Громова Алена Валериевна
Игры на свежем воздухе с детьми 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра малой подвижности «Бусинки»
Цели: учит детей медленно передвигаться, повторять движения взрослого (не разрывая цепь).
Ход игры : воспитатель начинает игру. Идет и, повторяя «Я на ниточку нанизываю бусинку», берет желающих детей за руки; остальные подходят по одному, каждый новый участник берет за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – «бусы»
Воспитатель (медленно поет, мотив произвольный)
Как мы бусинки
Лепили,
Как мы бусинки
Лепили,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
(Ведет цепь медленно по прямой.)
Как мы бусами
Играли,
Темочки:
Как на нитку
Собирали
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки
(водит цепь плавно из стороны
в сторону по всей площадке).
Как мы бусы
Завивали,
Как мы бусы
Завивали,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки
(кружится, завивая цепь вокруг себя)
Воспитатель останавливается и говорит детям: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали ее распутывать, ниточка и порвалась. Все бусинки раскатились, разбежались в разные стороны: «Бах! Тара-рах!». Дети бегут по площадке. «Ой, как далеко раскатились наши бусинки! – говорит взрослый. – Надо опять все бусы на ниточку собрать!»
2. Подвижная игра «Собачка и воробьи»
Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.
Ход игры : воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями. Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет изображать собачку? (Ребенок-«собачка» берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».
Воспитатель. Скачет, скачет воробей:
Скок-поскок!
Скок-поскок!
(Дети скачут, кто как может.)
Кличет маленьких детей:
– Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
( Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
Чик-чирик!
( Дети повторяют: «Чик-чирик!»)
Воспитатель. Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко.
«Собачка» выбегает и громко лает: «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны. Игра повторяется.
3. Игра малой подвижности «Найди свой домик»
Цель: учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, находить нужный цвет.
Ход игры : воспитатель раздает детям кружочки красного, зеленого, желтого цветов. Дети с кружочками стоят в «домиках» такого цвета. После слов воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «найди свой домик», дети собираются в своих домиках.
4. Игра малой подвижности «Снежинка волшебная, замри!»
Воспитатель предлагает детям делать плавные движения руками, кружиться, а по сигналу «замри» – «застыть», «замереть» в какой-либо красивой позе. Воспитатель выбирает лучшую фигуру снежинки.
Вьюга кружит раз,
Вьюга кружит два,
Вьюга кружит три,
Волшебная снежинка,
На месте замри!
5. Подвижная игра «Дед Мороз»
Цель: прививать умение выполнения характерных движений.
Ход игры : воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки.
Воспитатель (говорит грубым голосом).
Я – Мороз Красный Нос,
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
(Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.)
Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!».
Дети разбегаются. Игра повторяется каждый раз. «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек, лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».
6. Подвижная игра «Ворона и собачка»
Цель: учить подражать движениям и голосам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
Ход игры.
Воспитатель. Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны:
«Кар-кар-кар!»
Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.
Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала:
«Ав! Ав! Ав!»
«Вороны» разбегаются в разные стороны.
Игра повторяется.
7. Хороводная игра «Мои ладошки»
Цель: учить детей выполнять движения согласно словам, помогать ориентироваться в пространстве, выполнять действия правой и левой рукой.
Ход игры : воспитатель проговаривает текст, дети выполняют движения.
Покажи их поскорей (дети стоят,
показывают ладошки, хлопают и произносят слова,
Хлопай, хлопай, веселей!
Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Этими ладошками (дети идут по площадке,
хлопают ладошками и говорят слова)
Похлопаем немножко.
Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Спрятались ладошки!
(Останавливаются, ладошки сжимают в кулачки,
качают головой и говорят: «Ой-ой-ой!».)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Кулачок скорей открой (дети показывают ладошки,
хлопают ими и говорят: «Хлоп-хлоп!»,
Покажи ладошки!
Этими ладошками (идут по площадке,
топают ножками и говорят: «Топ-топ!»)
Похлопаем немножко.
Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
8. Подвижная игра «Воробушки-пташки»
Цели: учить детей быть внимательными, упражнять в умении действовать по сигналу.
Ход игры : на одной стороне площадки – «гнездышки», в них сидят «воробушки».
Воробушки-пташки,
Серые рубашки,
Вместе с солнышком встают,
Громко песенку поют:
Чик-чирик, чик-чирик,
Чик-чирик!
«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать».
Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» – «воробушки улетают» и «садятся на кустик», ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвращается в гараж.
«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только зернышки «клевать», но и пить водичку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но, как только появляется «машина», они «улетают».
