Ирина Чикаренко
Консультация для родителей «Экспериментирование с ребенком дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Экспериментирование с ребенком дома»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Дети – исследователи окружающего мира, они проявляют повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно познают все новые и новые предметы, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Исследовательская активность — естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, он хочет его понять, исследовать, открыть, изучить.
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментирование с ребенком дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей, она даёт возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Цель экспериментальной деятельности :
Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается :
• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
• воображение (что происходит с льдинкой в помещении? полетит ли перышко, если на него подуть)
• внимание и память (запомню – дома расскажу маме); речь;
• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают настоящий восторг, чувство удовлетворения.
В детском саду много внимания уделяется детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся с детьми различные опыты и эксперименты.
Простые опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии.
Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность, поощрять, развивать, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
Не нужно отказываться от совместных действий с ребенком, т. к. ребенок не может развиваться в обстановке без взрослого.
Нельзя указывать на ошибки в деятельности ребенка. Это может привести к потере познавательного интереса. Если вы что-то запрещаете, то объясните почему. Поощряйте экспериментирование с разными предметами. Принимайте участие в экспериментировании вместе с ребенком. Беседуйте с ним о его намерениях, целях о том, как добиться желаемого результата. Обязательно расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг.
Элементарные опыты для вас и ваших детей:
«Разноцветная водичка»
Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличатся от сока, молока и других жидкостей.
«Ветерочек»
Цель: Продолжать знакомить с таким природным явлением, как ветер.
Предложить воду в мисочке – это море, ребенок – ветер. Подуть на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть – тем больше волны. Опустить на воду парусные кораблики, подуть. Что делают кораблики? Что будет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
"Что растворяется, а что нет".
Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.
Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.
«Мыльные пузыри».
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Показать ребенку, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .
«Вода холодная и горячая».
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .
«Чудесный мешочек»
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Взрослый: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Ребенок достает из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с родителем.
«Воздух под водой».
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать ребенка тоже подуть в свои трубочки.
«Лёгкий - тяжелый».
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .
«Бумага».
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
«Найди по звуку».
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
Задачи:
Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
Создание положительного эмоционального настроения.
Закреплять названия музыкальных инструментов.
К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
«Плавает, тонет».
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
Задачи:
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Способствовать созданию радостного настроения.
В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
Уважаемые родители!
Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, поддерживайте познавательный его интерес, стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов и явлений.