Чернышёва Валентина
Методическая разработка интеллектуальной игры «Счастливый случай»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Нижегородской Области
«Детский санаторий «Городец».
Методическая разработка интеллектуальной игры
«Счастливый случай».
Составила:
Воспитатель
Чернышева В. В.
г. Городец, 2019г.
Введение.
1. Структура интеллектуальной игры «Счастливый случай».
2. Ход интеллектуальной игры «Счастливый случай».
3. Итоги интеллектуальной игры.
Публикация «Методическая разработка интеллектуальной игры „Счастливый случай“» размещена в разделах
4. Методика проведения интеллектуальной игры «Счастливый случай».
Заключение.
Введение.
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности детей, развития их самостоятельности, мышления, является игра. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою ценность.
Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности. Участвуя в игре, ребенок проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходиться проявлять системность, креативность и критичность мышления.
Интеллектуальная игра - неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она даёт возможность каждому ребенку продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым формируя стимулы саморазвития.
Использование в учебном процессе игры способствует тому, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Развитие ребенка в ходе игры происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. В игре формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Сущность интеллектуальной игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Цель:
Создание условий для развития самореализации учащихся в интеллектуально - развивающей деятельности.
Задачи:
1. Развивать сообразительность, логическое и творческое виды мышления, творческую активность;
2. Расширить кругозор, интеллектуальные способности ребят;
3. Воспитывать навыки культуры умственного труда, дисциплинированности, умения работы в коллективе.
Участники: Дети 11-12 лет.
Время проведения игры : 45 мин.
Место проведения: учебный класс, холл.
Оборудование: карточки с вопросами I, V гейма для ведущего (педагога, карточки с вопросами II гейма для детей, несколько нарисованных ребусов (А4) для III гейма, карточки с заданием для IV гейма, призы для команды-победителя, поощрительные призы для проигравшей команды.
1. Структура интеллектуальной игры.
1. Приветственное слово педагога.
2. Представление команд.
3. Ознакомление с условиями игры.
4. Первый гейм.
5. Второй гейм.
6. Третий гейм.
7. Четвертый гейм.
8. Пятый гейм.
9. Подведение итогов игры.
10. Награждение победителей и участников.
11. Рефлексия.
2. Ход интеллектуальной игры «Счастливый случай».
Вводное слово педагога: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами немножко поиграем. Для этого нам необходимо разбиться на две команды (ребята произвольно или по желанию делятся на две команды). Каждой команде нужно придумать название (по возможности – девиз) и, конечно, выбрать капитана. Представление команд. Так же я представляю вам наше справедливейшее жюри, которое поможет нам честно подвести итоги нашей игры (в жюри могут быть ребята старшего возраста). Итак, условия игры : в нашей игре 5 геймов:
I. «Разминка».
II. «Заморочки из бочки».
III. «Ты мне, я тебе».
IV. «Пойми меня».
V. «Гонка за лидером».
В первом гейме вопросы задаются поочередно. 20 вопросов одной команде, 20 вопросов второй. За каждый правильный ответ команде начисляется один балл. Задача команды правильно ответить на максимальное количество вопросов.
Во втором гейме капитаны по – очереди подходят к столу и выбирают карточки с вопросами. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде – сопернику. За каждый правильный ответ команде начисляется два балла.
В третьем гейме капитаны выбирают для команды соперников по одному ребусу. Задача команды правильно разгадать ребус. За правильный ответ – один балл.
В четвертом гейме нужно по два участника от каждой команды. Участники выбирают задание. Первый участник показывает пантомимой, второй участник отгадывает. В этом гейме можно принести команде два балла: один – за творческое исполнение, второй – за правильный ответ.
В пятом гейме вопросы командам задаются быстро. Задача команды правильно ответить на максимальное количество вопросов. Можно отвечать даже хором! За каждый правильный ответ – один балл.
В конце нашей игры жюри подводит итог. Итак, мы начинаем!
I Гейм «Разминка».
Вопросы для первой команды.
1. Катался мячом, пока не стал носком. (Клубок).
2. В какой сказке девочка зимой отправилась за цветами? («12 месяцев»).
3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет).
4. Шевельнул бородкой гном и вошел хозяин в дом. (Ключ).
5. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько всего времени сыграл каждый игрок? (4 часа).
6. Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка).
7. Много – люди, один – это… (Человек).
8. Птичий домик. (Гнездо).
9. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса).
10. Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания).
11. Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (Спереди).
12. Какой орган человека называют «мотор»? (Сердце).
13. Врач, сталевар, продавец – это… (Профессии).
14. Пингвин – это птица? (Да).
15. Один человек купил три козы и заплатил три рубля. Спрашивается: По чему каждая коза пошла? (По земле).
16. Век живи, век… (Учись).
17. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец).
18. Бежать во весь дух – это значит… (Быстро).
19. Дерево – медонос – это… (Липа).
20. Белая чайка по черному полю скакала, след за собой оставляла. (Мел).
Вопросы для второй команды:
1. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба).
