Громова Алена Валериевна
Картотека подвижных игр на прогулке с детьми младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Подвижная игра «Воробушки и кот»
Вариант 1
Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.
Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки.
Просыпается кот, он подтягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
Вариант 2
Публикация «Картотека подвижных игр на прогулке с детьми младшей группы» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
Цели: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место; развивать ловкость, навыки игры в коллективе сверстников, умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – «кот» – встает в середину круга. «Воробушки» то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают «зерна» (внутри круга рассыпаны фишки). «Кот» бегает по кругу и старается поймать их. «Воробушек», до которого дотронулся «кот», все собранные «зерна» высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных «воробушков».
Разновидность игры «Ловишки», но в роли «ловишки» выступает «кот».
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5–10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится «дом воробушков». Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль «кота». Он сидит рядом с воспитателем и «спит». Воспитатель говорит: «Кот спит. Воробушки, полетели!». После этих слов воспитателя «воробушки» покидают свой «домик», бегают по игровой площадке между двумя линиями, машут руками-«крылышками», изображая полет птички, останавливаются и снова бегают.
Воспитатель говорит: «Кот идет!». Эти слова служат для «кота» сигналом ловить «воробушков», а для «воробушков» они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем «домике».
Пойманного «воробушка» «кот» отводит в свой «домик», а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.
Вариант игры: вместо проведенной линии «домиками» для «воробушков» могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.
Смену «кота» воспитатель проводит после 3–5 пойманных им «воробушков».
2. Подвижная игра «Попади в круг»
Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер, координацию движений и ловкость.
Ход игры: дети стоят на одной линии, на расстоянии 2–3 шагов от лежащего обруча или корзины. В руках у детей мешочек с песком или мяч, по сигналу воспитателя они бросают мешочки или мячи в цель, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.
Указания к применению: мешочки надо бросать правой и левой рукой.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения (можно ходить врассыпную и перешагивать через ленточки или же, по слову воспитателя, покружиться и присесть, во время бега врассыпную по сигналу найти свободный листочек и встать на него).
Ход игры: перед началом игры познакомить малышей с ситуацией: «Если светит солнышко, то всем весело, птички поют песни, летают бабочки и жуки, на цветочках пчелки сидят. Но вот подул ветер, солнышко закрыла туча, и пошел дождик, а птички и бабочки куда-то спрятались».
Спросить детей, а куда спрячутся они, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик! Сообщить малышам название игры, и по словесному сигналу «Солнышко светит» дети начинают бегать по площадке.
Если игра проводится осенью, можно приготовить листочки, разбрасывать их на земле. Малыши бегают между листьями, им весело.
Воспитатель читает маленькое стихотворение:
Быстрые ножки выбрали дорожку,
По дорожке я бегу,
Остановиться не могу.
Ах, какие! Ох, какие!
Наши детки озорные!
Воспитатель. Солнышко спряталось за тучку, и закапал дождик.
Малыши останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: «Ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап».
«Но вот дождик пошел сильный-сильный», – сообщает воспитатель и открывает зонтик, дети бегут и прячутся под ним.
Воспитатель. Какой сильный дождик! Как он капает! Кап, кап, кап, кап!
Малыши повторяют слова быстро-быстро. Дети стоят под зонтиком, воспитатель, подражая дождю, стучит по зонтику и произносит:
Дождик, дождик, веселей –
(дети поют песенку дождя)
Капай, капай, не жалей!
Ты по зонтику стучи
(кап, кап, кап, кап, кап, кап,
Только нас не намочи!
(Кап, кап, кап, кап, кап, кап.)
Дождик, дождик!
(Дождик проходит, капельки падают
редко: ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап.)
Что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
(Дети выходят из-под зонтика, поднимают
руки, а на ладошки дождик не капает.)
Воспитатель. Дождик прошел, выглянуло солнышко, и детки пошли гулять.
Указания к проведению: дети могут кружиться вокруг листочков, бегать и ходить врассыпную. Всякий раз при повторении игры предлагать другие интересные и доступные для детей движения.
После быстрого бега следует перейти на ходьбу, идти тихо-тихо на носочках.
