Инна Козлова
Консультация для воспитателей ДОУ «Музыкальный уголок в группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого дошкольника с учётом его наклонностей, интересов и уровня активности.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровье сберегающей;
эстетично-привлекательной.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Музыкальный уголок в группах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Предметно-пространственная среда каждой группы ДОУ должна содержать музыкальный уголок.
Цель создания музыкального уголка в группе — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания и т. д.
Какие правила надо соблюдать при создании музыкального уголка:
-доступность оборудования музыкального уголка для детей;
-разнообразие оборудования музыкального уголка; - учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка;
-эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования;
- возможность переноса оборудования в другие места.
Задачи музыкального уголка в группе ДОУ:
1) Формирование самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников;
2) Совершенствование слуховых, певческих и двигательных навыков детей ;
3) Развитие творческого воображения детей, способность и умение передавать образ через музыкальную деятельность;
4) Создание положительных эмоциональных переживаний;
5) Расширение кругозора детей, стимулирование познавательного интереса;
6) Воспитание любознательности.
Музыкальный уголок разделяется на два уровня:
Верхний уровень – для воспитателей ;
Нижний уровень – для детей.
На верхний уровень размещают инструменты, которые используются детьми дозировано и аккуратно (например,металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки,труба, губные гармошки и т. п.).
На нижний уровень размещают барабаны, бубны, деревянные ложки, треугольники.
В музыкальных уголках должны находиться:
• Неозвучные музыкальные инструменты;
• Озвучные музыкальные инструменты;
• Музыкальные игрушки;
• Самодельные музыкальные инструменты;
• Музыкально – дидактические игры;
• ТСО, аудио и видеозаписи.
Для поддержания интереса к самостоятельной музыкальной деятельности нужно 1-2 раза в квартал обновлять пособия, вносить новые музыкально – дидактические игры, оборудование и самодельные музыкальные инструменты.
Современные тенденции или современные требования к музыкальному уголку :
• В группе должна быть аудио и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, блютуз колонка,компьютер или ноутбук,музыкальный центр с караоке, наушники (для того, чтобы один ребенок,прослушивая музыку, не мешал другим.)
• Подборка детских песен и аудио сборник классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.
• Качественное звучание музыкальных инструментов (в том числе электронных, т. е. хорошо настроенные и издающие знакомые детям звуки,дабы не засорять слуховой опыт ребенка).
Современный музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, знакомить дошкольников с разной музыкой, должен способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет
*куклы-неваляшки;
*образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
*игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки.
*игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
*набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
*атрибуты к музыкальным подвижным играм «Котик» «Козлик», «Лиса и Зайчики» «Медведи» «Самолет», «Паровозик», «Лошадки»,«Ежики», «Петушок»;
*флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (по сезонам);
*ширма настольная с перчаточными игрушками;
*магнитофон и набор программных аудиозаписей;
*музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет
(средняя группа детского сада):
*металлофон;
*шумовые инструменты для детского оркестра;
*книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
*альбомы с картинками к песням, выученных на муз. занятиях
*фланелеграф или магнитная доска, фишки, изображения «Петушок», «Солнышко», «Цветочек», «Елочка» (большие и маленькие);
*атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа, для инсценирования («Репка», «Теремок»)платочки, маски, элементы ряжения
*музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ;
*атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;
*музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички; маленькая и большая матрешка;
*ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону;
*ширма настольная и набор игрушек;
*музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
*CD проигрыватель, набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшая группа детского сада):
*бубны, барабаны, треугольники и др. ;
*музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
*иллюстрации по теме П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»;
*музыкальные игрушки -самоделки (шумовой оркестр)– баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д. ;
*портреты композиторов- Чайковский П. И., Кабалевский Д. ;
*иллюстрации «Деревянные солдатики», «Баба-Яга», «Полька» «Лошадки», «На слонах в Индию» ,«Клоуны», «Вальс», «Утки идут на речку», «Болезнь куклы», «Молитва» «Игра в лошадки»;
*музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
*атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
*детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
*ширмы: настольная и ширма по росту детей;
*музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
*атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
*разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
*атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.
*магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительная группа детского сада):
*музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны, гармонь, гитара, скрипка, саксофон, труба и др.);
*портреты композиторов- П. Чайковский, Э. Григ, Д. Кабалевский, С. Прокофьев, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков;
*иллюстрации по теме «Времена года», к музыкальным сказкам, песням (Осень, Моя мама, Моя Россия,Новогодняя, Зимняя песенка, Будем моряками, Идет весна, Песенка о светофоре, В лесу, Масленица, Сагалган, День Победы, До свидания, детский сад, Лето, Солнышко;
*картинки к слушанию музыки-Танец дикарей, Вальс игрушек, Осенняя песнь, В пещере горного короля, Снежинки, У камелька,
* инструменты симфонического оркестра (коллекция миниатюрных инструментов)
*альбомы: «Мы рисуем песенку», «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
*графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
*альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
*музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
*набор самодельных инструментов для шумового оркестра– баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т. д. ;
*музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
*атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
*атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы, кокошники) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы;
*разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
*CD проигрыватель и набор программных аудиозаписей или дисков.
Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.
Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении. Ведь только тогда они вызывают желание действовать с ними.