Ирина Таранова
Конспект театрализованной деятельности «Играем в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Играем в сказку».
Цели:
- развитие у дошкольников познавательного интереса к русским народным сказкам;
- развитие социальных и коммуникативных навыков детей через восприятие смысла сказок и стихов в театрализованной деятельности.
Задачи:
Развивать у детей:
- связную речь (построение фраз и предложений); голосовые умения (высота, сила звука, передача образа);
Публикация «Конспект театрализованной деятельности „Играем в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- мимические умения (передача образа, настроения);
- внимание, память, мышление;
- двигательные умения (подвижность, пластика, двигательная импровизация).
- побуждать к желанию принимать участие коллективной художественно-творческой деятельности;
- воспитывать умение действовать в коллективе.
Театр – это духовные богатства, ничем не заменимый источник воспитания.
Детский возраст - это возраст сказки. Именно в этом возрасте дети верят в волшебство, тянутся ко всему сказочному, необычному и чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.
Мир волшебства и чудес, мир сказки, погружает ребенка в неизведанный для него мир, помогает понять язык взаимоотношений между людьми. Певучесть, образность народного языка, помогает ребёнку овладевать речью, на основе красоты и самобытности народного слова.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность воспитанника к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Сказка играет важную роль в жизни ребенка. Он не просто слушает сказку, а погружаются в её мир. Участвуя в театрализованных постановках, играя, а точнее проигрывая сказочные сюжеты, дошколята проживают сказку вместе с её героями, так у них появляются первые представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, о дружбе, добре и зле.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
А театрализованные занятия в детском саду развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в
различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или
сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, позволяет им решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, застенчивость, неуверенность в себе.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Дети под музыку заходят в зал. Их встречают сестрица Аленушка и сестрица Матренушка, воспитатели в костюмах.
Аленушка:
Здравствуйте, ребята! Я – сестрица Аленушка далее
Матренушка:
А я – сестрица Матренушка! Зачем пришли к нам в гости, нас порадовали? (ответы детей).
Вопросы для беседы:
- Любите ли вы сказки, ребята?
- Что больше любите: слушать и смотреть?
- Где можно посмотреть сказки?
- Как называются люди, выступающие в театре?
Аленушка:
Актеры играют разные роли, превращаясь в разных животных, королей, принцесс и даже в деревья и цветы. Хотели бы вы превратиться в актеров и побывать в сказке? Как же нам превратиться в героев сказки? (переодеться в костюмы, надеть маски). Верно, ребята. Но где нам маски и костюмы раздобыть?
Дети замечают на полу закрытую сундучок, подходят к ней и открывают. Обнаруживают в ней маски и детали костюмов.
Матренушка:
Здорово, ребята! А что это вы нашли в нашем сундучке? (ответы детей). Неужели? А мы с Аленушкой и не знали, что такое богатство у нас хранится! Теперь – то мы точно можем превратиться в героев сказки.
Дети переодеваются в костюмы и надевают маски.
Аленушка:
Какие герои у вас получились? (Дети перечисляют.) Интересно, а что за сказка получилась, героями которой вы стали? Вы ее знаете? («Репка»). Молодцы, угадали!
Матренушка:
Вот мы и попали в сказку. А вот и дедушка пожаловал.
Наступила весна. Пора репку сажать. Только дедушка один не справится. Вы поможете ему, ребята?
Итааак! С чего начинается сказка? С каких слов?
Дети:
Посадил дед репку.
Дети демонстрируют начало сказки.
Матренушка:
Что же было дальше?
Дети:
Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку тянуть.
Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.
Дед:
Бабка, бабка, приходи, с нами репку потяни!
Прибегает «бабка», ребенок в сарафане и платочке.
Аленушка:
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Стали звать дед с бабкой внучку.
Дед и баба:
Внучка, внучка, приходи, с нами репку потяни!
Приходит внучка, в платье и шляпке, помогает тянуть репку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут.
Матренушка:
В чем же дело? У них, наверно, руки слабые. Потренируем руки вместе с бабкой и внучкой – сделаем зарядку?
Физкультминутка «Веселая зарядка»
Матренушка:
Все скорей ко мне бегите! Кубики все получите!
Кубики дети взяли, с ними быстро зашагали.
Надо в круг теперь нам встать, кубики всем показать.
А потом их опускать - поднимать и опускать!
Молодцы, ребята! Ручки мы укрепили, теперь сил хватит репку тянуть. Что случилось дальше? Кого же еще на помощь позвали? Верно, позвала внучка Жучку.
Внучка:
Жучка, Жучка, приходи, с нами репку потяни!