4. Подвижная игра «Автобус» (с участием детей в роли петушка и собачки)
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, ходить друг за другом, бегать по площадке в разных направлениях.
Ход игры: дать детям цветные ленточки (40 см) и пригласить сесть в «автобус».
Малыши встают друг да другом, берутся за шнур, в другой руке держат ленточку.
Заработал мотор (дети воспроизводят звук, и «автобус поехал», пассажиры машут ленточками).
Воспитатель. Автобус едет и сигналит.
Дети. Би-би-би-би!
Воспитатель. Автобус едет, и колеса шуршат.
Дети. Ш-ш-ш-ш!
Воспитатель. Автобус едет, а мотор его ворчит.
Дети. Р-р-р-р!
Воспитатель. Автобус приехал.
Дети встретили Петушка и Собачку Жучку. Воспитатель предлагает с ними поиграть. Водят вокруг Петушка хоровод и поют ему песенку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Петушку песенка понравилась, он благодарит детей. Дети поют «Ку-ка-ре-ку!».
Собачка Жучка спряталась, дети ищут ее. Искали, искали и нашли Жучку. Малыши водят хоровод вокруг Собачки, идут по кругу, хлопают в ладоши и поют песенку.
Вот собачка Жучка, Ты собачка, не лай,
Хвостик закорючкой, Лучше с нами поиграй,
Зубы острые, Мы бежим, ты – догоняй!
Шерстка пестрая!
Собачка весело лает, бегает за детьми и догоняет их, дети убегают и прячутся в «домики».
5. Игра малой подвижности «Вейся, венок»
Цель: учить водить хоровод.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок – веночек, называет цветок, а воспитатель и ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.
Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).
Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка, и это тоже ромашка. А это василек, и это василек. Идите сюда, васильки!».
Воспитатель. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!
Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют все вместе любую веселую песенку.
Игра повторяется 2–3 раза.
6. Подвижная игра «Мы – веселые ребята»
Вариант 1
Цели: учить бегать в прямом направлении, видеть бегущего впереди и рядом; развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Ход игры: дети стоят, воспитатель рядом с ними играет большим мячом и вместе с детьми говорит слова :
Мы – веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Мяч, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – догони!
После сказанных слов дети убегают, а мяч их «догоняет». Дети убежали в свои «домики». Похвалить их: «Какие дружные дети живут в домиках». Спросить, как зовут дружных ребят, каждый должен назвать свое имя. Игра повторяется.
Вариант 2
Цель: учить выполнять действия согласно указаниям взрослого.
Ход игры.
Воспитатель. Сейчас мы будем играть. Я буду петь, а вы слушайте и выполняйте то, о чем я прошу, и приговаривайте: «Солнечным весенним днем».
Воспитатель. Мы танцуем возле клумбы.
Солнечным веселым днем.
Дети. Солнечным весенним днем.
Воспитатель. Так мы кружимся на месте.
Дети. Солнечным весенним днем.
Воспитатель. Так мы топаем ногами
(дети выполняют движения – топают,
Так мы хлопаем руками,
Дети (хлопают руками).
Солнечным весенним днем.
Воспитатель. А вот так мы моем руки.
Дети (моют руки).
Солнечным весенним днем –
Так мы руки вытираем
И бежим скорее к маме!
Дети бегут к воспитателю.
Воспитатель. Все дети прибежали к маме! Молодцы, веселые ребята!
7. Подвижная игра «Ты, собачка, не лай!»
Цель: учить детей убегать, прятаться в «домике», бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: собачка Жучка сидит одна, ей грустно, она ждет, когда детки с ней поиграют.
Малыши подходят, здороваются с собачкой, гладят ее. Воспитатель читает текст, дети помогают:
Жучка, Жучка,
Милый пес,
Ты так громко лаешь,
Будто нас пугаешь.
Спросить, как лает Жучка. Дети грозят Жучке пальчиком и говорят:
Ты, собачка, не лай.
Лучше с нами поиграй
Мы бежим, ты – догоняй!
Дети бегут в «домики», собака их догоняет. Затем Жучка возвращается на свое место, игра повторяется.
