Серафима Новикова
Игровая технология «Играем и учимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Публикация «Игровая технология „Играем и учимся“» размещена в разделах
Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других.
Поэтому, руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Данная разработка игровой технологии «Играем и учимся» является средством побуждения, стимулирования детей к познавательно- исследовательской (математической) деятельности Методическая разработка
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Развитие речи детей с ОНР через использование развивающих игр
математического содержания
составитель: Новикова С. Н.
г. Новомосковск
2013г
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность
2. Проблема
3. Ожидаемые результаты
4. Цель, задачи игровой технологии
5. Описание игр
6. Конспекты игр
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Ни для кого не секрет, что те молчуны, из которых в процессе организации и проведения непосредственно образовательной деятельности слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, они начинают выказывать и глубину мышления.
Поэтому, руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Данная разработка игровой технологии «Играем и учимся» является средством побуждения, стимулирования детей к познавательно- исследовательской (математической) деятельности
Актуальность
Актуальность игровой технологии обусловлена тем, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, ребенок начинается развиваться в процессе игры, а в дальнейшем обучаться играя.
Использование игровых технологий в работе с детьми в процессе организации работы по образовательной области «Познание», а именно развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение задач сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений способствует тому, что у детей появляется интерес к игровой деятельность, у них начинает развиваться умение видеть проблемы, задавать вопросы, искать на них ответы, делать выводы и умозаключения, появляется творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые, в дополнение к интеллекту и приобретенным знаниям, составляют творческую направленность личности.
Проблема
Главной проблемой в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста остаётся развитие связной речи, работа над которой должна проводиться во все промежутки времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении и в различных видах детской деятельности.
Так как развитие речи ребёнка не стихийный процесс, поэтому требует постоянного руководства со стороны специалистов и воспитателя.
Существует несколько условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, которых необходимо придерживаться, организуя данную работу с детьми.
Первое условие:
- потребность общения, или коммуникации, то есть должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставили бы ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.
Второе условие:
- создание речевой среды, дающей детям образцы речи - это речь родителей, родных, друзей, художественная литература, театр, речь педагога, звучащая в повседневной жизни.
Третье условие:
запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития, так как ребенок сможет хорошо рассказать только о том, что он хорошо знает.
Дети, имеющие общее недоразвитие речи, очень медленно усваивают программный материал. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщительны, скованны, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческие способности, воображение, логическое мышление, память, речь, необходимо использовать развивающие игры игровые развивающие технологии. Недаром, В. А. Сухомлинский говорил: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Ожидаемые результаты:
Использование игровой технологии благотворно влияет на развитие познавательного интереса, речи и умственной активности детей.
В процессе организации работы с использованием игровой технологии дети освоят количественный порядковый счет до 10, научатся составлению и решению задач, правильному применению арифметических действий, сравнению чисел, ориентировке на плоскости листа, в пространстве, освоят умение классифицировать, проводит операции синтеза и анализа, у детей разовьется математическое и логическое мышление, способность четко и грамматически правильно выражать свои мысли.
.
Предложенные сценарии игр могут использоваться в работе с детьми как в специально организованной непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей и в процессе проведения режимных моментов.
При разработке развивающих игр, учитывались многие факторы: - возрастные и психологические особенности воспитанников;
- специфика образовательной деятельности;
- познавательный интерес детей;
- ситуативность.
Образовательная деятельность, которая проходит в игровом и поисковом режиме, делает процесс формирования интереса к математике и математическим навыкам наиболее успешной. Использование игры позволяет сохранять и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, они видоизменяются по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет сделать их наиболее привлекательными.
Для каждого вида образовательной деятельности продумывается игровая мотивация с целью вызвать у детей интерес к игре, создать состояние увлечённости. При этом учитываются следующие условия:
1. ребёнок должен быть вовлечен в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решать задачи проблемного характера;
2. интеллектуальная и практическая деятельность должна быть разнообразной;
3. следует менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;
4. содержание различных видов деятельности должно быть трудным, но посильным;
5. чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интереснее для него;
6. индивидуальные, возрастные, психо - физиологические особенности воспитанников;
7. эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
Цель:
- эффективное влияние игровой технологии на успешность речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР в процессе формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Пополнять словарный запас детей.
2. Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.
3. Развивать разговорную речь детей
4. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
5. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.
7. Снять напряжение и скованность в поведении ребёнка.
Содержание игр
№п/п Наименование игр Задачи
1 "Кто летает?”, "Съедобное – несъедобное”, "Загадки”– способствовать формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учить выделять существенные признаки предметов развивать речевую активность
2 «Чудесный мешочек”, "Определи предмет на ощупь”, "Найди предмет, отличающий от других”, учить находить одинаковые свойства или признаки предметов, учить детей рассуждать развивать разговорную речь детей
3 «Что нарисовано?”, "Назови предмет в ряду”, "Назови предмет одним словом”, "Что лишнее? Почему?”, "Домино”, «Как одним словом можно назвать предметы”, учить быть наблюдательным и внимательным
учить выражать сови мысли четко, грамматически правильно
4 "Я знаю пять …”, "Рыбы-птицы-звери”, "Одежда-мебель-посуда”, "Овощи-фрукты-ягоды”, развивать интеллектуальные способности и речь детей,
учить классифицировать и обобщать.
5 "Найди картинку с самым низким деревом”, "Найди картинку с самым высоким мальчиком”, "Покажи мяч средней величины” формировать качественные и количественные понятия
учить обозначать количество предметов грамматически правильной речью
6 "Лабиринты”, "Продолжи ряд”, "Помести недостающую фигуру”, Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность
7 Игры путешествия «По сказкам», «На остров Чудес», «В город Цифроград», «На Луну», Математическое королевство». Закрепление ранее полученных знаний математического содержания
8 Игры викторины, конкурсы, турниры
«Умники и умницы», «Торопись, да не ошибись», «В гостях у профессора Математики», «Задания для Незнайки». Закрепление ранее полученных знаний математического содержания развитие сообразительности, самостоятельности, логического мышления, внимания, любознательности,
пробуждать интерес к математике и желание учиться,
Пальчиковые игры, направленные на ориентировку
в пространстве, освоение понятий "впереди-сзади", "слева-справа".
1. Серенький козел.
Как то серенький козел в огород поесть зашел.
(Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идем вперед.)
Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.
(Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.)
Под копытами – трава, (Опускаем подбородок)
А над головой – листва. (Поднимаем подбородок вверх.)
Наклонись – капусту кушай, (Наклоняемся вниз.)
А вверху - большие груши (Встаем на носочки, тянемся вверх.)
Сзади огурцы растут, (Поворачиваемся назад.)
Впереди кусты растут. (Поворачиваемся назад)
Слева-молодой лучок, справа –молодой кабачок (Полуобороты влево, вправо)
Здесь- сто ягодок, там- двести (Наклоны вправо, влево.)
Козлик крутится на месте. (Крутимся)
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал. (Наклонив голову, убегаем от пса.)
2. Улитка.
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
(Улитка раскачивается из стороны в сторону.)
Вот улиточка ползет (Ползет вперед по столу.)
Потихонечку вперед. (Улитка заползает на цветок)
На цветочек заползает,
(Улитка поочередно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (Цветочек)
Рожки в голову втянула,
(Рука (улитка) сворачивается в кулак (втягивает рожки)
В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука (цветочек) закрывается, пряча улитку в бутоне.)
Пальчиковые игры, направленные на изучение счета.
1. Апельсин.
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
2. Гости.
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна (большой и средний)
Рад Серёжа (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!