Прибегает Жучка, ребенок в костюме собаки:
Гав, гав!
Алё нушка:
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Кто еще пришел им на помощь? Молодцы! Конечно, позвали на помощь Кошку.
Все хором:
Кошка, Кошка, приходи, с нами репку потяни!
Выходит кошка, в костюме кошки, перебирая лапами:
Мяу! Мяу!
Аленушка:
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Кого же еще позвать на помощь? Да, Мышку! Позвали на помощь Мышку: «Мышка, Мышка, приходи, с нами репку потяни!»
Прибежала Мышка, ребенок в костюме мышки:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Матренушка:
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Никак не получается вытянуть репку. Может быть, ребята, вы поможете героям сказки вытянуть репку?
Дети:
Да!
Матренушка:
Здорово! Тогда вставайте за Мышкой друг за другом и помогайте тянуть. Тянем – потянем, тянем – потянем, вытянули репку! Спасибо, ребята! Вы такие молодцы! Помогли дедке вытянуть репку. А Мышка вам за это угощение принесла.
Мышка выносит в корзинке яблоки и угощает детей.
Комплекс утренней гимнастики
по мотивам русской народной сказки «Репка»
Вводная часть
Педагог:
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказку «Репка». Давайте вспомним, как она начиналась. Жили – были дед и баба. И был у них огород (обычная ходьба друг за другом по кругу).
Корригирующая ходьба по кругу.
Педагог рассказывает сказку, дети выполняют движения.
Пошёл дед репку сажать.
Дети ходят вперевалочку на внешних сторонах стоп.
Погода хорошая. Птички чирикают.
Прыгают на 2 ногах с продвижением вперёд, взмахивая руками, как крылышками.
Вдруг дождик закапал!
Ходят на носках, руки вверху, встряхивают кистями рук.
Педагог. Закрылся дед руками от дождя, побежал скорее (обычный бег друг за другом, руки над головой «домиком»).
Закончился дождь. С облегчением вздохнул дед.
Упражнение на восстановление дыхания.
Руки через стороны вверх до уровня плеч – глубокий вдох через нос; резко опустить руки вниз – выдох через рот.
Повторить 2 – 3 раза.
Построение в звенья для общеразвивающих упражнений.
Основная часть
Общеразвивающие упражнения
Педагог:
Собрался дед репку сажать, а лопаты – то и нет. Где лопата?
«Где лопата?»
И. П. : ноги на ширине плеч, руки опущены.
Поднять плечи, развести руки в стороны («удивился дед», сказать : «Где лопата?» Вернуться в И. П.
Повторить 4 – 6 раз.
Педагог:
Нашёл дед лопату. Посадил репку. Выросла репка большая – пребольшая! Тянет – потянет дед репку, а вытянуть не может.
«Не вытянуть деду репку»
И. П. : ноги на ширине плеч, руки снизу сцеплены в «замок».
1 – 2 – наклониться, выпрямиться;
3 – 4 – «вытереть со лба пот».
Повторить 4 – 6 раз.
Педагог: Позвал дед бабку да внучку. Стали они по - другому репку тащить. Бабка за дедку, дедка за репку.
«Бабка да внучка»
И. П. : ноги на ширине плеч, руки согнуты полукольцом перед собой.
Выполнить наклоны в стороны.
Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону.
Педагог: Прибежала на помощь собака Жучка.
«Жучка»
И. П. : стоя на четвереньках.
«Повилять хвостиком»
Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону.
Педагог:
Позвала Жучка своих друзей – кошку да мышку. Прибежали они дружно, ухватились крепко за репку и все вместе вытащили её из земли!
«Вытянули репку!»
И. П. : О. С., руки на поясе.
Прыгать на 2 ногах на месте с хлопками над головой.
Повторить 3 раза по 5 – 7 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Педагог:
Пошли они все вместе домой и наварили каши (ходьба друг за другом по кругу, положив руки на плечи впереди идущему). Наелись все каши. Побежали Жучка, кошка да мышка по домам (бег друг за другом по кругу, обычная ходьба).
Упражнение на дыхание
Дети:
Репку дружно мы тащили, кашу вкусную сварили.
Упражнение на восстановление дыхания
Руки через стороны вверх до уровня плеч – глубокий вдох через нос; положить ладошки на грудь – выдох через рот.
Повторить 2 – 3 раза.
Список литературы:
1. Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников. - Екатеринбург, 2006.
2. Колобок. Репка. Играем в сказку. Театрализация сказок с игровыми полями и персонажами. - М. : Школьная книга, 2020.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.