8. Игра малой подвижности, хороводная «Раздувайся, мой шар»
Цели: учить детей выполнять разнообразные движения, образуя круг, упражнять в произношении звука [ш].
Ход игры: шар (пузырь) – очень распространенная игра, когда дети встают в кружок и берутся за руки, стоя близко друг к другу. Все вместе произносят:
Раздувайся, мой шар,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Играющие отходят назад, насколько возможно. Когда воспитатель говорит: «Лопнул шар!», тогда все отпускают руки, хлопают в ладоши и приседают. Или после слов «Лопнул шар!», держась за руки, двигаются в центр круга, произнося при этом звук «ш-ш-ш», выпуская воздух из шара. Затем игра повторяется.
9. Игра малой подвижности «Листопад»
Цели: закрепить знание о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Воспитатель. Листья легкие, они медленно летят по воздуху.
(Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки (действия выполняют дети с желтыми листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.) Прилетел легкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети.)
Воспитатель. Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю… листья.
10. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Ход игры: дети находятся на одной стороне площадки. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели воробушки на дорожку», дети «вылетают из гнездышек», бегают по площадке, размахивая руками, как крылышками, «клюют зернышки».
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.
11. Игра малой подвижности «Поезд»
Цель: учить ходить друг за другом в ограниченном пространстве, начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.
Раздается гудок «Ду-ду-ду!» (гудят дети, воспитатель читает текст:
Чух! Чух! Тых-чу!
Тых-чу, вор-чу!
(Дети стоят на месте, в такт тексту двигают
вперед, назад руками, топают ножками.)
Стоять на месте не хочу!
Колесами сту-чу, вор-чу,
Садись скорее, прока-чу!
«Поезд» начинает двигаться сначала медленно, затем «едет» быстро. Воспитатель поет:
Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
Движение замедляется, «поезд» останавливается, дети «приехали на опушку леса».
Малышей встречают игрушечные ежик и зайчик, сидящие около корзиночек. Напомнить детям, что ежик очень любит есть грибы. «А зайчик что любит погрызть? Конечно, морковку! Корзиночки стоят пустые, нужно помочь ежику и зайке собрать грибы и морковку».
Дети ходят по площадке собирают названные предметы и раскладывают по корзиночкам. Ежик и зайка «говорят» детям спасибо.
12. Подвижная игра «Машины едут»
Цель: закрепить знания о том, что машины едут по дороге.
Ход игры: сказать детям, что они сейчас поедут на машине. Они берут рули, поворачивают их в правую, левую стороны, выясняют, что рули крутятся. Заводят машины, произнося звук «ж-ж-ж-ж!». У машин закрутились колеса – дети, стоя на месте, топают ножками – машины поехали.
Сначала машины «едут» по широкой, узкой дорожкам, въезжают на горку, спускаются вниз.
Затем машины двигаются быстро, каждая по своей дорожке. Напомнить детям, что, когда машины едут, шофер сигналит, если кто-то оказывается у него на пути. Предложить детям посигналить: «Би-би-би-би!». Машины устали, все приехали в «гараж» (дети кладут рули).
13. Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Цели: напомнить названия предметов, научить бегать «стайкой»; уметь слушать взрослого.
Ход игры: дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите, и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»
Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три. К веранде беги!»
Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и так далее.
14. Подвижная игра «Птички и дождик»
Цель: учить действовать по команде взрослого, упражнять в произношении звуков.
Ход игры: педагог раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». Педагог начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке, клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют», опять улетают».
Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел («Ввв!» – произносят дети). Закапал частый дождь, застучал по крыше.
«Тук! Тук! Тук!» – повторяют дети. «Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми», – зовет взрослый. Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются. (Дети имитируют голоса знакомых птиц.)
Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.
15. Хороводная игра «Петушок»
Цель: учить ходить по кругу и действовать согласно словам текста.
Ход игры: перед началом игры загадать загадку:
Рано-рано поутру
Кто-то спел: «Ку-ка-ре-ку!»
Спросить у детей: кто такую песенку поет? «Конечно, петушок! К вам в гости пришел петушок. Поищите, где он сидит!»
