих деятельностей – игровой и учебной, как фундаментального образования дошкольного периода.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания - отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития, реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Кулътуросообразностъ - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Требования для реализации программы:
- умение организовать группу детей, чтобы они были свободны и самостоятельны, чувствовали себя уютно и комфортно;
- умение решать задачи обучения не только на организованной образовательной деятельности, но и в игровой совместной и самостоятельной деятельности;
- способность видеть каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
- выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который связан с психологическими особенностями ребенка;
- смена методических приемов от возраста к возрасту;
- помнить что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения;
- максимум внимания отстающим детям;
- поощрять стремление познавать новое, учиться новому;
- избегать отрицательных оценок;
- сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей;
- отвечать на вопросы воспитанников;
- проектировать и планировать работу;
- сотрудничество между детьми и взрослыми.
Все разделы программы предполагают разные часы и сложность материала. Все темы программы тесно связаны между собой и дают возможность научить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, которые являются предметом изучения духовно–нравственных представлений. При общении с детьми используется личностно-ориентированная модель взаимодействия и индивидуально-дифференцированный подход к детям разного возраста.
Задачи программы осуществляются на занятиях, которые являются основной формой развития элементарных духовно–нравственных представлений, а также реализуются в процессе разных видов деятельности.
Программа предусматривает не только знакомство детей с содержанием, но и активное воссоздание необходимого материала средствами двигательного и графического моделирования, что способствует развитию мелкой моторики и координации движений.
Центром программы являются представления детей о духовно -нравственной стороне жизни, побуждающие к получению знаний, пониманию своей роли в формировании и развитии духовно–нравственного мировоззрения.
Методы, используемые в программе
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический, наглядно – слуховой.
Наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры) используется во время:
чтения педагогом рассказов;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
целевые прогулки;
моделирования сказок.
Словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы) представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и так далее);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме, в соревновательной форме) используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Наглядно-слуховой (использование музыки)
Виды детской деятельности, используемые в программе:
двигательная
игровая
продуктивная
коммуникативная
трудовая
познавательно -исследовательская
музыкально-художественная
чтение художественной литературы
Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей:
- Вводная часть;
- Основная часть;
- Заключительная часть.
В вводную часть входит сюрпризный момент, который ставит своей целью, включить детей в дальнейшую работу.
Основная часть определяется содержанием темы.
Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.
Формы работы с детьми.
1. Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
2. Все виды творческой художественной деятельности детей.
3. Проведение совместных праздников.
4. Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
5. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) и постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.
6. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр диафильмов с использованием информационно-коммуникативных технологий).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Содержание изучаемого курса
Курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не только цикл организованной образовательной деятельности, а содержание, связанное с православным церковным календарем и его праздниками.
Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Содержанием данной программы, построенной в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основанное на научных теориях о единстве духовного и материального бытия и человека, направлено на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Взаимодействие с родителями
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей, что позволяет воссоздать духовно–нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• консультации для родителей на темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России»;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
• анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье на темы: «Духовно – нравственное воспитание личности ребенка»; «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы);
• осуществлять обратную связь.
План работы с родителями на тему духовно – нравственное воспитание личности ребенка
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Консультация «Духовная природа семьи – основа духовно–нравственного воспитания детей». Консультация «Послушание – основа нравственности». Беседа «Традиции русского народа в воспитании детей».
Декабрь Январь Февраль
Оформление с родителями альбома «Добрые слова Выставка семейных творческих работ «Рождественская игрушка». Выставка семейных рисунков: «Красота Божьего мира».
Март Апрель Май
Создание памятки «Родительские заповеди». Выставка рисунков «Страна добра и счастья». Анкетирование «Я и мой ребенок» (воспитание в семье духовно – нравственных качеств).
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Конвенция о правах ребенка
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
4. СанПиН
5. Конституция Российской Федерации
6. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
7. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности
8. Региональный компонент
Комплексные программы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом развитии детей (фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи, нарушения опорно-двигательного аппарата)
Методическая литература :
1. - Гладких Л. П., Меньшиков В. М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008.
2. - Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
3. - Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М. : АРКТИ, 2003
4. - Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
5. - Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М. : АРКТИ, 2005
6. - Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. Методическое пособие.
7. - Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М. : АРКТИ, 2004
8. - Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» Тамбов, 2011.
9. - Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003.
10. - Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007.
11. – Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. М., 2015.