2. Когда мальчика называют женским именем? (Соня).
3. Маленькие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).
4. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина).
5. Человек, который живет рядом? (Сосед).
6. Насекомое, дающее мед. (Пчела).
7. Что в арбузе, помидоре, огурце есть, а дыне и тыкве нет? (Буква «Р»).
8. Место, где растут овощи. (Огород).
9. Малина, черника, крыжовник – это… (Ягоды).
10. На что похожа половина яблока. (На вторую половину).
11. Стоящий на остановке троллейбус или автобус обходят спереди или сзади? (Сзади).
12. Их у человека 20. (Пальцев).
13. Овца, заяц, слон – это… (Животные).
14. Что теряет лось каждую зиму? (Рога).
15. Какой цветок считается символом России? (Ромашка).
16. С прилетом каких птиц считается, что пришла весна? (Грач).
17. Чего больше – яблок или фруктов? (Фруктов).
18. Морочить голову другому – значит… (Обманывать).
19. Какое дерево, как береза, дает сладкий сок? (Клен).
20. Семь раз отмерь, а один… (Отрежь).
II Гейм «Заморочки из бочки».
1. У чего нельзя найти ни начала ни конца? (У круга).
2. Как назвать пять дней недели подряд не говоря их названий? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
3. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
4. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).
5. Игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).
6. С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, а можно даже убить самого страшного героя русских сказок. (Игла).
7. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка).
8. Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка).
III Гейм «Ты мне, я тебе».
Предложить несколько нарисованных ребусов на выбор.
IV Гейм «Пойми меня».
1 команда – Царевна – лебедь (или Ленивый кот).
2 команда – Царевна – лягушка (или Большая мышь).
V Гейм «Гонка за лидером».
Вопросы для первой команды:
1. У какого слона нет хобота? (Шахматного).
2. Какое крыло без перьев? (Самолета).
3. Что случилось 31 февраля? (Нет такого дня).
4. Водитель машины. (Шофер).
5. Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых? (Молоко).
6. Инструмент, которым рубят. (Топор).
7. Густой лес. (Чаща).
8. Сильный ветер со снегом. (Метель).
9. Покрывало на столе. (Скатерть).
10. Домашний сторож. (Собака).
11. Фигура, не имеющая углов. (Круг).
12. Плод дуба. (Желудь).
13. Набор букв. (Алфавит).
14. У какого дерева ствол белый? (У березы).
15. Кто спит под своими ушами? (Заяц).
16. Жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках).
17. Кто пишет книги? (Писатель).
18. Зимнее логово медведя. (Берлога).
19. Орган зрения. (Глаз).
20. Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
Вопросы для второй команды:
1. Умеют ли слоны падать? (Да).
2. Кто написал стихотворение «Наша Таня громко плачет.»? (А. Барто).
3. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь).
4. Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык).
5. Нос птицы. (Клюв).
6. Дитёныш кошки. (Котенок).
7. Шкаф, стол, стул – это… (Мебель).
8. Спортивный инвентарь для катания на льду. (Коньки).
9. Игра со снегом. (Снежки).
10. Дом для лошади. (Конюшня).
11. Подземная железная дорога. (Метро).
12. Прибор для измерения температуры. (Термометр).
13. Сколько ног у мухи? (6).
14. Курица мужского рода. (Петух).
15. Дубовый лес. (Дубрава).
16. Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка).
17. Что составляет вместе 12 месяцев? (Год).
18. Самое длинноногое животное. (Жираф).
19. Скошенная, высушенная трава. (Сено).
20. Сказочное название скатерти. (Самобранка).
3. Итоги интеллектуальной игры.
Вот и подошла к своему завершению наша игра. Остается только нашему уважаемому жюри подвести итоги (суммируются баллы у каждой команды) и огласить результат.
Жюри оглашает результат. Педагог – организатор благодарит ребят за активное участие и награждает победителей и участников.
В заключении игры детям предлагается конкурс рисунков на тему: «Что я нового и интересного узнал в игре?».
4. Методика проведения интеллектуальной игры «Счастливый Случай».
1. Сбор детей на игру.
С детьми следует заранее договориться, где они соберутся. Воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Собирать детей надо быстро (1—2 мин, потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
2. Создание интереса к игре.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
3. Организация играющих, объяснение правил игры.
Педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение.
4. Проведение игры и руководство ею.
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава групп.
Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
5. Окончание игры и подведение итогов.
Подводятся итоги игры : отмечаются те, кто проявлял смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
Заключение.
Игра - как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:
1. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т. п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
2. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности.
Игра имеет значение для формирования дружного коллектива, для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, так и на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие, на становление личности.
В игре формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» (Хейзинча И.). Она должна строится на полученных ранее общеобразовательных знаниях и обеспечивать приобретения новых. Игра способствует формированию у детей такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ребятами в группе, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.
При проведении итогов обязательно необходимо поощрить всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей – соперников.
Точку в проведении игры можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.
Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций. Развитию таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.
Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.