Малыши находят игрушечного петушка, здороваются с ним. Встают вокруг петушка, воспитатель поет песенку, дети подпевают:
Петушок, петушок!
(Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)
Золотой гребешок!
Ты поешь хорошо!
«Как поет петушок?» – спрашивает взрослый. Дети останавливаются, подражая пению петушка, произносят: «Ку-ка-ре-ку!» «Давайте покормим петушка. Насыпьте в ладошку зернышки, крошки», – говорит взрослый. Показать, как нужно посыпать крошки на ладошку.
Петушок! Петушок!
(Малыши протягивают к петушку руки.)
Поклюй крошки
(он «клюет крошки» из ладошки)
У нас из ладошки!
Он немножко поклюет
И «спасибо» запоет!
«Как петушок скажет вам спасибо?» Дети протяжно поют, как петушок: «Ку-ка-ре-ку-у-у-у!»
Посадить игрушку петушка в центр. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, вместе с воспитателем поют песенку, хвалят петушка:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Утром рано встаешь,
Песни солнышку поешь,
Деткам спать не даешь.
«Ку-ка-ре-ку!»
16. Подвижная игра «Лохматый пес»
Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Ход игры: воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».
Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пес
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо-смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!». Собачка «лает», дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2–3 раза.
17. Игра малой подвижности «На кого я похож?»
Цель: учить детей ходить спокойно, сочетая ходьбу и действия с предметами.
Ход игры: дети встречаются с игрушками – петушком, гусем и кошечкой.
Дети вместе с воспитателем поочередно переходят от одной игрушки к другой, произносят соответствующие звуки.
Вопрос к детям: «Как шипит гусь, когда сердится?» (Ш-ш-ш.)
Си-си-си, ся-ся-ся!
Я похож на гуся.
– Сердитые гуси, напугайте меня! – просит воспитатель. Дети-«гуси» шипят. Воспитатель изображает на лице испуг и уходит от них.
– Вы все петушки. А ну-ка спойте песенку. (Ку-ка-ре-ку)
Ко-ко-ко, ка-ка-ка!
Я похож на петушка.
Педагог продолжает: «Петушок ходил, ходил, зернышки нашел, как он курочек позовет?» (Ко-ко-ко)
– Как кошечка мурлычет?
Ку-ку-ку! Ку-ку-ку!
Я похож на кошечку.
– Когда кошечку гладят, она мурлычет, – воспитатель гладит детей по головке. – Спойте мне песенку, помурлыкайте! (Мур-р-р! Мур-р-р)
При повторении игры дети могут встретиться с другими персонажами: ежом, курочкой, мышкой и так далее.
– Как ежик бегает?
Же-же-же! Жа-жа-жа!
Я похож на ежа.
18. Игра «Покажи как…»
Как живешь? Как молчишь?
Вот так! Вот так!
Как идешь? Как берешь?
Вот так! Вот так!
Как бежишь? Как даешь?
Вот так! Вот так!
Как ты спишь? Как грозишь?
Вот так! Вот так!
19. Подвижная игра «Птицы и автомобиль»
Цель: воспитывать наблюдательность.
Ход игры: одна группа детей – «птицы», они сидят в «гнездышках», а другая – «автомобили». По сигналу воспитателя «Птицы летят!» дети, которые изображают птиц, подняв руки в стороны, начинают бегать по площадке в разных направлениях. По сигналу «Птички клюют зернышки» дети присаживаются и стучат пальчиками о землю.
По сигналу воспитателя «Автомобили едут!» выбегает другая группа детей – «автомобили»; они «дают гудки» и тоже бегают в разных направлениях по площадке. При их появлении «птички» улетают в «гнезда», то есть садятся на свои места.
«Автомобили» продолжают двигаться по площадке, пока не последует сигнал воспитателя «Автомобили уезжают домой!». После этих слов они возвращаются на места.
20. Игра малой подвижности «По узенькой дорожке»
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).
Ход игры: воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» – кружкам, иначе можно промочить ножки.
Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!».
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!».
Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку – бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.
Игра повторяется.