В конце игры «воробушки» летят в свои «гнездышки».
9. Игра малой подвижности «Птички»
Эта птичка – соловей
(загибают по одному пальчику,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
(Машут сложенными крест-накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам.
(Машут обеими руками, как крыльями.)
10. Подвижная игра «Береги предмет»
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Ход игры : дети становятся в круг. У ног каждого лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться.
Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.
11. Игра малой подвижности «Дорожки»
Цель: научить ходить друг за другом, делая сложные повороты, сохраняя равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди идущего.
Ход игры : на площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.
12. Малоподвижная игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,
Кати по снегу свой снежок (катят).
Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,
И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).
Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).
На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)
Увы – и нет снеговика (пожимают плечами, руки в стороны).
13. Подвижная игра «Солнечные зайчики»
Цель: уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
Ход игры : воспитатель держит в руке маленькое зеркальце и говорит: «Посмотрите, к нам прискакал в гости веселый солнечный зайчик. Видите, как он радуется, скачет вверх, затем вниз, потом в сторону. И заплясал! (Водит солнечного зайчика по стене веранды.) Поиграем с ним».
Воспитатель. Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Прыг! Скок!
Вверх, вниз, вбок!
Дети пытаются поймать солнечного зайчика.
Мы зовем их –
Не идут.
Были тут –
И нет их тут.
Прыг! Скок!
Вверх, вниз, вбок!
Прыг, прыг
По углам,
Были там –
И нет их там.
Где же побегайчики –
Солнечные зайчики?
Дети включаются в игру и ищут солнечного зайчика.
Игра повторяется.
14. Малоподвижная игра «Все захлопали в ладоши»
Цель: учить выполнять действия согласно указаниям воспитателя.
Ход игры : на мелодию песни «Во саду ли, в огороде» воспитатель поет, а дети выполняют движения, указанные в тексте:
Все захлопали в ладошки
(дети идут по залу, хлопают в ладоши,
Дружно, веселее,
Застучали наши ножки (топают ножками)
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим
(останавливаются, хлопают по коленям) –
Тише, тише, тише,
Ручки, ручки поднимаем
(поднимают медленно руки вверх)
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки
(поворачивают кисти рук вправо, влево,
Снова опустились
(опускают руки вниз).
Покружились, покружились
И остановились.
15. Подвижная игра «Такси»
Цель: приучать двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения, быть внимательными к товарищу по игре.
Ход игры : дети становятся внутри обруча – один водитель, другой пассажир, перемещаются по площадке.
16. Подвижная игра «Разноцветные листочки»
Цель: учить ходить врассыпную между листочками, по сигналу останавливаться.
Ход игры : букет из осенних листьев стоит в корзине. Их много, они разные: желтые, зеленые, оранжевые.
Показать детям, какой красивый букет: «Посмотрите, какие красивые листочки стоят в корзине!». Спросить малышей, видели ли они желтые листочки на дереве.
Дети берут листочки в обе руки и вместе с воспитателем выполняют несложные движения.
Дует, дует ветерок (дети ходят по залу,
машут листочками,
Дует-задувает!
Желтые листочки
(меняют направление движения руки)
С дерева срывает!
И летят листочки
(дети кружатся и приседают,
кладут листочки на пол,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки!
Детям весело, они ходят врассыпную между лежащими на полу разноцветными листочками, большими и маленькими. По сигналу малыши останавливаются и танцуют среди осенних листьев.
17. Малоподвижная игра «Зайка беленький сидит»
Цель: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать эмоциональную сферу ребенка.
Ход игры:
Зайка беленький сидит
(дети, присев, складывают ладошки
на голове, изображая уши, шевелят ими)
И ушами шевелит –
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
(встают, хлопают в ладошки,
Надо лапочки погреть –
Хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
(прыгают,
Надо зайке поскакать –
Скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг – и ускакал.
(Убегают.)
Игра повторяется.
18. Подвижная игра «Птички – раз! Птички – два!»
Цель: упражнять детей в выполнении движений, учить счету.
Ход игры : воспитатель говорит: «Сейчас будем играть. Сколько у птички лапок? А глазок? А крылышек?»
Птички, раз!
(Дети выдвигают вперед одну ногу.)
Птички, два!
(Выдвигают другую ногу.)
Скок-скок-скок!
(Дети скачут на обеих ногах.)
Птички, раз!
(Дети поднимают крылышко.)
Птички, два!
(Поднимают крылышко.)
Хлоп! Хлоп! Хлоп!