21. Хороводная игра «Пузырь»
Цель: развивать у детей умение согласовывать свои движения со словами, двигаться ритмично.
Ход игры: дети вместе с воспитателем стоят вплотную в кругу, взявшись за руки. Круг понемногу расширяется: дети отходят назад, говоря вместе с воспитателем:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Все держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Пузырь лопнул!». Тогда все дети отпускают руки, хором говорят: «Хлоп!» – и присаживаются на корточки.
По сигналу воспитателя дети снова образуют круг, и игра возобновляется.
22. Игра малой подвижности «Ладушки-оладушки»
Цель: учить детей по-разному хлопать в ладошки, вести счет: «Раз, два!».
Ход игры: все стоят, образуя круг. Воспитатель рассказывает: «Бабушка печет оладушки, поливает маслом, угощает всех детей».
Воспитатель (медленно произносит).
Ладушки, ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Раз, два! – Даше.
Раз, два! – Тане.
Дети хлопают в ладоши. Воспитатель хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке. Вместе считают: «Раз, два!».
Всем по два!
Всем по два!
Воспитатель хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Игра повторяется.
23. Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
Цель: упражнять в выполнении различных движений.
Ход игры: воспитатель рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один – котом Васькой. У ребенка, согласившимся быть котом, спрашивают: «Как кот мяукает, знаешь?» Далее воспитатель объясняет всем: «Мы – мыши, будем водить хоровод, бегать, играть, веселится, но как только проснется кот Васька, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают».
Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не разбудить кота. А как они пищат?
«Мыши» водят хоровод: дети тихо передвигаются по площадке и подпевают взрослому.
Воспитатель (поет).
Ля-ля-ля!
На печурке дремлет кот.
Ля-ля-ля!
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот –
Разобьет наш хоровод!
(«Мышки» не слушаются, бегают, пищат.)
Вот проснулся Васька-кот,
Разбежался хоровод!
«Кот» бегает за «мышками» : «Мяу-мяу-мяу!». «Мышки» разбегаются.
Игра повторяется.
24. Подвижная игра «Поедем в лес»
Цель: уточнить названия растений, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).
Воспитатель гудит, изображая паровоз: «У-у-у-у!». Все дети («вагончики») едут, гудят: «У-у-у-у!». Но вот остановка. «Шшшш!» – повторяют дети за педагогом. «Куда это мы приехали?» – спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.
Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мостик в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.
Опять протяжный гудок «паровоза» – все «уезжают домой».
В «лесу» воспитатель может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза.
25. Упражнение «За грибами в лес пошли»
А теперь мы дружно все
За грибами в лес пошли.
(Шагают по кругу.)
Приседали, приседали.
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания, руки на поясе.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята.
Наклоняйся – раз, два, три –
И в лукошко набери.
(Наклоны вперед.)
Вот на дереве орех,
Кто подпрыгнет выше всех?
(Руки на поясе, прыжки на месте.)
Если хочешь дотянуться,
Надо в спинке бы прогнуться.
(Руки на поясе, прогибаются назад.)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше.
(Идут с высоко поднятыми коленями.)
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
(Идут через предметы,
расставленные на участке.)
Вот так весело шагали –
Не споткнулись, не упали.
От прогулки раскраснелись,
Молочка попить уселись.
26. Подвижная игра «Самолет»
Цели: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение по словесному сигналу.
Ход игры: дети становятся произвольно на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «К полету приготовиться», затем: «Моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р». После сигнала воспитателя «Полетели!» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и «летят» – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они направляются к своим местам.
Игра продолжается.
27. Подвижная игра «Птички летают»
Цели: научить бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать детей помогать друг другу.
Ход игры: воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети «летают» (бегают, размахивая руками, приседают, «клюют зернышки» (стучат пальчиками по коленям или по земле). Со словами воспитателя «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!» дети бегут на свои места.
28. Подвижная игра «Снег кружится»
Цель: научить соотносить свои действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.
Ход игры: воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.
Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!». Затем приглашает детей к себе, произнося: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель говорит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!» («В-в-в-в!» – произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке.
Игра повторяется.