(Дети хлопают в ладошки.)
Птички, раз!
(Дети закрывают рукой один глаз.)
Птички, два!
(Закрывают другой глаз.)
«Птички» открывают глаза и бегают, машут «крылышками», чирикают, пищат. Воспитатель: «Все улетели!»
Игра повторяется.
19. Малоподвижная игра «Веснянка»
Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Солнышко, солнышко
(дети идут по кругу,
Золотое донышко
(взявшись за руки).
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей
(бегут по кругу,
Прилетели сто грачей
(летят по кругу,
А сугробы тают, тают
(медленно приседают,
А цветочки подрастают.
(Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
20. Подвижная игра «Ехали, ехали и приехали»
Цель: развивать умение выслушивать задание, сохранять его в памяти и действовать по заданию.
Ход игры : на игровой площадке разместить:
– гараж (положить рули);
– аэродром (поставить игрушку – самолет);
– определить место, где будет жить лошадка.
Дети приходят в «гараж», берут рули, и вот уже каждый сидит в своей «машине». Малыши заводят «машины», произносят звук «р-р-р-р!». «Мотор» у «машин» заработал, дети на месте топают ножками – это закрутились «колеса».
«Машины» сначала «едут» медленно, проезжают по дороге, по мостику, затем быстро едут.
Едем, едем мы с тобой
На машине грузовой…
Шины весело шуршат,
Ехать нам быстрей велят.
«Ехали, ехали и приехали…» – говорят дети с воспитателями. «Посмотрите, стоит самолет. Куда вы приехали?» Дети приехали на аэродром. Спросить, на чем сейчас полетим? «Вы – летчики и сейчас полетите на самолете. Выходите из машины». Дети кладут рули и садятся в «самолеты», руки разводят в стороны и произносят звук «ж-ж-ж-ж!», самолет полетел.
Самолет летит,
Самолет гудит:
«А куда же я лечу?»
Я лечу, куда хочу!
Улетел за облака.
«До свидания! Пока!»
«Самолеты» возвращаются на «аэродром», дети садятся в «машины», берут рули и «едут» туда, где стоит «лошадка».
«Ехали, ехали и приехали», – говорят дети тому, к кому приехали. (К лошадке.) Кладут рули и выходят из «машины».
Цок-цок! Цок-цок!
(Дети как будто бы садятся верхом на лошадку.)
Я лошадка – серый бок
(руки держат перед собой и «скачут»,
Я копытцами стучу
(во время движения цокают языком,
Если хочешь, прокачу!
Пока воспитатель читает стихи, малыши «едут на машине» и «летят на самолете», «скачут на лошадке». На сигнал «Лошадки остановились!» дети берут рули и на машинах «едут» в гараж.
Игра заканчивается.
21. Хороводная игра «Колобок»
Цель: способствовать активному запоминанию текста сказки, произношению знакомого текста с разной интонацией.
Ход игры : колобок катится по зеленой весенней траве от одного зверя к другому. Дети, взявшись за руки, передвигаются за ним, и все вместе поют песенку.
Воспитатель ведет рассказ и каждый раз, встречая нового зверя, приговаривает: «Катится, катится колобок, а навстречу ему… Кто?» В следующий раз можно обыграть сказку «Теремок» или «Снегурочка и лиса».
22. Малоподвижная игра «Веселый воробей»
Цель: учить выполнять движения по тексту игры.
Ход игры:
Воробей с березы на дорогу – прыг!
(Дети прыгают.)
Больше нет мороза –
Чик-чирик!
(Дети прыгают и чирикают.)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек
( дети произносят: «ж-ж-ж-ж!»,
И не зябнут лапки –
Скок-скок-скок! (Дети прыгают.)
Высохнут овражки –
Прыг-прыг-прыг! (Дети прыгают.)
Вылезут букашки –
Чик-чирик! (Дети чирикают.)
Воспитатель продолжает: «Клюй, не робей! Кто это?» Дети отвечают: «Воробей!»
23. Подвижная игра «Ручейки у озера»
Цель: научить бегать друг за другом, становиться в круг.
Ход игры : по сигналу «ручейки»-дети бегут друг за другом. По сигналу «озеро» – становятся в круг.
24. Малоподвижная игра «Озорной мячик»
Цель: развивать у детей чувство ритма, соотносить движения мяча со словами текста.
Ход игры : воспитатель играет большим красивым мячом. Дети и воспитатель в противоположных сторонах площадки.
Воспитатель:
Разноцветный быстрый мяч
(отбивая мяч, воспитатель идет к детям)
По дорожке скачет, скачет.
(Дети прыгают на месте.)
Мяч веселый и большой,
Мы попрыгаем с тобой!
Прыгай, прыгай веселей
(воспитатель отбивает мяч,
стоя на месте около детей,
Своих ножек не жалей!
Стоп!
(Дети останавливаются,
воспитатель держит мяч в руках.)
А сейчас – раз, два, три!
(Дети бегут на противоположную
сторону площадки.)
Мы бежим! Ты – догони!
(Встают в линейку, их «догоняет» мяч.)
Бегите скорее от мяча!
Игру проводить живо, эмоционально, чтобы в поведении детей ощущалась только радость: и когда они прыгают на месте, подражая движению мяча, и когда убегают от мяча.
25. Подвижная игра «Кто, кто в домике живет?»
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию и пространственную ориентацию.
Ход игры : В гости к детям решили зайти веселый Петрушка и колючий ежик. Они спрятались под корзинами – это их «домик». Малыши подходят к одному из «домиков», топают ножками и спрашивают: «Кто, кто в домике живет?». Им никто не отвечает. Дети заглядывают под корзину и видят: в «домике» сидит веселый Петрушка, он принес им погремушки.
Малыши играют погремушками (кладут их на пол, бегают между ними, из погремушек выкладывают круг).
«Дети, вы все – веселые зайчики!» – читает текст воспитатель.
Скачут зайки по лужайке (прыгают
на месте и с продвижением вперед,
Скок, скок, скок.
Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
На сигнал «Зайка, возьми погремушку!» малыши берут погремушки.
Педагог спрашивает: «А кто живет в другом домике?» Погремушки отдают Петрушке, благодарят его.
Подходят к другому «домику», топают ножками и спрашивают: «Кто, кто в домике живет?». А живет там колючий ежик, около него лежат мячики – ежики.
Малыши играют мячиками: идут и прокатывают их в ладошках, перекладывают из одной руки в другую. После игры дети отдают мячики «ежику» и благодарят его.
26. Малоподвижная игра «Цыплята»
Цель: учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц.
Ход игры : взрослый произносит текст, дети выполняют движения. Дети идут гурьбой за воспитателем.
Воспитатель. Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплята –
Желтые ребята.
– Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Дети выполняют эмоциональные движения.
Воспитатель. Нашли зернышки? Клюйте! А теперь попейте водички – клювики вверх! Молодцы!
«Цыплята» бегают, пищат. Игра продолжается.
27. Малоподвижная игра «Кто как кричит»
Цель: уточнять знания о том, кто из животных как подает голос.
Ход игры.
Воспитатель. «Я сейчас буду рассказывать, а вы угадайте, кто и как подает голос».
Петушок. Ку-ка-ре-ку!
(Дети. Ку-ка-ре-ку)
Кур стерегу.
Курочка кричит:
– Кудах-тах-тах!
(Дети. Ко-ко-ко)
Снеслась в кустах!
Кошка песенку поет:
– Мурр-мурр!
(Дети. Мур-Мур-Мур)
Пугаю кур!
Ворона кричит:
– Кра-кра-кра!
(Дети. Кар-кар)
Завтра дождь с утра.
Корова мычит:
– Му-у, му-у!
(Дети. Му-му)
Молока кому?
Воспитатель и дети имитируют движения: взрослый наливает молоко, дети выпивают.
28. Малоподвижная игра «Надуй шарик»
Цель: учить детей вдыхать через нос, а выдыхать плавно и как можно медленнее.
Ход игры : дети встают близко друг к другу, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют небольшой круг.
«Нужно надуть шарик», – говорит педагог. Все вместе дуют и одновременно медленно отходят назад, произнося «фу-у-у-у», имитируя надувание шара. После слов «Лопнул шарик!» малыши произносят звук «ш-ш-ш-ш!» и медленно идут к центру круга.
Игра продолжается, дети вновь «надувают шарик».
29. Малоподвижная игра «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне
(показывают руками цветок,
Утром весенним раскрыл лепестки
(разводят пальцы рук,
Всем лепесткам красоту и питание
(движение пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки
(ладони вниз, тыльной стороной
прижимают друг к другу,
пальцы разводят).
30. Малоподвижная игра «Улей»
Вот маленький улей (дети сжимают пальчики в кулак).
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья (отсчитывают по одному пальчику).
Раз, два, три, четыре, пять.
З-з-з-з!
31. Подвижная игра «Жуки»
Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.
Ход игры : по сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.